Рецензии, статьи, комментарии

Мы все еще русские. Или нет?..

Автор: Юлия Валерьевна Маслова

Книга Лидии Сычевой «Мы все еще русские» открывает серию «Новая империя» издательства «Вече» и имеет говорящий подзаголовок «Наш ответ на вызовы времени». В предисловии к книге издатель расшифровывает нам, что же такое «вызовы времени»: постиндустриализм и трансгуманизм, наступление нейросетей и искусственного интеллекта, гибридные войны и космические гонки. Ответ на вызовы времени формируется на трех «этажах» российской государственности: природно-биологическом, социально-политическом и идейно-духовном.

Обложка книги «Мы всё ещё русские»Обложка книги «Мы всё ещё русские»

Работа Лидии Сычевой — это, собственно, собрание литературных заметок, интервью, журналистских расследований — «рваный ритм», как сказал издатель. В ней четыре главы: «Колония духа», «Противостояние», «На русских дорогах» и «Будущее России». Автор признается, что ее книга рождалась в самолетах, поездах, электричках, в гостиницах и залах ожидания. Отсюда такая динамичность повествования и остросюжетные заметки неравнодушной путешественницы, исполнившей завет Гоголя, предлагавшего «проездиться по России». Так и видится, как автор торопится с чемоданом в следующую поездку, держа под мышкой блокнот.

Сразу скажу, что читать написанное автором тяжело. Слишком много горькой правды. Во время чтения мне несколько раз приходили на ум строки из канона святой великомученицы Параскевы Пятницы:

женскую немощь отвергши, мужескую крепость прият...

Нужно большое мужество, чтобы писать так, как Лидия Сычева. Книга написана местами кровью, местами чернилами из полыни, а лучшие строки — соком северных ягод… Неприукрашенная действительность смягчается цитированием стихов. Поэзия не дает задохнуться.

«О земля, земля моя, Цезарь и Атилла
Не заполнили края — Духу не хватило!..»

Глава «Колония духа» открывается очерком «Россия: от интернационализма к постгуманизму». Главный вопрос, который пытается решить автор, — «Кому на Руси жить хорошо?», — вполне традиционен для русского сознания. Стремительная убыль русских в числе народов, населяющих нашу страну, — последствия интернациональной политики государства от СССР до наших дней. «Но русскому человеку некого винить в своих бедах», — считает Лидия Сычева. Мы на своей земле, у себя дома.

------------

Однако русский народ тяжело болен, поэтому Россия и стала колонией. Но не экономической и политической, как многие думают, а «колонией духа». С болью автор пишет о деградации страны в культурном, духовном, нравственном и интеллектуальном плане. За годы после распада СССР народилась суррогатная элита, неспособная вывести народ из болота, в котором мы оказались.

------------

Лидия Сычева — государственник по сознанию. Ведь в то время, как кумиром правящих верхов стал кошелек, она верит, что единственным заинтересованным лицом в существовании государства на территории России остался русский народ:

Народ должен воспитывать нашу власть в государственном духе, а за воспитание в обществе отвечает интеллигенция. Так не пора ли возвращаться: от свободного секса к семейной жизни, от материального — к идеальному, от глобализма к патриотизму, от бессмыслицы — к самосознанию?!.. (с.27).

Конечно, всей книги не перескажешь. Но, читая, я все время ловила себя на том, что могла бы подписаться под многими словами автора. «Время самозванцев»? О, да! Кто не сталкивался по жизни с некомпетентным чиновником, юристом, врачом и т.д.? Особенно это относится к первым. Сознательное понижение ментальности народа позволяет выглядеть на общем фоне неплохо. В разделе «Ода воровству» Лидия Сычева говорит, фактически, о том, что воровство перестало считаться грехом.

Высший шик для вора — руководить чем-нибудь антикоррупционным… (с. 44).

Лаконично сказал учитель и любимый поэт автора книги Валентин Сорокин: «Воры вора погоняют, Воры вора в суд ведут, Воры вора обвиняют, Воры вору срок дают». И еще.

------------

Пока Украина конфликтует с Россией, пока славяне выясняют отношения, мир стремительно идет вперед, развивает технологии, роботизацию производства, искусственный интеллект.

------------

Вспомнилась фраза из мультфильма про «мистера Проньку»: «гудбай, дурочки!» Гудбай Россия, Украина, Белоруссия! Но небудем терять надежды, что выяснение национальных отношений, низкопоклонство перед Западом и «одичание масс» уйдет, и появится все-таки класс людей чести, способных вывести страну из чужебесного плена. Задача эта сложная, ведь «кругом у нас соперники, в союзниках только белые медведи да родная природа».

Оборот обложки книги «Мы всё ещё русские»Оборот обложки книги «Мы всё ещё русские»

Не будем пересказывать главу «Противостояние». Достаточно озвучить разделы главы: «Гельман как ʺзеркало душиʺ нашей контрреволюции», «Гей, культура!», «Битва за бюджеты» и т.п. В «Битве» говорится, в частности, о скандальных выставках и спектаклях: «Аида», «Евгений Онегин», «Золотой петушок», «Отморозки». На «Евгении Онегине» я была. Большой театр. Ждешь встречи с Пушкиным, а встречаешь тщеславие режиссера. Пошлость в старорусском смысле слова. Галина Вишневская отказалась после этой премьеры праздновать в Большом театре свой юбилей. Цена искусства — вопрос непраздный, резюмирует Лидия Сычева.

Автор книги «Мы все еще русские» неоднократно обращается к русской словесности, литературе, слову. Именно они могут быть спасительны для русского самосознания. Однако сегодня к модным «писателям» часто относят блогеров, что ярко характеризует наше время.

Дело даже не в том, что нет современных Пушкиных, Достоевских и Львов Толстых. Нет запроса на таких эпичных писателей. Какое общество, такая и литература. Спросите сейчас 20-35-летних, кого они знают из ныне здравствующих писателей? Позволю себе привести пример из личного опыта. В архиве литературы и искусства встретила Владимира Личутина, известного своими рассказами и трилогией «Раскол». Я попросила у него автограф и, радостная, поехала на работу. Рассказала о встрече сотруднице музея. Девушка далеко не глупая, хороший специалист в музейном деле. Она задала вопрос: «А кто это?» И тут мне стало досадно и горько. Лидия Сычева:

Борьба с художественным словом есть ловкая подмена лично воссозданного образа готовым «продуктом» — видеокартинкой. Не надо читать, «напрягать мозги» — за вас это сделают другие (с.147).

Сначала уходит образное мышление, затем происходит утрата образа человека, потом люди «звереют», теряя человеческий облик. Лидия Сычева скорбит, что в современной культуре или в том, что ей называют, не встретишь горячего человеческого чувства, чести, храбрости. Но! «Народ взыскует красоты и правды слова. И в песне, и в жизни, и в политике». И снова стихи:

«Лучше встать у расстрельной стены,
Лучше в братской могиле забыться,
Но склониться к ногам сатаны
Только раб, только раб согласится!»

Нельзя не согласиться с Лидией Сычевой, что забвение своих корней, своей культуры, литературы — это тяжелая болезнь современного русского народа. Мы не поем народных песен, советских песен, наполненных смыслом и лирикой.

Песня — биография человека, совесть его, верность родине (с.315).

Нашу «Калинку» поют только иностранцы, наивно полагая, что это самая популярная и любимая нами песня. Я нередко слышу, как выходцы из азиатских республик слушают свою национальную музыку, включая ее в своих машинах на всю московскую улицу. Мы не танцуем народные танцы. Они остались только на концертах ансамбля Моисеева, куда хожу, чтобы почувствовать русскую удаль. Выше я писала, что лучшие строки автора написаны соком северных ягод. В полной мере это относится к рассказу об уральской писательнице Зое Прокопьевой и ее книге «Своим чередом». Признаюсь, даже не слышала о ней. Но уже скачала книгу ранних рассказов.

Писатели — родники народа, хранители живой истории. Через них с человеком на языке его предков говорит сама вечность, умная Вселенная (с.224).

Убита нищетой и безлюдьем деревня. А ведь именно она генерировала русскую культуру, питала соками родной земли словесность и музыкальное творчество. Власть чужая народу, как инопланетяне, которые не понимают, как живут люди не только в глубинке, но и в столице. Не топовые менеджеры и депутаты, а именно простые смертные. И вот заключение Лидии Сычевой:

Власть со времен церковного раскола отделилась у нас от народа и живет ему параллельно. Наши управители демонстративно ʺнетрадиционныʺ — не в смысле гендера, а в части представительства национальных интересов. Феномен ʺчужебесияʺ, т.е. бешенной любви к иностранной жизни и презрения к отчизне (с.201).

Книга Лидии Сычевой «Мы все еще русские» настолько полна смыслами, идеями, понятиями, что всё не обсудишь в одной рецензии. Надо читать! Чего только стоит раздел «Женитьба как национальная идея»! Старообрядцы давно усвоили эту идею. Ведь семья — это основа общества, как ни банально это звучит. Или раздел «Без мужчин народ — не народ»? Завершается книга главой «Русский крест судьбы», где судьба поэта — образец русской совести. Напоследок хочется выразить автору благодарность за смелую книгу и пожелать творческих успехов. Отрадно сознавать, что среди моря «филологической мертвечины» есть живая вода русского слова.

Источник: Русская вера

 22 октября 2018

Книга «Мы всё ещё русские» здесь


Автор: Юлия Валерьевна Маслова
Все публикации