Рецензии, статьи, комментарии

Да не иссякнет русский род!

Лидия Сычёва. Эх, славяне!..«Да не иссякнет русский род!»
поэт Валентин Сорокин

«При упоминании о газетчике священник стал печальней…» Крылатая фраза Г.К.Честертона как нельзя лучше подходит для характеристики наблюдаемой сегодня несовместимости исконно русских мирохранительных духовно-нравственных идеалов и так называемой «культуры». Культуры массовой или же «интеллектуальной а-ля Венечка Ерофеев», которые по сути все равно являются продуктом изготовления одних и тех же ловких дельцов. Сборник актуальных статей о проблемах современной культуры «Эх, славяне!..» писательницы Лидии Сычевой предлагает читателю трезво оценить нависшие над нами цивилизационные угрозы. Сычева – лауреат литературных премий, автор книг  «Вдвоем», «Предчувствие», «Последний блокпост».  Её рассказы живописуют повседневные заботы, тревоги, яркую любовь простых русских сельчан и горожан, потому и сборник публицистики «Эх, славяне!..» напрямую  оказался связан с тем, что напрямую волнует любого думающего человека.  Нравится ли нам пошлейшее телевидение с его пустыми шоу, оставляющими ум абсолютно разочарованным, а сознание каким-то выпотрошенным? А какие книжки рекламируются «модными» издательствами, любящими скандалы и «гламур»? Что за фильмы смотрят наши дети, составляя по ним ложное представление о недавнем прошлом великой страны? А какие «гуру»-режиссеры оказались вдруг ни с того ни с сего вознесены вихрем демократических перемен на почетный пьедестал и за какие «заслуги» перед Отечеством?

В общем, думать есть над чем. Разве что не всегда готов осмысливать увиденное и услышанное современный зритель. «Перекормленные информацией, мы часто не имеем сил, чтобы разгрести насыпанный над головой «холм» культпродукта и окинуть мир собственным оком», - пишет Лидия Сычева. И с этим нельзя не согласиться. Для человека всегда существует два мира. То есть два прямо противоположных выбора жизненных ориентиров и смыслов. В одном мире пишутся бессмертные книги, изобретается лекарство от рака, совершается полет в космос, а в другом, тесном мирке потребления – сочиняются эстрадные песенки-однодневки, целые газеты посвящаются «сплетням о звездах», то есть творится великая иллюзия жизни. Повседневный труд над совершенствованием души в таком тесном мирке просто становится ненужным, ведь что бы ты ни творил, какие гадости и мерзости не совершал, тебе нет смысла каяться и что-либо переменять. Наказания не последует – всегда можно раскошелиться на омолаживающий чудо-крем и несколько хирургических операций, чтобы вернуть себе растраченную молодость, чтобы заново начать проживать эту жизнь в новом обличьи. Думать о вечности в тесном мирке потребления нет смысла, встречу с вечностью можно и отложить. Можно «жить» вечно, как бессмертная Людмила Гурченко или новоиспеченная невеста Алла Пугачева…  Были бы деньги! К несчастью, сегодняшняя культура, насаждаемая с экранов телевизоров, обращена лишь к телу человека. К повседневным потребностям плоти, которую требуется одеть в продукцию модных брендов, отмыть новейшим шампунем, выгулять в престижном ресторане. Только тогда современный человек может считать себя «успешным» и «состоявшимся». Конечно, остается еще и душа. Именно она отвечает за радость, которую мы испытываем при свершении новых покупок, или огорчается, когда обнаруживаем подвох в предложенном  в магазине кредите. Действительно, достойная работа для души!

А вот для духа человеческого, как известно отвечающего в человеке за связь с Богом, в современной культуре места уже не остается. Л. Сычева пишет: «Общей тенденцией в современной культуре стало снижение требовательности к художнику и его произведению (в обществе потребления – все одноразовое, в том числе и искусство). Кажется, что такая девальвация – ценностей, идеологии, нравственности делает жизнь человека более удобной и простой. Но за счет чего и за счет кого? Социальная пирамида  и в обществе биороботов никуда не исчезает. Становится ли эта эксплуатация более мягкой? Телесно – да. А духовно? Или душа у биороботов – роскошь, избыточность? И не платим ли мы вечностью за сиюминутное удобство?»

Заслуживаем ли мы отношения к себе в духе «пипл всё схавает»? А в таком случае что ждет новые поколения, воспитанные клоуном Петросяном или обнаженной группой девушек с «Фабрики»? Да и родятся ли вообще эти поколения на свет, если у их родителей «поколения Пепси» оказался полностью заглушен инстинкт самосохранения? Ведь в мире потребления люди привыкают делать только то, что не мешает их личному комфорту и не портит имидж… Обременение себя детьми в эти пункты как-то не вписывается.

Сборник, выпущенный издательством «Лотос», не велик, всего десять статей. Но насколько насыщенны они эмоционально и духовно! «В плену у биороботов», «История ничему не учит», «Вожделения телеэлиты», «Славяне в России: просвета пока не видно», «Запад обречен», «Славянская идея и великое переселение народов»… В них отразилась боль человека, не желающего беспрекословно принимать от телевизионщиков и «деятелей культуры» смертельную дозу информационной радиации.

Уже первая статья  «В плену у биороботов» приводит доказательства того, что над Россией, чья власть отказалась руководствоваться спасительной национальной идеей и пошла по пути подражания Западу, второе десятилетие подряд успешно ставится жестокий эксперимент по созданию новой категории людей как биомассы. А что такое биомасса? Запад с его порабощенными терпимостью ко греху странами вроде «свободолюбивой» Голландии свою биомассу в телевизионном и книжном инкубаторе уже вывел. Эта биомасса приняла закон об эвтаназии, выработала в себе «уважение» к сексменьшинствами, свободно курит «легкие наркотики»… Дело за Россией. Ведь именно биомасса окажется не способна сохранить границы своего национального государства, свою национальную,  духовно здоровую культуру. Всё это ей попросту не нужно. А начинается всё с забивания головы таким житейским, казалось бы, выбором потребителей рекламы между Синим и Белым тюбиком с новенькой зубной пастой…

«Биоробот – дитя постиндустриального общества, придаток информационной машины, мутант с измененным геномом. Он в принципе не представляет, что такое природосообразный человек, и считает, что народы, национальное искусство, национальный характер – лишь отголоски древней «этнографии»… - пишет автор. - Общество биороботов основано на чисто рациональных положениях. Нужен средний класс и средний возраст, люди, способные потреблять и производить для потребления… Искусство как поиск смысла жизни биороботам не нужно, и даже опасно – это некий «вирус», аномалия. Зато востребован футбол, теннис, бокс, спорт вообще, как один из видов коротких эмоций».  Отсюда и потребительское, совершенно не свойственное русскому человеку отношение к государству, как к сервисной услуге населению!  

Однако, жизнеспособен ли такой народ, не умеющий отличить химическую отраву от чистой родниковой воды? «Слово, как и многие продукты питания, стало с изрядной долей «химии», без этих добавок оно уже не конкурентноспособно»… Современный народ как-то в упор не замечает духовного суррогата, который подсовывает ему «интеллектуальная элита». С деловым видом заседают на Московском международном кинофестивале за счет бюджетных средств именитые  «профессионалы»: Александр Митта, Юрий Богомолов, Виталий Манский… О чем же неспешно роняют слова эти гуру кинокритики и режиссуры? Какую душеспасительную идею они с ответной благодарностью несут в народ, на чьи средства в очередной раз удалось собрать свою пафосную тусовку? А речь идет о том, что «патриотизм – это жуткая архаика. Это постыдная заплата, которой хотят залатать большую дыру. Мы должны быть наднациональными». Или не менее откровенно: «Патриотизм – отсутствие комплекса. Нормальный патриотизм возможен только у людей, не живших в империи». Но примет ли народ эти вредоносные умствования самокоронованной «элиты»?!

Ф.М.Достоевский однажды сказал: «Если Бога нет – всё позволено». Именно Бога-то и не ведают творцы современной культуры, в которой царствует полная вседозволенность и отсутствие, размытость нравственных ориентиров. Никакая альтернативная «арт-культура» не излечит больной души. Нынешние фильмы показывают в лучшем случае саму болезнь, сам факт духовного страдания биороботов, а вот лекарство предложить эти фильмы и книги не в состоянии. Казалось бы, в самом названии типа «Духлесс» («Бездуховный»)  заложен ответ на поиски смысла жизни героем. Но герой не ищет духовности в храме. Он о ней вообще не имеет понятия! То есть если его окружение посвятило жизнь зарабатыванию денег всеми возможными способами ради дальнейшей траты заработанного на модные новинки, то и духовности в мире уже не осталось! На одной констатации факта болезни зиждется всё изложение терзаний «Бездуховного».  И как не свойственно это ущербное понимание русской национальной православной культуре!

Лидия Сычева заставляет читателя задуматься о творчестве современных корифеев кино. Таких как Алексей Учитель, Алексей Балабанов, кореец Ким Ки Дук, Егор Кончаловский… «Балабанов снимает русское кино о русских. Но так, будто нет уже русских ученых, русской интеллигенции, русских рабочих и русских крестьян. Интеллигенция у нас безграмотная или продажная, заводы закрыты – пролетарии переквалифицировались в охранников, село – спилось…» И этим «звездам» сегодня - всё. И медийная поддержка, и щедрое выделение бюджетных средств на создание очередного «шедевра», и заранее предсказуемая похвала от «своих». А какой же продукт встречаем мы в итоге? Распиаренный фильм «Антикиллер» Егора Кончаловского вреден настолько, что даже родной отец режиссера не стесняется высказать Егору Андреевичу правду о позорящем фамилию творчестве: «…«Антикиллер» – фильм, сделанный по законам Голливуда. Плохие и хорошие там бегают друг за другом. Там нет сложности мысли, свойственной русскому человеку… Мой сын – продукт и жертва того, что происходит в мире. В маркетинге важно не качество товара, а качество рекламы». И, между прочим, на примере продукции Егора Кончаловского наблюдаем очевидную потерю связи между поколениями. Отцы не в силах одобрить безответственное поведение ставших вдруг чужими детей.

Но Л. Сычева отнюдь не ставит перед собой цели показать русскую культуру пребывающей в полном упадке. Это не соответствовало бы действительности и самому неунывающему русскому духу! «Язык, слово – своего рода кровеносная система народа. А поэзия – «концентрат», сгусток энергии и смысла, может быть, главная составляющая этой крови», - пишет автор. Только с полным исчезновением народа исчезнет и народное искусство! Пусть сейчас оно не спонсируется, оказалось задавлено лживыми антинародными сериалами вроде «Детей Арбата», но русская нация все еще остается гораздо здоровее психически Западного общества! Вот, к примеру, русский поэт Валентин Сорокин, не завсегдатай теле-шоу-посиделок. Своим творчеством, своим поведением и своей судьбой поэт подтверждает не показную, а настоящую мужественность. Кто герой его стихов? Человек самостоятельный, ищущий, думающий, собранный, целеустремленный, внимательно вглядывающийся в жизнь. Среди звезд нынешней «поэзии» такие персонажи, как Илья Резник, Лариса Рубальская, Владимир Вишневский… Интересно, а какое бы они дали определение понятию «патриотизм»? Из этих конъюнктурщиков ни один не заслужил отзыва о своем творчестве столь высокого как Валентин Сорокин: «Его характеристики настолько резки и смелы, что порой даже страшно становится за автора. Как же сильно наболело у него на душе, как же обидно ему за свой народ, так безвольно отдавший себя в руки предателей!» - пишет Максим Замшев.

Итак, десять статей о современной культуре. Объединенные одной главной мыслью: славянская идея всё ещё остается жизнеспособной. Возможно она единственная, кто может противостоять «новому искусству» «электронных людей». Конечно, для создания схем и лживых образов достаточно умствований, но для создания образов живых в искусстве нужна животворящая любовь. А она рождается только в случае, если художник чувствует свою неразрывную связь с народом. Ведь истинное искусство всегда национально и народно! - восклицает Лидия Сычева.

Впервые опубликовано на сайте "Славянство - форму славянских культур"

Ещё о книге


Автор: Екатерина Репьёва
Все публикации