Лидия Сычева: интервью

Лидия Сычева: «Простые читатели бывают умнее раскрученных писателей»

Лидия Сычева: «Простые читатели бывают умнее раскрученных писателей»

В издательстве ИТРК вышла новая книга Лидии Сычевой «Три власти». Мы встретились с автором и попросили его ответить на несколько вопросов.

- Писатель – кто это?

- Писатель – это не тот, кто считает, что главное в его жизни «создание произведений»… Есть призвание и предназначение человека. И если на этом пути потребуется слово – ну что же, надо его сказать. По возможности честно.

Для меня настоящие писатели всегда были небожителями. Именно так я относилась к ним в школе, читая, допустим, Льва Толстого или Сергея Есенина.

Теперь я сама пишу книги, но писателем себя не считаю. Есть высота духа, почти недосягаемая для обычного человека! И «технологии производства книг» тут не причем. «Кто как живет, тот так и пишет», - говорит поэт Валентин Сорокин. Вот он – писатель. Настоящий!

- Каково место писателя в современной культурной жизни?

- Место писателя в жизни со времен Гомера, кажется, не изменилось. Изменилась сама жизнь – в ней стало меньше культуры. И виноваты, как мне кажется, в этом тоже пишущие люди – лжеписатели. Они девальвируют слово. И тогда слово мстит – выпуская джинов пошлости, дурновкусия и разврата. 

Слово – основа песни, телесериала, кинофильма, спектакля, журналистского репортажа. Начало начал. Оно дает свободу, ответственность и ощущение того, что участвуешь в творении мира.

- Можно ли говорить о карьере писателя?

- Можно. Анна Ахматова не принадлежит к числу моих самых любимых авторов, но о «карьере» настоящего писателя она сказала точно: «Я была тогда с моим народом, / Там, где мой народ, к несчастью, был».

Как-то я была на одной литературной дискуссии, где обсуждался вопрос: «Легко ли пробиться таланту?» На сцену вышел молодой человек, называющий себя «известным детским писателем», и заявил: «Писатель сродни продажной женщине (он сказал даже грубее, но я не буду повторять), он должен писать то, что востребовано рынком». И добавил, что одного таланта мало, надо еще о себе чем-то «заявить». Привел пример, как в Англии один литератор приехал на книжную выставку голым на слоне. О нем сразу же заговорили…

Аудитория дискуссии была молодежной, но ребята собрались неглупые. Одна девушка высказала такое мнение: «Если бы все писатели думали о пиаре и о том, как разбогатеть, никакой литературы не было бы в принципе». Так что наши «простые» читатели иногда бывают умнее «карьерных» писателей…

- Какие технологии в писательской деятельности? Особенности работы с
издательствами?

- Издательств, которые работают с произведениями, продолжающими русскую литературную традицию, очень мало. Они периодически разоряются. Отсюда и все «особенности» - пишешь книгу, и не знаешь, где она будет выйдет, когда… Но для меня главное – не издать, а написать. Всё равно всё настоящее будет востребовано.

- Каковы возможности сотрудничества менеджеров культуры (это,
например, продюсеры, администраторы) с писателями?

- Наверное, эти возможности очень богатые. В конце концов, неужели менеджеры культуры стали бы глупее или беднее, пообщавшись с Александром Блоком или Михаилом Пришвиным?! Но как мне представляется, сегодня для продюсеров интересны литераторы, которые приносят «быстрые деньги». Зачем им тратить время на людей, которые отвергают «рынок» в культуре? Конечно, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»… Но сам Пушкин, как известно, умер в долгах.

Много было примеров, когда общение с «менеджерами культуры» просто губило молодых писателей. Они «заглатывали» наживку – в виде первой «раскрутки», первой книжки, пятого места в каком-нибудь громком шорт-листе, и попадали в зависимость – психологическую, финансовую а, зачастую, и эстетическую. И писатель «умирал» для литературы. Да, у него выходили новые книги, его имя стало «широко известно», но что толку?! Если нет внутреннего развития, нет причины и для новых книг. А маскировать свою пустоту яркими обложками или шумихой в прессе… С годами становится ясно, что это совсем не нужно. Никому.

- Что для Вас, как для писателя, наиболее важно в процессе
творчества?

- Соблюсти, по возможности, три принципа: красота, честность и национальная полезность.

- Для кого Вы создаёте произведения? Кто Ваш читатель?

- Когда я пишу, я никогда мысленно не представляю себе какую-либо социальную группу,  или «условного человека», или ещё что-то в этом роде. Я, конечно, думаю о читателе – забочусь о композиции, языке, о том, чтобы в рассказе не было неясности, неразберихи. Но это – вторая забота. А первая… Я верю, что у нас еще много людей, которые в своей жизни по возможности следуют тем принципам, о которых я сказала выше. Наверное, я пишу для них… Но и это не вполне точно. У меня был знакомый художник из Санкт-Петербурга, очень хороший, Михаил Евдокимович Ткачев, он говорил: «Самые лучшие картины, дорогие мне, не только никому продавать неохота, но я их даже и покажу не каждому». Мне это чувство понятно и знакомо.

- Нужны ли писателям спонсоры?

- Слово «спонсоры» мне малопонятно. Что-то в этом есть мутное, нерусское. Мне больше нравится слово «благодетель». Наверное, быть благодетелем очень приятно. Благое дело, оно ведь вместе делается – ради блага. У Гоголя были благодетели – они помогали ему деньгами, когда он жил в Риме, писал «Мертвые души». Помогать надо не писателю (художнику, певцу), а человеку. Если состоятельный человек испытывает в этом потребность, по-моему, это хорошо.

Беседу вел Алексей Савченко

Источник:  02.09.2013, http://mknt.ru/

Рассказы, эссе, статьи Лидии Сычёвой читайте здесь

Книги здесь или здесь

Все публикации