Рецензии, статьи, комментарии

Власть любви

Три власти. Лидия СычеваО новой книге Лидии Сычевой «Три власти»…

Сегодня не мудрено растеряться перед обилием того, что появляется на книжном рынке. Многообразие жанров, новые имена, новые литературные течения. Kто-то привлекает ловко закрученным сюжетом, кто-то – изящным стилем или злободневностью темы. Но редко прочитанная книга остается в памяти хотя бы на пару дней. Вроде бы и написано живо, старательно, а за душу не берет. А бывает незамысловатый вроде бы рассказ, простая житейская история, а чувствуется в ней такая глубина и правда жизни, что мороз по коже.

Таким удивительным даром – западать в душу – обладает проза Лидии Сычевой. Автор – не новичок в литературе, читателю хорошо известны книги «Предчувствие», «Вдвоем», «Уже и больные замуж повыходили». Юмор, образный выразительный язык, умение видеть главное в человеке, сопереживать и сострадать, искренность и лиричность – отличительные качества стиля писателя. Несмотря на все тяготы жизни, герои Сычевой не забывают о главной власти в судьбе человека – власти любви. В этом, пожалуй, и заключается основной смысл новой книги писательницы «Три власти», которая вышла в самом конце 2012 года в издательстве «ИТРК».

Книга отрывается одноименным рассказом. Главный его герой – молодой ученый-физик Сергей впервые попал в Кремль на званый прием. Оказавшись на Соборной площади, Сергей ощутил как «бьется сердце великой страны… Он вдруг почувствовал себя Иваном Грозным, Македонским, Цезарем и ему казалось, что это он правил настоящим, прошлым и будущем разноплеменной империи. …Ему казалось, что он мчится на лыжах с огромной горы и душа трепещет – он должен сейчас разбиться, погибнуть, но он все летел и летел; так вот, успел он подумать, неужели почувствовав свою призванность, владеть и властвовать, можно еще чего-то хотеть?!»

А потом Сергей покорился в другой власти – власти таланта, слушая удивительное пение выступавшей на концерте женщины. «…За певицей не было ни тысячелетней Руси, ни космических войск, ни глухих закоулков сумрачной страны с полуразрушенными избами. Был только ее дар, ее голос простой смертной женщины, но в эти минуты он готов был стать перед ней на колени…» Однако всего сильней все-таки оказалась третья власть – власть любви, когда, оставшись наедине с любимой женщиной, Сергей понял: «…все царства мира, все венцы кесарей он бы сейчас отдал за то, чтобы никогда, ни на минуту не разлучаться с ней…».

О власти любви и рассказ «Простая история», главный герой которого ради житейских благ предал свою свою Галинку, верно ждавшую его из армии. Простой шофер-работяга изливает душу на бумаге, обращаясь к неведомому другу: «Если Бог тебе послал любовь в начале жизни, если это твое, никому не надо свою любовь отдавать, никого не надо слушать, кроме сердца своего…» Об утраченной любви и тоске по ней и рассказ «Очарована, околдована». Семидесятилетняя Алла Валерьевна, имеющая замечательного, любящего мужа, детей и внуков, оказывается, всю жизнь любила другого. Лишь когда Сени не стало, ощутила Алла Валерьевна опустошенное спокойствие, и мечтает теперь об одном, чтобы вылечился от пьянства сынок Саша…

Лидия – мастер короткого рассказа, несколько страниц вмещают в себя не только человеческую судьбу, но и порой целую эпоху как, к примеру, в рассказе «Летящая». Главная героиня «была ладной, легкой и красивой, а будущее было бездумно, светло и прекрасно». «Родиной у нее была большая, необъятная страна, через которую надо было ехать семь или восемь суток подряд…» Она стала проводницей, потому что «во всем этом наборе слов: дорога – путь – железо – сообщение, ей вдруг послышалась музыка, та, которая всегда сопровождала ее «полеты» – музыка ветра, движения. …работа была для нее лишь жизнью, несущей ее вперед, вперед». Но распалась страна и станцию, на которой жила Летящая закрыли, пришлось вернуться в деревню, к земле. Однако по ночам ей был жутко, она плакала, вспоминая дорогу. А в один из жарких дней, когда женщина копалась в огороде, ее хватил удар. Из больницы она вышла с парализованной рукой, нарушенной речью и поврежденным рассудком. Сколько же таких было искореженных изломанных судеб в 90-е! Летящая – это еще и символ России, парализованной бездумными антинародными реформами, утратившей легкость и красоту…

Лидия Сычева – лирик, однако ее ирония становится беспощадной, переходит в гротеск, когда писатель говорит о тех, кто превратил сильную, мощную Россию в парализованную старуху. Острой политической сатирой можно назвать рассказ «Новейшая история». Вот как прозаик описывает министра Алексашенко: «…Инфантильно-изнеженный, артистически-нелепый, изломанно-хрупкий. В его бледном лице с глубокими голубыми тенями и синюшными губами есть что-то из иного, вампирско-загробного мира. Нежить – особый разряд духов. …Нежить садится в президиум, складывает руки, похожие на перепончатые лапки гигантской летучей мыши. Слабая равнодушная улыбка гуляет по синим губам. Нежить благосклонно кивает залу. ...Все в стране отлично знают, что деяния нежити Алексашенко безумны и вредны. Но нас несет поток селевой грязи, мы не можем остановиться, зацепиться за твердую почву, удержаться».

Впрочем, автор всегда оставляет надежду и своим героям, и, конечно, читателям. Рассказ «Новейшая история» писатель завершает сценой крещения девяти маленьких ангелочков. «Кудрявые и почти безволосые головенки, маленькие ручки и ножки, наивные удивленные глаза, лепет, гуление. Светлые, беззащитные дети.

А сверху, сквозь цветное витражное окно, смотрел на них всемогущий Христос. Родители верили, что силы небесные спасут и защитят их детей, когда они сами уже будут не в силах им помочь…»

Проза Лидии Сычевой защищает своих читателей от бездуховности и безверия. От пустоты и серой обыденности. Она дает силы жить и надеяться, верить и любить.

Источник: РНЛ, 18.01.2013


Автор: Светлана Руденко
Все публикации