Лидия Сычева: эссе

Живем, чтобы любить

Живем, чтобы любить

Сегодня мы говорим о литературе, о необходимости нормального литпроцесса, о родине, о самоощущении народа, о том, что всех нас ждет в будущем...

Посмотрите, русские всё еще остаются большим народом! Сто миллионов в России нас еще должно набраться. Русские - народ с богатейшей историей, культурой, русские - православный народ, русские - умеют защищать и защищаться! Оружие, сделанное в русских КБ, всё еще лучшее в мире, идеи наших ученых всё ещё востребованы на Западе, наши технологии - простые, экономичные, дешевые, с удовольствием покупают зарубежные фирмы. Все еще богаты недра России, обширны её земли, всё еще многочисленен, хоть и сильно прорежен войнами, пьянством, бесхлебьем и бедностью народ.

Но почему же у подавляющего большинства тех, кто осознает себя русскими, такое катастрофичное восприятие будущего? Почему прогноз, что через 50 лет России не будет, многим из нас кажется вполне реалистичным и даже неизбежным? Почему мы все чувствуем себя не дома? Лжедмитрий и Наполеон в Кремле сидели, а Гитлер у Москвы стоял, но у русских такого чувства обреченности не было!

А причина в том, что у нас отняли слово! То, что дороже нефти и алмазов, царского трона и даже - пусть меня Бог простит - престола Патриарха! Во всяком случае, не ниже этого престола.

Слово, рожденное в глубине народной жизни, питает родину как родник, как живая вода. А у нас - всё окартавлено, опошлено, оциничено, изгажено, продано и предано! Всё, как говорил Розанов, затянуто жидом. Где русская песня? Её нет. Сидят на телеэкране два страшных, гадких, небритых монстра и рассуждают о “русском шансоне”. А потом он звучит, этот шансон - блатная песня “Наколочка”, сочиненная уголовником. И он, этот уголовник, по утверждению монстров, талант, равный Есенину и Рубцову. А может, он равен Межирову и Безыменскому? Агитпроп победителей...

А где русский кинофильм? Русская книга? Да просто красивое русское лицо на экране! Мы все - перед катастрофой. Все, и русские, и нерусские.

В газете “Российский писатель” была напечатана статья Ямиля Мустафина, башкира. Вот - друг, вот - боец! Башкир ли, ингуш Хажбикар Боков, о котором пишет Мустафин, украинец Борис Олейник, и, конечно же мы, русские, какими же мы должны быть, чтобы иметь право воскликнуть, выдохнуть вслед за поэтом:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу!

Все мы - русские и нерусские, верующие и атеисты, богатые и бедные, горожане и “деревенщики”, писатели и критики - все мы должны быть очень честными перед словом, перед истиной, перед призванием своим, перед Россией нашей родной! Потому что честному человеку всегда будет дана любовь - к родине ли, к семье своей, к близким, к рябине за окном, к жизни - единственной и такой красивой! А мы ведь для этого живем, чтобы любить! В любви - суть творчества. И мы должны уметь за свою любовь бороться, и родное слово вернуть русским и всем народам, приникшим к нашей культуре, как к большой доброй маме дети её приникают. Тогда не стыдно называть себя писателем. Так я думаю...

1999

Из сборника "Слово о слове"

Другие эссе, рассказы, статьи Лидии Сычёвой читайте здесь

Книги здесь или здесь

Все публикации