Рецензии, статьи, комментарии

Проблема личности в рассказах Л.А. Сычёвой

И.Л. Балаян

Культурная жизнь Юга РоссииВпервые опубликовано в журнале “Культурная жизнь Юга России”, № 2 (49), 2013

Источник в РИНЦ

Автор статьи анализирует рассказы Л.А. Сычёвой «После крушения» и «Любовь олигарха», выявляя тип личности героев (отношение человека к семье, детям, окружающим людям, к любви, традициям и иным жизненным ценностям).

Ключевые слова: проза Л. Сычёвой, проблема личности, жизненные ценности, христианский / нехристианский тип личности.

  Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная. Размышления о личности, человеке легли в основу трудов таких ученых-мыслителей, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В.Н. Лосский, И.О. Лосский, В.В. Розанов, В.В. Зеньковский, В.В. Кожинов. В опубликованном на страницах «Литературной газеты» (1989. № 39, рубрика «Диалог недели») диалоге с М. Лобановым А. Бочаров высказался о делении литературы на русскую и русскоязычную: «Понятие “русскоязычная” вводится ради того чтобы отлучить тех, кто носит еврейскую фамилию, как бы глубоко ни вросли эти мастера в традиции и опыт русской литературы», называя творчество Б. Пастернака, Э. Багрицкого и других авторов «подлинно русской культурой» [1]. Однако национальность здесь совершенно не при чем. Важно быть русским писателем по духу, а не по национальности, следовать традициям русской литературы и сохранять ее ценности. Михаил Лобанов подчеркивает, что «русская культура (литература) – понятие духовное, а не биологическое».

Существуют также авторы, соединяющие в своем творчестве традиционно-русские и противоположные ценности. Их называют амбивалентно-русскими писателями.

Фундаментом для построения идеала у писателя могут служить взятые из жизни образцы человечности, самоотверженного служения народу и Родине. «Красота (наряду с истиной и добром), – говорит А.В. Гулыга, – важнейшая ипостась идеала. Причем речь идет не о внешней красоте. Речь идет о внутренне прекрасном, чем светятся истина и добро. Воплощенное благо прекрасно, ему не страшны никакие внешние уродства, они не затемняют, а, наоборот, оттеняют внутреннюю красоту» [2].

Сторонники «русскоязычного» подхода понимают под личностью человека-эгоцентриста, ставящего свои интересы выше народных, свое «Я» выше окружающих его людей и таким образом возвышающийся над всем и вся. Вот что русский философ В.В. Зеньковский говорит об эгоцентризме: в человеке есть добрая, светлая духовность, «охраняющая связь личности с Богом, но в нем есть и злая, темная духовность», создающая «темную самость, разрыв с Богом» и «соборным» человечеством, порождающая так называемый инстинкт самосохранения, «всяческий эгоцентризм и вечную прикованность к самому себе. Все это тоже духовно, но это иная духовность, чем та, которую мы связываем с образом Божиим» [3].

С точки зрения сторонников «русского» (православного) подхода ценна христианская соборная личность, способная на самопожертвование и братское единение с людьми. Именно с таких позиций интересны герои упомянутых нами произведений Лидии Сычёвой.

Прозаик и журналист, главный редактор русского литературного интернет-журнала «Молоко», Лидия Андреевна Сычёва – талантливый представитель современной прозы, неоднократный лауреат премий. Но ее публицистика и проза еще не стали предметом научных изысканий. С самого начала ориентированные на русскую культуру и ее ценности, произведения писательницы свидетельствуют о том, что перед нами человек глубоко мыслящий, переживающий за будущее страны, имеющий свой взгляд на события вокруг. Многие ее рассказы повествуют о деревне, о сельской жизни и простых людях, со всеми их достоинствами и недостатками, «но это – Россия, любящая жизнь и не разучившаяся делать самое главное – рожать детей, растить их и гордиться ими». Л.А. Сычёва считает, что настоящая Россия осталась там, в провинции, «ее фундамент, опора – здесь, рядом со свиньями, огородами и родными могилами» [4].

Л. Сычёва отмечает: «В живом реализме есть чудо… В нем есть глубинная красота, заложенная Богом и не искаженная художником» [5]. Как сказал Василий Дворцов, «реализм Лидии Сычёвой истинен в вековечной народной определенности относительно неизменных добра и зла, справедливости и совестливости, права, долга или бесчестья. Она не просто понятна, она кровно близка России» [6].

Известно, что осмысление концепции личности в творчестве того или иного писателя «немыслимо без достаточно подробного рассмотрения типологии системы ценностей, носителем которой будет так же и автор-повествователь» [7], а также того, к какому типу личности можно отнести того или иного героя. Говорить о типе личности – эгоцентрическом, христианском или амбивалентном – можно в соответствии с тем, какие у героя существуют ценности, как он относится к жизни, людям, семье.

«Зачем все это? И жизнь и дело», – ключевой вопрос в рассказе «После крушения». Мучающие Ольгу Брянцеву вопросы наводят ее на размышления различного толка; она ищет и в конце концов находит ответ. Чувствуя «неизбежность крушения», бесполезность дела, которым занимается и которое, по ее словам, отнимает физические и духовные силы, забирает душу, Ольга перестает видеть смысл жизни. Жить не для чего. Подобные пессимистические мысли могут вызвать чувство осуждения со стороны читателя. Однако существуют причины, приведшие к отчаянию и унынию, в котором пребывает героиня. Это связано с ощущением ненужности писательского труда: «Книги за исключением “бульварных” никто не читал. Даже “ближний круг” знакомых» [8]. Самым страшным оказалась бесполезность избранного дела, потеря времени, которое можно было бы подарить своим близким.

Вячеслав Дёгтев – персонаж, вокруг которого строится все повествование, – писатель, земляк Ольги. Оба из Воронежской области, оба деревенские. Однако он не любит упоминать о своем сельском происхождении, скрывает это. «Благоухающий резким парфюмом» герой по внешнему виду производит впечатление сильного, довольного и даже богатого человека, «хозяина жизни»: «Воротник в бобрах, норковая шапка-боярка, на шее – черная бабочка». Лишь после смерти Дёгтева Ольга поняла, сколь отличалась бытовая сторона его жизни от так называемой светской. Более чем скромное убранство его квартиры огорчило Ольгу, не было возможности сдержать слез: старая пишущая машинка, подушка без наволочки, на самодельной полке собственные сборники. К героине приходит вопрос, на который она пока не знает ответа: «Неужели ради этих “черных буковок”, абсолютно чудовищного занятия с точки зрения окружающих (и близких тоже), надо было столько мучиться, отдать жизнь?!»

Помпезность похорон навела героиню на мысль о том, что Дёгтев «сам себя загнал в образ “писателя” – успешного, гонорарного, у которого все отлично». Побывав в квартире писателя после его смерти, Ольга поняла, что был он одиноким человеком с неустроенной судьбой. Если бы Вячеслав не стал писателем, жизнь его сложилась бы достаточно благополучно – Ольге кажется, что он, вероятно, собирался завязать с писательской деятельностью, устав заниматься самообманом и постоянно пребывать в образе «гонорарного» автора. Он был (или казался) «имиджевым» – занимался литературой для славы, показухи, отнюдь не для души. Это закончилось трагедией, столь ранним уходом.

Рассказ «После крушения» имеет глубокий смысл. Зачастую люди на определенном этапе своего жизненного пути теряют смысл своего существования, перестают чувствовать предназначение. Чтобы избежать этого, нужно точно знать, что дело, которым ты занимаешься, истинно, правдиво, любимо. Не обманывать себя. Вначале Ольга полна уныния, но в конце рассказа героиня понимает, что жизнь прекрасна и жить нужно, нужно любить, радоваться, улыбаться. Понимание пришло в момент, когда, слушая по радио романс на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», героиня почувствовала: вот что значит ощущение полноты и красоты жизни. «В нем есть незримое присутствие Творца. Убить в живом человеке одухотворенность – сделать его навсегда несчастным. Одухотворенность – это то “внутреннее видение”, которое и преображает мир». Теперь Ольга с полной уверенностью утверждает, что смысл жизни не должен быть утерян: нужно жить, писать, говорить правильные, хорошие вещи, чтобы у родившихся после нас был выбор. Каждый человек должен выбрать – добро или зло, деньги или совесть. Установить для себя ценностные ориентиры и следовать им.

Ольга Брянцева – христианский тип личности. Героиня думает не о себе, а о других людях, об их будущем: «Ну что ж, мы, тихо уходящие в безвестность, зло не победим, мир не переделаем. Но мы все равно должны быть, чтобы у человека оставался выбор – как был он когда-то у нас. Это, конечно, неравный бой и неравный выбор, но он должен быть, чтобы тот, кто захочет, смог добраться до самого себя». Она являет собой такие христианские качества, как терпение, любовь к родной земле, сострадание к людям. Минутное уныние заставило ее посмотреть на мир не с православных позиций, но она вовремя отходит от этого, возвращаясь к себе настоящей.

В книгу с оригинальным заглавием «Уже и больные замуж повыходили» включен рассказ «Любовь олигарха». Название говорящее: в жизни его героини Татьяны Козыренко, действительно, был олигарх. Точнее, даже два – муж и некий N. А вот о любви говорить не приходилось ни в первом («Татьяна своего законного супруга-плейбоя не любила – ни до, ни после, никогда»), ни во втором случае («И она, укрепленная фитнесом, запала на симпатягу N., да и миллиарды опять же» [9]). Нет места любви там, где правят расчет, выгода, корысть, и это оказывается сильнее земных ценностей – любви, семьи. Автор показывает жизненные интересы, не имеющие ничего общего с духовным обогащением и развитием человека. О душе как бы между прочим говорится в конце рассказа:

«А душа? Представила ее и ужаснулась: голая, сирая, дряблая! Бомжа неприкаянная… Но эти мысли мелькнули у Татьяны Козыренко на периферии разума и быстро бесследно пропали. Как рекламная пауза. И она вновь продолжала оплаченный эфир: … свобода… демократия… экономика…»

Душа выступает здесь лишь «кратким приложением» к тем вещам, которые стоят (в частности у героини рассказа) на первом месте, о них они думают в первую очередь. Как видим, Татьяна Козыренко одинока, внутренний мир ее пуст и беден. В нем только гонка за модой, стремление быть красивой и как можно дольше оставаться молодой. В рассказе постоянно звучит мотив денег, он доминирует над всеми остальными мотивами. «К несчастью, сегодняшняя культура <…> обращена лишь к телу человека, – отмечает критик Е. Репьева. – К повседневным потребностям плоти, которую требуется одеть в продукцию модных брендов, отмыть новейшим шампунем, выгулять в престижном ресторане. Только тогда современный человек может считать себя успешным и состоявшимся. А вот для духа человеческого, как известно, отвечающего в человеке за связь с Богом, в современной культуре места уже не остается» [10]. В потоке современной культуры, пропагандирующей антидуховные ценности и интересы, совершенствование души, духовное развитие оказываются ненужными. Татьяна Козыренко – эгоцентрический тип личности, образец человека, думающего только о личном благополучии, о внешности, забывающего при этом о внутренней красоте.

Литература

1. Бочаров А., Лобанов М. Литература – единая советская или национальная? // Литературная газета. 1989. № 39. С. 2.

2. Гулыга А. В. Уроки классики и современность. М., 1990. С. 10.

3. Зеньковский В. В. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 2. М., 2008. С. 336.

4. Сычёва Л. А. Самый большой грех – жить без любви // Литературная Россия. 2009. № 39. С. 9.

5. Там же.

6. Дворцов В. О любви в ее летнем рассвете // Литературная Россия. 2008. № 2–3. С. 3.

7. Гапон Е. С. Концепция личности и особенности ее художественной реализации в произведениях В. Г. Распутина 1990-х годов: дис. … канд. филол. наук. Армавир, 2005.

8. Здесь и далее рассказ «После крушения» цит. по: День литературы. 2005. № 11. С. 5.

9. Здесь и далее рассказ «Любовь олигарха» цит. по: Сычёва Л. А. Уже и больные замуж повыходили. М., 2008. С. 5–10.

10. Репьева Е. Да не иссякнет русский род!

URL: http://www.sklaviny.ru/proekty/slavyane/rep1108.php

I. L. Balayan. The problem of personality in L. A. Sycheva’s stories

The author of the article analyzes L.A. Sycheva’s stories «After the Wreck» and «The Oligarch’s Love» and finds out the types of characters’ personality (the attitude of a person to the family, children, people around, love, traditions and other life values).

Key words: prose of L. A. Sycheva, problem of personality, life values, Christian and non Christian personality type.


Автор: Илона Балаян
Все публикации