Рецензии, статьи, комментарии

Камо грядеши

Лидия Сычёва. Эх, славяне!..Лидия СЫЧЁВА, "Эх, славяне!..", Статьи о культуре. — М., "Лотос", 2008

Человеку в истории своего развития удается сочетать эволюцию и деградацию. Это касается как отдельных людей, так и тех или иных сообществ: государств или союза стран.

В телевизионном "Проекте Россия" спорят, кто лучше: Пушкин или Гагарин. И это являет не плюрализм и широту взглядов как затевателей проекта, так голосующих, а непонимание того, что нельзя обсуждать горячее и зеленое. Оба хороши или плохи, но они — разные.

В книге Лидии Сычевой "Эх, славяне!.." предпринята попытка осмыслить горячее и теплое, большое и огромное, хорошее и плохое. По четким категориям и принципам подхода.

В правильно сформулированном вопросе уже есть часть ответа, точно сформулированную проблему легче решить.

Исследование общественной жизни— это постановка вопросов и попытка дать на них ответы в ходе этого исследования. Публицист, исследуя проблему, делает это вместе с читателем, который таким образом соучаствует в этом процессе, проникаясь духом солидарности, даже если не соглашается с выводами автора. Хорошая публицистика— это соучастие, союз писателя и читателя.

Книга "Эх, славяне!.." представляет собой отдельные, но при этом не разрозненные статьи о современной литературе, о кино, телевидении, о социальных проблемах. Все статьи объединяет не только то, что они исследуют современное разнопёстрое общество, но и то, что автор пишет не как сторонний наблюдатель, а как задействованное во всех этих процессах лицо.

Со стороны человека, пишущего и статьи, и рассказы, каковым является Лидия Сычева, достаточно смело звучит утверждение "живем мы в мире, искаженном информацией, под завалами ненужных сведений и слов. …Перекормленные информацией, мы часто не имеем сил, чтобы разгрести насыпанный над головой "холм" культурпродукта, и окинуть мир собственным оком." Ведь сам автор тоже производит или тиражирует информацию того или иного рода. Предупреждая, что незнание картины мира, вид его через призму мусора больно отзовется нам, автор пытается эту картину мира нарисовать.

Называя книгу философской, ты служишь ей плохую службу, поскольку нудно пишущие ни о чем люди, самоназвавшись философами, сослужили этому понятию плохую службу. Но книга именно философская, и философия в работах не абстрактная, а прикладная: приложенная к жизни одновременно отдельного человека и общества в целом и мира вообще.

Многие знают семь нот, но не все могут писать музыку. Многие слышат музыку, но не могут записать ее в нотах. Автор сама знает коды и шифры, вскрывая зашифрованные в литературе, телевидении, кино смыслы и задачи создателей произведений искусства, и учит нас пользоваться этими шифрами. Не всем это под силу, но это другой вопрос.

Статьи Л.Сычевой стоят в ряду работ Александра Панарина, Владимира Бушина, Сергея Кара-Мурзы, которые отличаются четкой авторской позицией, индивидуальным стилем подачи материала при отсутствии диктаторских ноток вещателей истины в последней инстанции. При чтении работ перечисленных авторов возникает почти физическое ощущение присутствия автора, но нет его самолюбования: в работах все внимание уделяется предмету исследования, а не самому пишущему. Роднит статьи автора с лучшими публицистическими работами также и то, что все эти в буквальном смысле властители умов не пересказывают увиденное или услышанное, а дают при этом коды, формулы, схемы, оперируя которыми, читатель самостоятельно может вскрыть ту или иную ситуацию, осмыслить и понять ее.

В этом и заключается задача просвещения: не перенасытить информацией, в большинстве бесполезной и отягощающей, если ты не знаешь, как и где ее можно применить, а научить пользоваться знаниями, чтобы они помогали приобретать умения.

"Есть врожденное чувство прекрасного. Оно все реже и реже встречается в людях… Множество людей с врожденным чувством прекрасного как раз и образуют народ, культуру, традицию…Забвение в человеке идеального и высокого косит народ, как чума".

Книга, в названии которой выражена неприкрытая досада на "эх, славян" — это попытки автора бороться с чумой, косящей народ, и разговор один на один с каждым человеком: хочет ли он остаться человеком, для чего нужно прилагать подчас немалые усилия, или превратиться в биоробота, которые и составляют общество потребления. Путь в биороботы легок и проторен. Л.Сычева зримо рисует, кто есть человек, и что есть биоробот, а выбор — за читателем.

Хотя сам автор не очень оптимистично оценивает выбор большинства на перекрестке этих двух дорог, но будем оптимистами мы! Будем двигаться по человеческому пути, и поведем с собой и за собой других!

Источник: кн. Прочтение. М., «У Никитских ворот», 2010; ISBN 978-5-91366-143-2;


Автор: Екатерина Глушик
Все публикации
комментарии:0