...и по всему свету

Селезнёвские чтения — вечная память о мыслителе

Селезнёвские чтения — вечная память о мыслителе

Юрий Селезнев, талантливый русский критик и литературовед, писал: «Человек жив, пока жива память о нем». Опираясь на данное изречение, можно уверенно говорить о бессмертии его автора. Ведь сегодня о Юрии Ивановиче не забывают, собственно, как и не забудут завтра: о нем говорят, его творчество продолжают исследовать, а книги не перестают издавать. Память о Селезневе — вечная память…

Так на факультете журналистики Кубанского государственного университета уже стало традицией проводить Международную конференцию «Наследие Ю.И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории», организаторами которой являются д.филол.н., профессор, декан факультета журналистики КубГУ Н.П. Кравченко и Ю.М. Павлов, д.филол.н., профессор кафедры публицистики и журналистского мастерства КубГУ.

Юрий Иванович был из тех выдающихся независимых критиков, редакторов, которые отважно боролись за русское дело, которые поднимали проблему народности и искали ее решение. И вот уже во второй раз на Селезневских чтениях в Краснодаре, на родине литературоведа, собираются люди, продолжающие это великое дело.

В этом году в числе участников Пленарного заседания были: Куняев С.С., критик, публицист, заведующий отделом критики журнала «Наш современник» (г. Москва);Казинцев А.И., заместитель главного редактора журнала «Наш современник» (г. Москва); Козлов Ю.В., писатель, главный редактор «Роман-газеты» (г. Москва);Волков Е.В., директор издательства «Русский мир» (г. Москва); Лихоносов В.И, писатель, главный редактор журнала «Родная Кубань» (г. Краснодар); Сычева Л.А., прозаик, главный редактор литературного интернет-журнала «Молоко» (г. Москва);Тулушева Е.С., прозаик (г. Москва); Тимофеев А.Н., критик, прозаик (г. Москва);Татаринов А.В., д.филол.н., профессор кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ (г. Краснодар).

Помимо выступлений приглашенных гостей, программа конференции включала в себя около 130 научных работ, авторы которых были поделены на две секции. Участниками первой секции «Проблемы филологии, истории, теории и практики журналистики» (под руководством Ю.М. Павлова и Г.М. Соловьева) являлись кандидаты наук, профессора, доценты и преподаватели, а вторая секция (под руководствомА.Л. Факторовича и Г.Н. Немца) — аспиранты, соискатели, магистранты и студенты. Тематический разброс материалов, как и местожительство их авторов, был довольно широким: здесь и «Ю.И. Селезнев и В.В. Кожинов: богатыри на публицистической заставе» (Колодяжный И.В., ст. преподаватель Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПГУ (г. Санкт-Петербург), и «Медиаструктура русской эмиграции первой волны: взаимосвязь аспектов исследования» (Прайс Н.Ю, преподаватель Русской школы Кембриджского университета (Кембридж, Великобритания), и «Традиционные ценности, их сохранение и отражение в русской современной литературе» (Балаян И.Л., аспирант кафедры отечественной филологии и журналистики филологического факультета АГПУ (г. Ульяновск), и т.д.

К сожалению, не всем удалось приехать, но и без этого зал был полон: именитые гости, преподаватели, магистранты, аспиранты, студенты, держащие в руках тексты научных исследований, блокноты с ручками, фотоаппараты, видеокамеры. Живая атмосфера, царившая в зале, требовала скорейшего начала заседания. И на все это с фотографии смотрел Ю.И. Селезнев, обрамлённый прекрасными гвоздиками… Вот и настал момент открытия конференции.

Первое слово было предоставлено А.И. Казинцеву, который выступал не только как исследователь, но и как мемуарист, поскольку лично был знаком с Селезневым. Казинцев пришел в «Наш современник» тогда, когда Юрия Ивановича изгоняли оттуда за известную публикацию в 11-ом номере 1981 г. И спустя 34 года Александр Иванович остается верен журналу, является заместителем главного редактора.

Сначала критик говорил, раскрывая тему «Бюрократы и патриоты, или почему патриоты всегда проигрывают». Он показал основное различие между заявленными понятиями («патриот служит Отечеству, а бюрократ власти»), а затем говорил непосредственно о Селезневе, о его «политической смелости» в работе, которая распадалась на два неравных периода: работа в редакции «Жизнь замечательных людей» и в журнале «Наш современник». Здесь же помимо мужественной внешней красоты Селезнева, о которой говорили многие друзья и коллеги Юрия Ивановича (Казинцев: «Он был красавец. И первое, что поражало в нем, это редкая мужественная красота, не слащавая. Это витязь, воин, борец. Он высокий был, статный, с гривой волос. Он откидывал гордо голову и, чуть прикрыв глаза, сразительно синие, оглядывался вокруг, как витязь в степном дозоре»), Александр Иванович вспоминает: «Селезнев имел широчайший политический кругозор — он превосходил даже своего друга Вадима Кожинова, широта взглядов которого ограничена все-таки историей литературы. <…> Придя в «Наш современник», Селезнев стремился превратить его не только в образцовый журнал, но и сделать из него орган направления и, больше того, политический центр».

После выступления Казинцева еще долго не хотели отпускать слушатели, задавая вопросы. И, возвращаясь к теме доклада, прозвучало: «Назовите патриотов и бюрократов в нашем правительстве», на что Александр Иванович произнес, отметив, что это и была суть доклада: «Вверху нет патриотов, и быть их не может… патриоты сидят в этом зале».

Следующим выступающим был Ю.В. Козлов. И прежде чем начать чтение доклада, он вернулся к вопросу, заданному Казинцеву, и отметил: «Чтобы ответить на поставленный вопрос достаточно посмотреть на то, как живут наши руководители. Допустим, Якунин считался патриотом, да и сегодня его уважают. Он разъезжал на зеленом “Бэнтли” и имел большое шубохранилище и шикарное имение… Собственно, насколько это совместимо с патриотизмом?»

В своем же докладе Козлов рассказал о судьбе толстых журналов в Год литературы, о проблемах, с которыми они сталкиваются, и о том, как существуют в настоящее время. Писатель начал, перефразировав слова Евтушенко: «Литературный журнал — это больше, чем журнал… особенно в России», а далее раскрыл тему через призму трех ключевых слов, определяющих жизнь толстых журналов — направление, борьба и компромисс. Здесь же Юрий Вильямович выделил причины гибели подобных печатных изданий и предложил способы их устранения: во-первых, следует «придать журналам, имеющим большой вклад в историю страны, особый статус», а во-вторых, «создать пакет журналов и дать указания обеспечить подписку на вышеуказанный пакет». Но все же основная проблема, по мнению Козлова, заключается в следующем: «То, что сейчас происходит, означает, что власть не ставит перед собой задачу воспитания народа в духе высоких нравственных идеалов».

Автограф Виктора ЛихоносоваЗатем своей энергией и харизмой зал заполнила Л.А. Сычева. Лидия Андреевна начала с небольшой истории: однажды она на лекции читала книгу В.И. Лихоносова и закрывалась рукой, чтобы преподаватель и однокурсники не видели, как она плачет. И на конференции, стоя на сцене и вспоминая этот фрагмент свой жизни, она не смогла сдержать слез. Сычева произнесла: «Я очень признательна этому чувству, которое тогда меня поразило, потому что именно то чувство любви, которое было тогда у меня, когда у меня не было никаких перспектив, оно привело меня сейчас сюда к Виктору Ивановичу Лихоносову. Понимаете? Вот это к вопросу о том, что жизнь каждого молодого человека замечательна. Сейчас каждый из вас — это то, что вы читаете. И то, что вы запомните, спустя годы к вам вернется».

Также на личном примере Сычева показала различие между журналистикой и литературой. Начала Лидия Андреевна с разговора о любимых писателях, а затем перешла к своей журналистской деятельности. Когда в 1995 году она устроилась на работу в либеральную «Учительскую газету», помимо тех заданий, что ей давали, она предлагала и свои материалы, первым из которых был текст «Литературные мечтания о прозе Лихоносова», который до сих пор считает одной из своих лучших статей. Об этом Сычева говорила, обращаясь к студентам-журналистам: «Вот когда вы придете в свои издания, в свои телеканалы, хотите вы того или нет, вы принесете туда то, что вы любите». Здесь же она подчеркнула, что «быть хорошим, честным журналистом труднее, чем быть честным писателем <…> Писатель может писать, может не писать; его могут читать, могут не читать — он свободен в своем творчестве по-настоящему, а у журналиста целые этажи начальников, а за начальниками еще начальники, обязанности…».

Далее в аудитории «градус поднял» С.С. Куняев. Это был один из кульминационных моментов конференции, поскольку Сергей Станиславович представлял первую книгу Юрия Селезнева в издательстве «Алгоритм», изданную за последние 25 лет. Критик рассказал о структуре сборника избранных работ, который был поделён на три смысловых раздела. Первый, «Златая цепь» — преимущественно селезневская полемика. Куняев отмечает: «Полемистом Юрий Иванович был очень своеобразным. Допустим, у Кожинова стиль полемики был слегка суховато-академическим, горячим, нервным и в то же время внутренне сосредоточенным, а Селезнев был, если угодно, полемистом ласковым, он как будто приглашал собеседника к разговору, вовлекал его в круг материала, окружал очень плотной смысловой паутиной, а потом от этого собеседника не оставалось реально практически ничего». Второй раздел под названием «Созидающая память» вмещает в себя отдельные статьи о русской классике. И третий — «Неведомая сила» — посвящен современным ему писателям, с которыми он вел разговор исключительно в контексте русского классического слова — Белову, Распутину, Лихоносову, Соколову. «Вот по такому принципу и выстраивается эта книга, которая изначально называлась «Слово живое и мертвое», — так закончил Куняев презентацию нового издания в Краснодаре.

Далее Сергей Станиславович, напоминая, что тема его доклада звучит как «Последние издания книг Юрия Селезнева», рассказал о том, что в этом году в «Институте русской цивилизации» в серии «Русские мыслители» должен выйти еще один сборник Юрия Ивановича, куда войдут целостные книги Селезнева — «В мире Достоевского», «Глазами народа» и «Василий Белов». По словам Куняева, этот корпус нуждался в своеобразном дополнении, и поэтому он ввел третий раздел, назвав его «Избранные статьи», куда включил отдельные работы, скорее имеющие отношение к истории литературы. Таковы, например, малоизвестная статья Селезнева о Лескове и Достоевском, которая была опубликована в коллективном сборнике «В мире Лескова», или посмертно напечатанная его статья о Сергее Есенине.

Также в процессе своего выступления Сергей Станиславович сделал акцент на том, что ранее никем не было отмечено — полное отсутствии на конференции представителей местной власти: «Почему ваша местная власть делает вид, что здесь ничего не происходит, почему она не приняла хотя бы минимального участия в этом действии? Мне кажется, это важная задача — внушить ей и заставить ее понять, что это не просто сухая научная конференция на отвлеченную филологическую тему, что это имеет отношение к нашему духовному будущему».

Завершая выступление и возвращаясь к новому изданию книги Селезнева, Куняев признается: «Во многом ее появлением на свет я обязан ушедшему в этом году Валентину Распутину, потому что он в редакции «Нашего современника» подписал письмо в Министерство печати и информации с настоятельным требованием выпустить эту книгу в издательстве «Алгоритм» в серии «Русского сопротивления». Мне потом осталось только горько сожалеть, что у меня уже не было возможности преподнести ему этот сборник. А сейчас я преподношу ее единственному живому герою этой книги, Виктору Ивановичу Лихоносову».

Так автоматически слово перешло выдающемуся писателю, главному редактору журнала «Родная Кубань». «Мы не должны ограничиваться только разговорами, какими бы прелестными или нудными они не были, — мы должны все превращать в спасательное дело», — призвал присутствующих к действию Виктор Иванович. Он обратился к будущим журналистам, сидящим в зале, чтобы решить эту насущную проблему: «Почему там, где родился Юрий Иванович Селезнев, не печатаются его книги и не желают помнить о нем?»

После речи Виктора Ивановича С.С. Куняев поспешил добавить одну из главных мыслей, касающуюся его выступления и всей конференции в целом: «В 2019 году будет очередной юбилей Селезнева, есть еще время подготовить его собрание сочинений. Я думаю, что Краснодар вместе с Москвой могут обосновать эту идею». И сразу же его поддержал В.Е. Волков, пообещав, что «Русский мир» возьмет на себя всю подготовку. «Надо бить в колокол, чтобы к юбилею сборник был готов», — решительно произнес Вячеслав Евдокимович.

Далее, собственно, В.Е. Волков выступил с докладом по теме «О современном состоянии книгоиздания в России», рассказав об одном из старейших издательств — «Русский мир». Также Вячеслав Евдокимович выразил свою признательность за то, что находится на Кубани и участвует в столь великолепном мероприятии, посвященном великому русскому писателю, мыслителю Юрию Ивановичу Селезневу, и поблагодарил, прежде всего, Кубанский государственный университет и факультет журналистики, подарив его библиотеке книги издательства «Русский мир».

После спокойной речи В.Е. Волкова атмосферу накалил доклад А.В. Татаринова «Проза молодых традиционалистов (А. Антипин, Е. Тулушева, А. Тимофеев)», в котором критик обвинил писателей в отсутствии мировоззрения. Это вызвало дискуссию, ведь обсуждение происходило в присутствии самих героев данного выступления (Е. Тулушевой и А. Тимофеева). Молодые писатели достойно отстаивали свои позиции, в чем им помогали представители «Нашего современника». Тимофеев в своем ответе опирался на слова Вадима Кожинова: «Искусство живет современностью», а Тулушева не только прокомментировала критику в свой адрес, но и выступила с целым докладом по теме «Молодые писатели сегодня: в поисках смысла жизни и своего читателя».

Елена Сергеевна, по профессии психотерапевт, начала речь с привычных для нее небольших опросов. Она поинтересовалась у присутствующих в зале: кто читает более 12 книг в год и у кого автором последних трёх книг были русских писателей? Если на первый вопрос было поднято много рук, то на второй — ряды значительно опустели. Увидев результат, Тулушева даже не удивилась, задав философский вопрос: «Почему русские сейчас больше не читают русских?». А в ответ на доклад Татаринова она сказала следующее: «Все мои герои — это реальные судьбы. Я не пытаюсь их перевоспитать и привести к свету в конце тоннеля, поэтому часто слышу много критики. <…> Я не хочу перевоспитывать моих героев, я хочу донести до читателя возможность выбора. Мне хочется больше призвать читателей к мысли. Не надо бояться удивлять и отличаться от других. Не надо бояться слушать себя».

А как позже выяснилось, работа «Проза молодых традиционалистов» была написана по просьбе Александра Ивановича Казинцева, которой в своем комментарии по выступлению Татаринова, где и защищал Алексея Викторовича, и «нападал» на него, пояснил: «Если мы сделали ставку на молодых, то надо делать эту ставку по крупному. Не надо печатать их раз в год, и пусть сидят довольные. Нет! Их надо пропагандировать так, как пропагандируют своих либералы, которые увешивают их премиями и постоянно пристают к ним с микрофонами. Я поэтому и просил написать статью, но не смог предложить ее к публикации, поскольку не согласен с автором в оценке творчества Андрея Тимофеева».

Глядя на эту дискуссию о творчестве молодых прозаиков, в частности, на обсуждение рассказов Тулушевой о трудных подростках, выбравших неверную дорогу, Виктор Иванович Лихоносов, представитель писателей старшего поколения, сказал: «Я почти не знаю современную литературу и не хочу ее знать. Это внутреннее мое ощущение. Оно передалось мне и по тем разговорам, которые я сейчас слышу, и по тем статьям, которые я читаю. У меня сложилось такое впечатление, что я сижу на передаче Малахова. И беда Малахова не в том, что он обсуждает эту грязь, а в том, что он и все телевидение не возвышаются над этой грязью, они вместе с этими ситуациями тонут. Дорогие авторы, вы можете писать, о чем угодно, но знайте, что писатели, пережившие Гражданскую войну, коллективизацию, Великую Отечественную войну, тяжелые послевоенные годы были людьми возвышенной души».

Заговорившись, участники конференции не заметили, как за окном стало смеркаться, а время Селезневских чтений подходило к концу. Наряду с участниками пленарного заседания успели выступить: Факторович А.Л. (д.филол.н., профессор) с докладом «Грани гармонии: научное, публицистическое, художественное познание в трудах Юрия Селезнева»; гость из Абхазии, Ашуба А.Е. (к.филол.н., доцент АГУ) с исследованием по теме «Роль личности в диалоге культур (на примере романа Г.Д. Гулиа «Каштановый дом»); Зайцева М.С. (к.филол.н., доцент) с работой «Наши прогрессисты: «Как сладостно Отчизну ненавидеть…»; Крижановский Н.И. (к.филол.н., доцент), который рассказал об «Армавире и армавирцах на страницах дореволюционных газет (1875–1914)»; Петрова А.В. (студентка 2-го курса направления «Журналистика» факультета журналистики КубГУ), выступившая с докладом «Фильм Николая Бурляева “Лермонтов” — невоплотившаяся книга Юрия Селезнева».

В этом году, как и в предыдущем, будет издан сборник материалов Международной конференции, посвященный творчеству выдающегося критика, редактора, мыслителя Ю.И. Селезнева. Данное издание будет адресовано преподавателям вузов и школ, аспирантам, магистрантам, студентам и старшеклассникам, чтобы труды Юрия Ивановича продолжали изучать, чтобы опирались на них, чтобы продолжалась борьба «за наши души, нашу совесть, за наше будущее».

И когда все-таки пришло время подводить итоги и расставаться, Казинцев отметил «живую атмосферу, градус научной полемики, прекрасные выступления, прежде всего, Лихоносова», а Куняев подчеркнул: «То, что сегодня здесь происходит, не только культурное событие для Краснодара, это серьезное событие для культурной жизни России. <…> Каждая такая конференция действительно напрягает нервы, будит некоторые мысли, и возбуждается огромная благодарность ее организаторам». И в заключении Сергей Станиславович призвал всех сохранять определенную мыслительную чистоплотность и чувство иерархии, оставаться верными тем традициям и заветам, которые оставил нам Селезнев.

Источник: Материалы II Международной конференции «Наследие Ю.И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории», прошедшей 24-25 сентября 2015 года на факультете журналистики КубГУ


Автор: Альбина Петрова
Все публикации