Рецензии, статьи, комментарии

«Природа русского образа» - для поэтов и педагогов

Лидия Сычёва. Природа русского образаКнига Лидии Сычевой «Природа русского образа» (издательство «Алетейя», 2013) попала ко мне в выходные дни; я не очень люблю литературную критику (так сначала, быстро пролистав книгу, я её классифицировала), предпочитаю художественную прозу и, конечно же, поэзию.

А тут… Читала два дня, не отрываясь на бытовые проблемы, на просьбы семьи «о хлебе насущном», ругая себя за постыдное безволие, но оставить книгу не могла. Сегодня восторженность, сентиментальность, сама искренность не в моде, все чего-то шифруются, не пойми о чём страдают, до сути добраться невозможно.

Совершенно иное в «Природе русского образа». Читала и восхищалась красотой и широтой души автора, мудростью и щедростью поэта (первая часть книги – беседы с проректором Литинститута Валентином Сорокиным). Я думала о том, как здорово, что их свела судьба – получилась отличная книга, где так красиво, изящно и точно изложены сложнейшие вещи: создание поэтического образа, рождение русского современного стиха, выражение авторской позиции в произведении.

В книге бережно, с любовью и глубоким уважением говорят о моём любимом Сергее Есенине. Отдельное спасибо за эти главы, строки! Я была просто счастлива, что появилась такая искренняя и правдивая книга, ведь долгое время для нашей совсем не читающей молодежи образ Есенина в учебной литературе подавался через воспоминания «друга» Анатолия Мариенгофа, в отрывках из «Романа без вранья», где между строк звучало постоянно: «А я, Толя Мариенгоф, лучше, а он – босяк, мужик и пьяница».

Читая, думала о том, что очень жаль, что в пору моего студенчества поэтов, писателей нам подавали людьми-небожителями, отрешенными от жизни земной, или странными чудаками, неизвестно откуда черпающими вдохновение. А здесь – земные, живые, но такие ранимые и тонкие, бесконечные трудоголики. Меня сразило, наверное, не откровение даже, а так – констатация факта. Валентин Сорокин о себе: «Я – рабочая лошадь. Творец, рабочий, ну, допустим, как скульптор. У меня всё время под руками этот мрамор дробящийся. А как же: это ведь тяжелейшая работа».

Вот тебе и вдохновение, полёт мысли, красота воображения и прочая. Прочая, что там ещё нам твердят о поэтах, а потом мы сами это многократно повторяем.

А это труд, труд над собой в поисках нужного слова, точности и чёткости образа! Сколько мыслей переворочать в себе нужно, да легче от Москвы до Калуги пешком протопать!..

В чём я ещё вижу ценность «Природы русского образа», так это в том, что книга даёт верное векторное направление. В школьную программу по литературе давно входят стихи Осипа Мандельштама, они рекомендованы к заучиванию наизусть. Но попробуй объяснить о чем они – и сразу станешь в тупик.

Моё мнение субъективно, конечно, но я считаю, что книга Лидии Сычевой «Природа русского образа» лучше, чем любой учебник, поможет учителю словесности в школе, умным ученикам даст пищу для размышления, тем, для кого поэзия только необходимый курс в школьной программе, станет отличной подсказкой для хорошей оценки.

Ещё хочу написать о том, как видится мне, читателю, поэт Валентин Сорокин – главный герой этой книги. Я была просто ошеломлена. Ну есть же люди!.. Да он просто гигант в нашем обмельчавшем человеческими талантами мире.

Иноземцу меня не осилить,

И уже невозможно пресечь,

Я недаром родился в России

И пою её горе и меч.

 А как искренне, с какой широтой, говорит поэт Валентин Сорокин о тех, кого нет, но чьи имена и строки звучат так, как будто они живы, они рядом. «Струны совести, памяти стрелы» - это же прекрасно, вдохновенно, вот истинно русский образ. Ну здорово же!

Если учителю в школе эта книга нужна, то начинающим, да и известным поэтам, думаю, она просто необходима. В ней щедрость души, доброта и щедрость.

Цитата из книги: «Искусство не терпит двуличия, раз, половинчатости – два, и вненационального своего толкования – три: у художника никогда не получится значительно при «стыковке» взаимоисключений».

Я бы взяла это эпиграфом для учебников по литературе, будь на то моя воля…

Полина Чагина

 Впервые опубликовано в журнале «Новая Эўропа» (Беларусь-ЕС)  18-02-2013

 Ещё о книге

Все публикации