Лидия Сычева: интервью

Роскошь или душа народа?

Роскошь или душа народа?

В книге «Вдвоем» главная тема - любовь, «и пишет Лидия Сычева не только и, может быть, не столько о ней как о вечном чувстве, сколько как об ослепительной новости, которой любовь становится для каждого». Тема духовного кризиса - ведущая и в книге «Эх, славяне!..», которую составили десять статей о современной культуре, в том числе очерк «В плену у биороботов», в котором автор отстаивает идею о том, что над Россией второе десятилетие подряд ставится эксперимент по созданию новой категории людей как биомассы.

Сычева активно печатается в литературной периодике, она автор нескольких сотен статей образовательной тематики. Известна как главный редактор сайта «Славянство - форум славянских культур».

Лидия Андреевна Сычева родилась в 1966 году в Воронежской области. Писатель, публицист, редактор, деятель Рунета, член Союза писателей России.

Уже в связи с первой книгой Сычевой «Предчувствие» (2001) критик Капитолина Кокшенева отмечала, что автор вошел в литературу с художнически-зрелой прозой, руководствуясь такими принципами, как красота и ясность изложения, честное отношение к жизни, невозможное без любви к человеку. Документальную повесть «Тайна поэта» (2002) о творчестве и судьбе поэта Валентина Сорокина один из критиков назвал «учебником патриотизма». В книге очерков «Последний блокпост» выделяется «Ненаписанное интервью» (воссоздающее портрет писателя Владимира Солоухина в последние годы жизни), очерк «Ваш сын и брат матрос Колька» (о матросе-земляке, погибшем на атомной подводной лодке «Курск»), эссе «Неизвестный народ» (о войне в Чечне).

- Понятие «культура» сегодня становится непопулярным, его как бы стараются завуалировать, увести в тень, заболтать. Есть общечеловеческие ценности, которые сейчас пропагандируют гораздо больше. Отчего это происходит? Национальная культура - насколько она нужна, может быть, в самом деле пора уже всем нам стать унифицированными космополитами?

- В юности, а моя юность - это начало 80-х, я много читала: Диккенса, Бальзака, Хемингуэя, практически всю мировую классику. И через образы художественной литературы воспринимала Лондон, Париж, Барселону. Если бы тогда мне сказали, что спустя тридцать лет мы будем рассуждать о неактуальности национальных культур, я бы очень удивилась. Потому что и Россия - СССР была интересна «цивилизованным странам» (некоторые из которых, между прочим, шли на нас войной под фашистскими лозунгами) творчеством Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина, Шолохова.

Идея об «устарелости» национальной культуры и о приоритете космополитических ценностей - мировоззренческая ловушка. Госпожа Простакова из пьесы Фонвизина «Недоросль» тоже считала, что Митрофанушке география не нужна: «Да извозчики-то на что ж? Отвезут куда надо». Посмотрите: нам долго внушали, что мы проживем без отечественного автомобилестроения - зачем, если на Западе прекрасные машины делают?! Теперь и российский авиапром побоку - есть же «боинги», хорошие самолеты. Ракеты и спутники у нас без конца падают - того и гляди, скоро родится идея, что и в космосе нам делать нечего, вон, у китайцев девять космодромов, старты идут без сбоев. Вооружение иностранное мы уже закупаем. А тут еще в прессе стали муссировать мысль, что якобы к 2020 году у нас наступит замечательная жизнь, поскольку население сильно сократится, а значит, оставшимся  «больше достанется».

Ну, это вообще какой-то полуфашизм, честное слово. Причем насаждает его наша «передовая» интеллигенция.

Но посмотрите: в Европе никто не собирается расставаться с национальными культурами и с национальным производством. Поезжайте в Норвегию, нефтяную страну, и посмотрите, как они телекоммуникации развивают, рыбное хозяйство. А как они лелеют свои традиции, культуру?! На государственном телевидении никакой рекламы, я уж молчу про пошлые и шокирующие передачи - им вообще непонятно, как такое может происходить в стране Гоголя и Чайковского.

Я на всё происходящее в России смотрю с болью, а иногда - с отчаянием. Недавно у меня вышла книга статей о культуре «Русь в ожидании варягов». Адресую читателей «Югры» к ней - там есть развернутый ответ на ваш вопрос.

- Культурный человек и русский националист - это несовместимые понятия или все-таки быть националистом - это не бескультурье?

- Национализм - любовь к своему народу. Как можно не любить своих родителей? Как я могу свой родной народ не любить? Как татарин или коми, или манси может не переживать за то, что происходит с его нацией?! Бескультурье - не знать своих корней, своего рода, своей истории.

Денационализация русской интеллигенции - величайшая трагедия ХХ века. Посмотрите, у татарина или башкира в паспорте - национальные страницы. А у русских - ничего нет.

Даже в Москве вы не найдете ни одного русского культурного центра, который бы занимался национальной культурой. А в Якутии, например, всё подчинено древнему эпическому искусству олонхо. Украинцы свое национальное государство строят, казахи. А что, Китай от национализма отказался? Или Япония?

Разрушение национального чувства есть кратчайший путь к уничтожению национальной культуры. А политтехнологам известно: степень разрушения национальной культуры равна степени разрушения национальной государственности. Жаль, что эта очевидная истина сокрыта от наших державных минкультов, всевозможных комиссий, центральных СМИ и прочих влиятельных сил, активно насаждающих нам «искусство Гельмана», арт-группу «Война» и прочие провокативные вещи. А потом они же ахают: «Ой, храмы оскверняют!» Но, ребята, вы же этих людей вырастили, вы их из бюджета подкармливали, всё время их подталкивали-поощряли в «революционных» мыслях.

Понимаете, даже у собак есть порода, а у нас в России всё решается методом запрещения. Ничего нельзя обсуждать: ни национальность преступников, ни национальность героев. Но вот есть у нас Алдар Цыденжапов, матрос, который ценой жизни спас товарищей на эсминце «Быстрый». Об этом мальчике надо говорить как о великом, бесстрашном сыне бурятского народа! Но нет, у нас лучше по телевизору повторят запись очередной свадьбы Аллы Пугачевой. Кому такой «брачный интернационализм» интересен? Может, только кавказским боевикам. Говорят, что они наркотики принимают для храбрости, а российское ТВ смотрят для «вдохновения».

Я поехала в этом году на «Славянский базар» в Белоруссию. Вышел на сцену Александр Розенбаум, спел «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла...». Интернациональное искусство, не правда ли? Разве это можно сравнить со словами «бескультурного националиста» Есенина: «Но и тогда, / Когда на всей планете / Пройдет вражда племен, / Исчезнет ложь и грусть, - / Я буду воспевать / Всем существом в поэте / Шестую часть земли / С названьем кратким «Русь».

Национальная культура - это роскошь в современном мире. Такая же, как государственный суверенитет. И если его нет, появляются разговоры, что нам ничего не надо - ни сельского хозяйства, ни промышленности, ни культуры, ни людей. Мол, товары мы купим за нефтегазовые деньги, культурно отдохнем в Паттайе, а люди к нам сами из Средней Азии приедут и будут почти «за спасибо» работать.

- Православие считается культурообразующей силой для русского государства, основой нашего менталитета, но «самой читающей страной» Россия стала в годы пропаганды атеизма. А что теперь для нашей страны православие? Что вы ждете от возвращения веры, и возможно ли это в целом по России?

- У Ивана Ильина, русского философа, есть работа, в которой говорится о значимости для национального самосознания трех фигур: священника, ученого и художника (художника в широком смысле - подразумевается творческая интеллигенция). В годы советской власти контролировали мировоззрение, преследовали за веру. Зато был расцвет научной и творческой деятельности. Но он не спас страну в решительный час - мы проиграли в информационной войне, потому что не были должным образом вооружены идейно, мировоззренчески. Результат - разрушение страны.

А что сегодня происходит? Русская национальная культура брошена на выживание. На государственном уровне поддерживаются (в области литературы, например) жители Израиля или авторы весьма сомнительных с эстетической и этической точек зрения произведений. Способные ребята, молодые ученые, массово выезжают за границу, работают в Европе, Америке и даже в Китае.

Я глубоко уверена, что если из трех опор - вера, наука, культура - две «хромые», то не спасут нас никакие новые храмы, молитвы и прочее. Да, «без Бога - не до порога». Но и: «на Бога надейся, а сам не плошай». У нас очень опасная тенденция складывается: много разговоров о православии, милосердии, возрождении России, и всё это находится в диком противоречии с тем, что реально происходит в стране. У нас сотни, тысячи детей умирают, потому что родители не могут собрать деньги на операцию, и в то же время тратятся какие-то бешеные суммы на покупку иностранных футболистов, тренеров и прочее. Оправдание такое: народ, мол, хочет зрелищ.

А я не думаю, что народ наш такой уж непроходимый дурак и душегубец. Потому что в нашей стране не дай Бог заболеть, вымогание денег идет на всех этапах лечения. И как ни странно, не останавливает это вымогание ни часовенка во дворе больнички, ни иконка в кабинете врача.

Вот и получается, что православие очень страдает от того, что наука и культура у нас обескровлены. Искусственным образом церковь оказывается единственным столпом, ответственным за нравственность в обществе. И она просто-напросто не выдерживает этой нагрузки. Если у нас вера станет формальной, потеряет живое чувство, если церковь обюрократится, превратится в «сервис», то тогда потрясения неизбежны. Пока у нас разваливаются после старта «освященные» ракеты, но так же легко может развалиться и «освященное» государство.

Поэтому надо вкладывать деньги в образование и науку, в развитие высокой культуры. А молиться демонстративно не надо. Господь всё видит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?» Так в Евангелии сказано.

- В недалеком прошлом можно было говорить о перечне книг, которые обязательно читал человек, претендующий на звание «культурного»; вся интеллигенция страны от Калининграда до Камчатки обсуждала примерно одни и те же романы, очерки, опубликованные в «Нашем современнике» иль «Новом мире». Знаете ли вы сейчас романы, публикации, которые столь же дружно обсуждает население всей России? Что бы вы посоветовали обязательно прочесть?

- Не хочу показаться нескромной, но мне бы очень хотелось, чтобы ваши читатели обратили внимание на мою статью «Гельман как «зеркало души» нашей контрреволюции», опубликованную в четвертом номере «Нашего современника» за этот год. Ну сколько же можно над нами глумиться за наш счет?! Если мы будем молчать, ничего не изменится.

А теперь я хочу назвать несколько книг - разных, но важных для современного прочтения. Я очень люблю Мамина-Сибиряка, а тут мне случайно попался не самый знаменитый его роман «Горное гнездо». Слушайте, ну до чего же книги про дикий капитализм стали теперь актуальны! Будто сегодня написано. Гарантирую: читатель получит незабываемое удовольствие - от языка, наблюдательности, характеров.

Давно я хотела прочесть роман Владилена Машковцева «Золотой цветок-одолень». Как жалко, что эта мужская, казачья книга вышла в 1990 году и в перестроечной карусели не была оценена. Я считаю, что этот роман должен прочесть каждый русский, каждый сибиряк, уралец. Да, писатели такого калибра что-то у нас стали переводиться.

Для любителей подумать, поразмышлять рекомендую труд петербургского ученого Николая Ильина «Трагедия русской философии». Пусть вас не пугает название - книга читается удивительно легко, хотя работа доказательная, насыщенная, там нет ни одного пустого слова. Полезное и поучительное чтение.

Для северян будет интересен остросюжетный роман Геннадия Старостенко «У черной реки» - о современном российском капитализме и нефтедобыче.

Наконец, я укажу на книгу, радикальным образом повлиявшую на мое становление. Это очерки Валентина Сорокина «Крест поэта». Имена Павла Васильева, Бориса Корнилова, Бориса Ручьева - поэтов, репрессированных в 30-е годы, я узнала именно из этой книги. Страстное, сильное и гордое русское слово!

Я вообще люблю уральскую литературу, и всем советую (пока ни один человек не пожалел!) книгу Зои Прокопьевой «Своим чередом». Какой чудесный роман! Какие герои, сколько жизненной силы. Удивительная книга. Ее хочется перечитывать.

- Из «самой читающей страны в мире» Россия превращается в страну людей, прикованных к телевизору и Интернету, литература становится сетературой. Процесс этот вряд ли возможно остановить, но можно ли им управлять, и что желательно делать, чтобы Интернет все-таки помогал воспитанию «культурного человека», а не биоробота?
- В 1998 году, когда я училась в Литинституте, мы с друзьями основали журнал «Молодое око», название которого вскоре сократилось до «Молока». С 2000 года мы выходим только в Интернете. Это самый старый интернет-журнал русского, почвеннического, консервативного направления. Так что над вашим вопросом мы задумались еще 12 лет назад.

Журнал выходит на базе исторического портала «Хронос», главный редактор которого - мой друг Вячеслав Румянцев. «Хронос» - крупнейшее собрание биографий, монографий, карт, документов по русской и мировой истории. И «Молоко», и «Хронос», и журнал «Парус», которым руководит литературный критик Ирина Гречаник, - наш вклад в русскую культуру. Благотворительный, потому что это наша частная инициатива, мы не получаем за свою работу денег, хотя тратим на проекты много личного времени.
Чтобы преобразовать Интернет, надо там присутствовать. И делать что-то хорошее, нужное для всех...

Вопросы задавала Елена Храпова

Интервью журналу «Югра»

Все публикации