Рецензии, статьи, комментарии
Природный «пономарь»
Репортажный стиль нынче оказался притягательным равно как для литературы, так и для газет, особенно успешно подвизается на этом поприще "АиФ". Материалы Анастасии Кузиной ("На "точке", "АиФ", 2001, № 48), "экстремальные репортажи" Константина Кудряшова ("Достала в переходе милиция", "АиФ", 2001, № 50) и других знатоков столичного "андеграунда" позволяют читателям заглянуть за нарядные кулисы рыночной действительности. Кузину привлёк на Лубянке не осиротевший без "железного" Феликса постамент, не памятный камень от "Мемориала" репрессированным и не гудящий, как улей, "Детский мир", а "точка" наркоманов в подземном переходе. Её прихватили туда с собой "аутричвокеры" Влад и Ваня из организации "Возвращение к жизни", когда отправились в подземелье с рюкзаками, "туго набитыми спиртовыми салфетками, презервативами и брошюрами" о гепатитах, передозировках и СПИДе. Профилактику среди "уличных потребителей наркотиков" никто больше не ведёт, ведь врачи лечат только тех, кто сам к ним приходит. Завсегдатаи "точки" охотно берут у ребят вспомоществование и попутно беседуют "за жизнь", что позволяет журналистке набросать несколько "портретов" обитателей столичного дна.
Кудряшов обосновался в другом переходе, в том, что возле Китай-города, на выходе к гостинице "Россия". За пять часов, пока он бацал "три блатных аккорда" и собирал с прохожих дань в чехол гитары, можно было разобраться в распорядке функционирования народной эстрады. Безупречный сленг красочно живописует мента ("Ты чё, в натуре, глухой? - удивилась кокарда. - Щас тебе будут песни! А ну-ка вали отсюда, давай-давай!". Получив от артиста "полтинник", блюститель порядка сменил гнев на милость и удалился), "зависших" пацанов, сердобольных тётечек (одну песни покойной Янки Дягилевой растрогали до щедрот, равных взятке мента, - "полтинник"), прижимистых дядечек и торгующих бабулек.
Репортажи юных асов - самые интересные материалы в нынешнем "АиФ". Чем не литература? Готово сорваться с языка восклицание. В самом деле, рассказ
В вагоне утренней электрички от Москвы появился предприниматель - "мужичонка средних лет, среднего росточка и средней внешности". С юмором описывает Сычёва ситуацию незадавшейся торговли. Никто не приобрёл "самые свежие газеты по самым низким ценам". "Без всякого коммерческого успеха дошёл до конца вагона, развернулся и..." Закончился торг необычно. Он вынул "из внутреннего кармана куртки четвертинку водки, жалобно и громко отхлебнул из горлышка. Потеплело. Продавец шумно вздохнул... горько заговорил: "Как мне надоели эти газеты! Ты думаешь, мне жалко эту дребедень?! Ведь мне надо склад освобождать, всё, мы закрываем этот бизнес..." Бизнесмен допил из четвертинки горькую. "Эх вы! Вашу мать... Вот, - предприниматель положил газету на одну из скамеек, - купи себе, дед, новую квартиру. А ты, дамочка, - пошёл дальше, - найми мужиков, сделай ремонт. Бабушки, - он раскладывал газеты по всем сиденьям, - позвоните по телефону, познакомьтесь с дедушками! Всё, - он развёл пустые руки, - дарю".
Сюжет можно прокомментировать коротко: бизнес по-русски. И всё же, несмотря на сходство, между газетным репортажем и литературным рассказом сохраняется различие. Книга Сычёвой наряду с эскизными зарисовками ("Бизнес", "Злоумышленники", "На перекрёстке", "Трамвай") содержит этюды настроений ("Високосное небо", "Богема", "В старости"), сатирические пассажи ("На горке", "Торшер") и ненавязчивые размышлизмы ("Побег", "Предчувствие", "Прощание славянки"). Рассказы сплачивает воедино некий нравственный контекст, он-то и освещает "Бизнес" вторым, душевным светом. Я бы не назвала синонимом для него православие в ортодоксальном смысле.
Рассказ
Впервые опубликовано в газете «Литературная Россия», № 548 от 08.12.2002
Контакты
Карта сайта