Рецензии, статьи, комментарии

Публицистическая концепция Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва. Эх, славяне!..Лидия Сычёва – человек-борец, которая не борется за неосязаемые идеалы или политические убеждения, она борется за правду и справедливость. Она очень остро переживает современную ситуацию в стране и в духовной среде русских людей. Её взгляд на современную культуру довольно пессимистичен, но поражает точность метафор, употребляемых журналисткой. Она называет нашу культуру – культурой биороботов, ставшей таковой благодаря массовой культуре потребления, пришедшей к нам с Запада. Общество Запада развило и улучшило промышленную сферу и сферу обслуживания – это их главный вклад в мировую историю социума. Однако производство и потребление продуктов своих трудов очень скоро стало основным смыслом жизни западного общества – именно такой образ жизни Лидия и называет культурой биороботов, которые усердно следят за комфортностью своей жизни, не задумываясь о её смысле. Даже культура стала иметь лишь развлекательный характер: теперь она нужна лишь для быстрого усвоения пищи, для расслабления после тяжёлого трудового дня, т.е. она не должна нести смысловой нагрузки. Голос души самого человека заглушают, пытаясь превратить человека в потребителя – именно из-за этого и погибает Запад. Тем же путём идёт и современная русская культура, которая принудительно уничтожает духовную жизнь.

Однако сейчас существуют люди, которые не считают, что в современной ситуации виноват Запад и США или же политики, построившие новое государство Российская Федерация по западному образцу. Современный писатель Виктор Ерофеев, ведущий программы «Апокриф» на телеканале «Культура», всегда считал русскую «историю далёкой от пути просвещенных монархий Запада». Он также является противником суждения Лиды, что Запад рано или поздно погибнет. В своей книге «Антология русской души» он пишет множество мерзостей о русском человеке и о России. Он пишет, что заката Запада не будет – вместо него закатывается Россия. «Что станет с Россией, если она закатится? Что делать с этим большим разлагающимся трупом?– спрашивает он.– Присыпать гашеной известью».

«Выдающийся» писатель Виктор Ерофеев видит множество преимуществ в европейской культуре. Глупо попрекать Запад в бездуховности, не зная их культуру. Всё, что знает русский человек – это быт западного гражданина, который добросовестно выполняет свою работу, до седьмого пота выбивая повышение. Но русский человек – это свинья, не заботящийся о своём внешнем виде, чистоте своего дома (ведь даже улицы на Западе моют с мылом, что уж говорить об их жилищах!), но русский не может похвастаться и своим внутренним миром, т.к. он безграмотен, а «представление о ценностях в России очень приблизительно». Вот отрывок из его интервью газете «Известия»: «Как раз в европейской культуре сегодня есть и своя духовность, и своя преемственность - все то, что мы называем художественной культурой, что основывается на большом количестве ценностей, которые прослеживаются еще со Средневековья. Европа на деле заряжена определенной моралью, как бытовой, так и культурной, она заряжена религиозностью, составляющей определенное ядро частного мира человека».

Единственное, в чем может Лидия Сычёва сойтись с Ерофеевым, так это с отсутствием у русского человека Родины, ибо русский сам не знает, где она. У узбеков или таджиков больше шансов обрести Родину, т.к. она у них есть, как есть и народ, а русский человек продал свою Родину в начале 90х гг., купив кока-колу, Макдональдс и самую дешёвую европейскую культуру. «Разве мученически погибшая за Родину комсомолка Зоя Космодемьянская – не святая? И многие ли из ныне усердно молящихся… готовы повторить её подвиг?» – пишет Л. Сычева. Многие по телевизору и по радио бросаются яркими словами, но кто из них готов выполнить их?

Главным идейным двигателем в области культуры Лидия считает деньги. Деньги – вот политика современного мира. Культурой мы называем продаваемые вещи, эпатажные, сенсационные, однако из-за обилия сенсаций человек потерял чувство причастности к сказанным словам. А ведь слово отображает мировоззрение человека. «Мёртвое слово, лишённое эмоциональности – яд, разрушающий душу тоской бессмысленности,– говорит Лидия Сычёва.– Перерождение слова – высшей генетической структуры – ведёт к перерождению народа. И только возвращение слова – в книгу, в газету, на радио, телеэкран может дать нам надежду на возрождение страны». Если же человек (чиновники, прежде всего) изо дня в день читает сухие законы и постановления, он становится безрадостным и тоскливым. Эти люди чаще остальных подвержены депрессиям, т.к. без одухотворённого слова в их душах царит пустота, а следовательно и отсутствует желание жить (как и смысл). Они пытаются вернуть вкус жизни, обратившись к культуре, но там они не находят ценностей – лишь красочные образы, поражающие своей аморальностью. Хранительницей морали и общечеловеческих ценностей всегда была культура, но теперь культура призвана только лишь обеспечивать человеку комфортное проживание, в которой до самого человека нет и дела – его воспринимают лишь как биоробота.

С такой теорией готова поспорить детский психиатр, зав. отделом Института психиатрии РАМН Галина Вячеславовна Козловская. Она считает корнем всех проблем совместное образование девочек и мальчиков, которое начали практиковать в нашей стране с середины 50-х гг. прошлого века. Раздельное образование формировало особые образы для каждого пола – сильных, волевых мальчиков и нежных, смиренных девочек. Однако смешалось образование, и изменились человеческие ценности людей. Женщина стала омужествлённой. У слабого пола появилось стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мужчины соглашаются на роль ведомого. И женщина, сама того не подозревая, обрекает себя на одиночество. Ведь такой феминизированный мужчина не очень-то ей и нужен! Ей нужен защитник - активный, сильный, бесшабашный. А у нее под боком не мужчина, а ребенок, который сам требует защиты и помощи. Мужчины и женщины поменялись ролями, хотя внешне остались прежними. Это несоответствие формы и содержания приводит к массовым депрессиям, нежеланию жить и стремлению забыться, уйти от своих проблем путём поглощения особых антидепрессантов: фастфуда, «шопинготерапии» и развлекательной культуры.

Вот, что говорит Галина Вячеслава об итогах совместного образования: «Исказились эталоны женской красоты. Женщины сейчас излишне худые, без материнского начала. У них неразвитая грудь, растрепанные волосы, резкие манеры, мальчишеский облик. Многие из них не только курят, но и пьют наравне с мужчинами. "В чем дело?" - задались вопросом западные ученые и изучали это на уровне хромосом. Обнаружилось, что мужская хромосома, Y-хромосома, которая обуславливает мужской облик, имеет склонность к уменьшению. А феминизация мужчин приводит к сближению полов, к появлению этакого андрогина - существа, в котором нет четкого разделения женского и мужского начала. И на примере такого, казалось бы, безобидного эксперимента, как смешанное воспитание полов - особенно в западных странах, где под влиянием феминисток, оно внедрялось очень жестко - мы сталкиваемся с серьезными биологическими проблемами: с уменьшением воспроизводства потомства, с массовым бесплодием, с феминизацией мужчин...

О потери мужественных мужчин сожалеет и сама Лидия. В своём сборнике публицистических очерков «Эх, славяне!..» она приводит слова учёного В. Базарного: «Беда ожидает тот народ, который перестанет воспитывать мужество у своих мальчиков. В среде этого народа поселяется страх, парализуется воля, растёт хаос в духовной сфере. Без мужчин – нет народа». В своих суждениях Лидия категорична, ибо опять же не видит выхода из данной ситуации, ведь нет мужчин, а раз женщин вместе с нефтью и золотом русские вывозят за границу, то новых родить не от кого. Хоть Лидия сама является женщиной, от феминизма в ней нет и капли. Мужчина – это сила и основа страны, народа, но исчезнет тот народ, коли будет он прощать обидчиков и нахлебников, не отстаивая своих интересов и не борясь за них.

Имеются у Лидии Андреевны претензии и к системе образования. Вот как она её видит. Маленького ребёнка, который на ходу придумывает игры, насильно вырывают из его по-детски прекрасного мира и сажают за парту и заставляют ещё 11 лет сидеть неподвижно, держа ровно спину. И во все эти годы учёбы ценятся не его весёлость, отвага, честность (а это важнейшие человеческие качества), а оценивают его по пятибалльной шкале, учитывая его грамотность, логику и память. Но на самом деле подвижность ребёнка, его внутреннее устремление куда-то вечно бежать – это желание познать мир, познать самого себя, развить свой духовный мир, а в школе этой возможности лишают. Без фантазии и воображения человек теряет способность свободно мыслить, прогнозировать действительность и чувствовать мир, а следовательно человек становиться машиной с единственной мыслью – жить, т.е. фактически возвращается к животному состоянию. Образование изнашивает организм, появляются психические заболевания, страдает позвоночник. Образованная нация (по современному методу обучения) – это больная нация, когда как народы, не акцентирующие своё внимание на образовании, куда имеют больше здоровья.

Лидия не видит смысла в образовании, коли оно не воспитывает. Она ставит разграничение между современным человеком, окончившем школу, вуз, и простой деревенской жительницей, чьим образованием было 9 классов в сельской школе – но именно эта деревенская личность, по мнению журналистки, является личностью. Важно быть не умным, важно иметь широкий духовный мир. Деревенские бабушки учились на традициях, обычаях, ценностях – этот одухотворённый труд сформировал их личность, которую нельзя развить ни книжками, ни художественной эрудицией, а уж тем более – массовой культурой. «С фитнесом или без, а жизнь земной оболочки всё равно закончится смертью. И если в человеке происходит убиение внутреннего механизма жизни, то никакое взбадривание тела не поможет».

Пусть с фактами, приводимыми Лидией Сычёвой, не поспоришь, но, к сожалению, другой системы образования у нас нет, а никто из родителей не согласится оградить своего ребёнка от нынешней системы, потому что знает: образование даёт знания, а знание ребёнок, работая, обратит в деньги, а деньги – это средство существования. Но вот вам противоречие современности: деньги – это средство, а большинство политиков, культурных деятелей, предпринимателей и обывателей делают деньги смыслом своей жизни и не скрывают этого. Суть современной русской культурной политики, по мнению Лидии Сычевой, состоит в ненужности ума, здравого смысла и совести, а главная её ценность – это прибыльность. Потому такого широкого распространения достигла в России массовая культура, ведь её система быстро окупается: массам нужна красочность и зрелищность, но вкушая пищу быстрого приготовления, в человеке вновь обретает своё место пустота и опять хочется ещё и больше. Однако подлинное искусство для бизнесменов – «неформат». Таким образом, чувство прекрасного и гармонию в человеке убивают, делая единственно главным качеством – обладание денег.

Современная молодёжь – продукт своей культуры. Это использованные дети, чьими родителями являются компьютеры и телевидение, а дядями и тётями – клубы и тусовки. Всё-таки, как бы ни был плох СССР, но это государство было попыткой противостояния потребительской цивилизации людей, живущие только чтобы выжить. Люди заменили лошадей на машины, а слова – на зрительные видеообразы, т.е. слово проиграло прогрессу. И теперь техногенное слово пожирает нас. Сейчас литература никому не нужна, однако слово никогда не предаст, оно всегда с тобой. Меняется вера, настроение, работа, а слово остаётся с тобой.

Да, Лидия Сычёва не видит перспективы улучшения современной ситуации, ведь талантливых людей задвигают на задний план, о них никто не знает. У государства, видимо, совсем другие взгляды на этот счёт. Бесталанных авторов, в чьих книгах прослеживается явная русофобия, сливают в массы и печатают заграницей – их там почитают как своих. Поп-дивам, выставляющим нижнее бельё напоказ, выдают церковные премии за вклад в развитие церкви. А на защиту чести России посылают лиц, которые на родном языке говорить не умеют, но зато способны произнести парочку английских слов с произношением пятиклассника.

Таким образом, живя в стране, полной противоречий, желательно что-то изменить, - начать бороться с нацией биороботов, о нашествии которых предупреждает нас Лидия Сычёва.

Вероника Васильева, студентка 2-го курса Института Бизнеса и Политики (кафедра журналистики).

Москва

Впервые опубликовано в журнале "МОЛОКО", март 2009.

Ещё о книге


Автор: Вероника Васильева
Все публикации