Рецензии, статьи, комментарии
О любви в её летнем рассвете
Лидия Сычёва для Московской литературной публики личность культовая. Да и не только литературной. Потрясающий прозаик и журналист, хозяйка и главный редактор интернет-журнала «Молоко», обозреватель «Российской Федерации сегодня», член различных жюри, литобъединений, товариществ, фондов… Писче-читающему человеку не знать Сычёву всё равно, что не знать, что за река петляет по столице. Разнообразие ипостасей позволяет пребывать ей в самых разных мирах, пластах и компаниях, всегда появляясь в них в едино неизменном качестве – образца бодро-солнечного жизнеутверждения. Я не помню вокруг Лидии пасмурной погоды или безрадостных лиц. Прозаики и поэты, публицисты и драматурги, журналисты, фотографы, и тут же сенаторы, депутаты, борцы за народную трезвость и национальную нравственность – все тянутся к ней хоть на минуту улыбчиво пожмуриться в её присутствии, протаять от душевного заледенения. Идя на встречу к Сычёвой, заранее пребываешь в уверенности праздничного настроя, словно у неё каждый день – день рождения. Или новый год. Но полуденно летний.
В творчестве же Лидии Сычёвой эта солнечность вовсе не так однозначна. Не зная автора лично, по текстам никогда не определишь её возраст, не выдумаешь её внешность. «Предчувствие», «
Ещё момент. Мастер всегда есть продолжение, развитие, порыв в будущее своей школы, он откровенная вершина, творческий пик горы культурной традиции, основанием которой лежит народное мировидение и мифосотворение. Да, Лидия Сычёва закончила Литинститут с отличием, но завораживающая читателя правда описания ею красоты и полноты жизни не есть хорошая, крепкая наученность, она – производное авторской неизбывно-природной принадлежности к тем, среди кого возрастало и лепилось её умение видеть, понимать и судить происходящее. Реализм Лидии Сычёвой истинен вековечной народной определённости относительно неизменных добра и зла, справедливости и совестливости, права, долга или бесчестья. Она не просто понятна, она кровно близка России.
Писателей (художников, композиторов) подразделяют по разным признакам. В том числе делят на мужчин и женщин, на баталистов и пейзажистов, психологов и фантастов. По первому Лидия Сычёва – абсолютный писатель-женщина. Ведь она тончайший Лирик. Вот так, с большой буквы. Вы только вслушайтесь в оконцовку её рассказа «Вдвоём»: «…мне хочется рассказать о своей любви ярко, молодо, ясно, о любви в её летнем рассвете, великом полуденном покое, когда чаша жизни, золотая, всё ещё полна и бездонна. …И детские сны, те самые, в которых растут, кажутся по сравнению с явью такими мимолётными, быстротечными, мучительными, что я думаю: каким же должен быть рай, если в земной жизни столько любви?!»
Да о чём, собственно, я? Вы только начните читать Лидию Сычёву, и уже через несколько минут никакие, ничьи зазывы и толкования вам не потребуются.
Василий Дворцов
Источник: «Литературная Россия» №02-03. 18.01.2008
Контакты
Карта сайта