Лидия Сычева: публицистика

Новые сказки для старых русских

Лидия Сычева - очерк - агропром...А расскажу я вам, робята, про славный край Бел-город, про то, какие там чудеса творятся и о коих Россия-то наша матушка знать не знает, ведать не ведает. И оттого детушки её в других краях-деревнях, городах-областях пребывают в тоске и унынии - пропала Россия, родная сторона! Но не печальтесь, робята, Россия наша только начинается - жить ей и жить в веках, привольной и хлебосольной. Сбережем людей, будет и богатство. Сказки-то мои про лад да клад - людской погляд. Приглядывайтесь, робята: что перенять, а чем утешиться...

Про курочку Рябу и золотого петушка

Кто не был на белгородском базаре, много потерял! Тут тебе и окорока копченые, и колбасы пахучие, и сметана-белоснежка в широких глиняных горшках, и масло фермерское, золотое, будто луна с неба упала. Сил нету про это рассказывать, не то, что по базару ходить! Хочешь не хочешь, а кошельком тряхнешь, потратишься.

Но выйдем в яичные ряды, которые и нищему по карману, - одно яйцо - рубль тридцать. Десяток - тоже не роскошь. Глянешь на ряды, порадуешься, сколько несушек потрудилось - целые куриные армии... Но вот возглас вдали:

- Дудникова, Дудникова яйцо!

Пока пробиралась я на таинственный призыв, привлекший и сдвинувший с привычных мест десятки хозяек и хозяев, яичко - пусть не золотое, но явно востребованное, закончилось. Подумалось: Дудников - петух что ли племенной? Или порода какая новая?

- Да не, - объяснили мне на рынке, - це пред колхоза “Россия”. Яйца дюжа гарни куры несут у нёго!

После такой простодушной народной рекламы как не двинуться в село Купино Шебекинского района, как не посмотреть на легендарного Дудникова,  председателя акционерного общества  “Россия”?!

На месте выяснилось: птицефабрика для Николая Семеновича - игрушка, забава, приносящая, впрочем, хороший доход, а основное дело “России” - производство семян гибридной кукурузы. Местный калибровочный завод - единственный в стране, крупнейший в Европе, хорошо известен нашим фермерам и агрономам. Слава о заводе - добрая, ну, а параллельно в “России” построены и работают: мукомольный комбинат, завод по выпуску мешочной тары (3 миллиона мешков в год!), элеватор, склад - площадью один гектар... Ну и птицефабрика, на которую я отправилась скрепя сердце: как бы ни радовали душу базарные призывы, видеть рождение “яиц Дудникова”, честно говоря, не хотелось. Ведь кто из нас, сельских жителей, не знает специфических запахов куриного производства?! Долго, долго они потом выветриваются...

И вот тут, скажу я вам (хотите верьте, хотите нет, за что купила, за то и продаю, если вдруг за душу возьмет, поезжайте за тридевять земель, да и поглядите): я больниц в жизни не видала, где была бы такая чистота, как на этой птицефабрике.  Везде “евроремонт” - от стеновых панелей до потолков. Никаких запахов нет и в помине. Работают всего тридцать девчонок молодых, операторы-красавицы, в стильной форменной одежде. Куры Рябы (ломан коричневый, накормлены лучшим продуктом - оттого и яйцо качественное, “домашнее”, с золотым желтком) дают свои законные 50 тысяч штук в день. Дудников скромно говорит:

- Любое производство можно начать с нуля и добиться успеха. Эту фабрику я проектировал сам, вплоть до цвета стен. Я так считаю: труд человека должен быть красивым, чтобы он не унижал, не угнетал. Скоро мы откроем цех инкубации, работать там будет один человек. Все процессы - температура, влажность записываются на компьютер. В будущем директор сможет руководить производством, не выходя из дома, вся фабрика у него - на компьютерном экране.

Вот такие чудеса...

Про красных девиц и добрых молодцев

Конечно, Николай Семенович Дудников, - “новый русский”. Ездит на новеньком джипе. И сын, его, Евгений - тоже. Еще одного сына не видала, но вполне могу предположить, что и он не на бричке катается. Правда, сыновья у Дудникова - тоже председатели. Не лжебанкиры, не “золотая молодежь”, прожигающая жизнь в “кабаках”, а ответственные люди.

Дом у Дудникова - не соломой крыт. У детей его - тоже. Но ведь не на Канарах же вилла! Дома, на людях. Одет председатель “России” элегантно, с изяществом, скорее всего в костюм иностранного производства. Но что там костюм, если на акционерных полях работает страшно дорогой американский комбайн, который стоит нескольких джипов - “Джон Дир”! А комбайны CLAAC, “Бургони”?

Перевидав многие десятки “новых русских”, “сельскохозяйственного” нового русского, да еще и такого успешного, я лицезрела впервые. Смотрела изучающе: что еще? Чем похвалится руководитель “России”?

А похвалился он - сказками Пушкина! Вспомним: “У Лукоморья дуб зеленый...” Сказочный дуб, которому 500 лет, растет и здравствует на Белгородчине, неподалеку от Купино. Гигант - несколько человек объять его ствол не могут. Крона - зеленое облако!  Не дуб, а император всея округи. Аккуратно огорожен деревянными плашками. А на каждой плашке очарованный путешественник может прочесть названия окрестных сел, деревень, хуторов и год основания их основания. Прошлое здесь помнят и гордятся им... Разве не сказка - и дуб цел, и деревни - с пушкинских и более давних времен - не пропали, не сгинули, не растворились?! Однако, это присказка, а сказка - впереди.

В том же Купино - дом народного творчества, которым руководит Николай Николаевич Кузюлев. Этакий мужичок-боровичок. И тут уж совсем чудеса пошли. “Мы, - говорит Николай Николаевич, - ребят воспитываем воинами, не помышляющими о предательстве, а девчат - хозяйками, хранительницами очага. Три года у нас детишки учатся семейной культуре, ну, тут и взрослым кое-что не грех перенять. Ремесла изучаем - ребячьи и девичьи, обряды, обычаи. Работали, работали, между делом две тысячи старинных песен собрали. Сейчас у нас - 500 детей. А вообще мы за 10 лет научили тысячу девочек быть хозяйками”. Представляете, тысяча хозяек?! А если бы в России, да в каждом селе так? Да мы бы не знали, куда от счастья деваться!..

А воспитанники Кузюлева - тут как тут. В народных костюмах, носят их привычно, не тушуясь, без ряжености и смущения. Я смотрела на этих детишек и думала: насколько они богаче городских! Насколько их жизнь красивее! Девушка, к примеру, знает, что суженого может “сокол мой ясный” назвать, а не “пацан клевый”! А какую “Величальную” они спели - многоголосую! А с какой гордостью парни из самодельной пушечки палили - здесь ведь, в доме творчества, и старинное русское оружие делают, и боевое искусство прошлого изучают. Разве купинский парень испугается армейских буден, и станет “липовые” отсрочки себе сочинять?

Так вот и ходила я по Купино, и думала: всё можно в России сделать, всё. При нашем народе - терпеливом, улыбчивом, трудолюбивом - разве не может Родина наша жить хорошо, пусть не богато, не роскошно, но - зажиточно, спокойно, ясно?! Всё можно сделать в России, если не лишать народ памяти - песни, сказки, былого величия его, и, если будущее из этого прошлого - великого и славного - вести...

Про волшебное зеркальце

Однако ж, продолжу сказки наши, сказки белгородские - не московские, сказки узорчатые, расписные, удивительные - неземные!

Да одно ли только Купино с его пятисотлетним дубом сказочно? А колхоз имени Фрунзе, где председателем дважды Герой Соцтруда В.Я.Горин и где механизаторы получают зарплату по десять тысяч рублей (ой, ну это уж точно сказка!). А “Стойленская нива”, агропромышленный комплекс? А поселок Борисовка, именуемый в просторечии “Барбосовкой”, где для борисовцев и жителей района действует программа “Одно окно” - район компьютеризирован, так что в любом сельсовете можно расплатиться за свет, газ, получить дефицитную справку, не толкаясь в присутственных очередях... А все же самый сказочный белгородский сюжет носит не местный - международный характер.

Помню: синее небо Белгородчины. Торжественные, ликующие колокольные звоны над зелеными холмами, полями - раздольными. И - общее напряженное ожидание тысяч людей в зеленом театре, на склоне холма: торжественный момент, а фестивальный флаг со славянским солнцем задержался, замешкался в самом начале пути. Минута, две - кажется, стяг никогда не вырвется в небо... Еще одно усилие - и флаг “пошел”! Так, под общее, ликующее “ура”, был открыт уже третий Международный фестиваль славянской культуры “Хотмыжская осень”.

Русский человек, измученный невнятицей, бедами, перестройками и реформами, долларом и “обвалами”, что он должен был чувствовать на этом празднике?! Я - плакала. Это был очень веселый фестиваль, очень широкий и богатый, очень щедрый, красочный, как и сама Белгородчина. Пели и плясали: ансамбли из Воронежа, Тамбова, Липецка, Курска, Харькова, Минска, Гомеля, Луганска, Сум, Белгорода и Белграда. В палатках торговали игрушками, вышивками, полотенцами, свистульками, горшками, чеканками, корзинками - да и перечислишь ли всё! А украинские мазанки, русские избушки, белорусские хаты - множество подворий с колбасами, ватрушками, караваями, окороками, малосольными огурчиками, зажаренными молочными поросятами - как зазывали в них хозяйки и хозяева! И на всем пространстве шумящего, веселого, гуляющего праздника - ни одного пьяного! Ни одного матерного слова! Ни одного бомжа, побирушки! Так вот значит, мы какие - русские! Вот значит, мы какие - славяне! Как же тут не заплакать: ведь ежедневно, ежечасно, мы, включив телевизор, видим себя другими: неумехами, неудачниками, ворьем, пьяницами, развратниками, лентяями!.. А мы, оказывается, другие. И губернаторы у нас не все - бандюги да проходимцы. И председатели не все - воры. И комбайнеры у нас не все - доходяги. И дети наши не все - наркоманы. И песни наши - не все пошлейшие телечастушки “Семеновны”. И сказки наши - наши былины. Ведь Хотмыж, древний город Хотмыж, являлся одной из вершин “белгородского треугольника” - “Хотмыж - Белавежа - Змиёв”. А треугольник этот - прародина древних русов. Так надо ли удивляться, что именно здесь, на Белгородчине, вспоминается пушкинское: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...”

У каждой сказки должен быть счастливый конец, иначе и в жизни продолжения не будет. Но “волшебное зеркальце” не показало телезрителям ни задорных танцев тамбовчан, ни ладного, голосистого Сергея Шишова из “Хохольских родников” (Воронежская область), ни слаженного ансамбля луганских казаков. Не показало и “яиц Дудникова”, а вместо этого мы видим без конца другие яйца и прочие органы - в совокуплениях... Ничего не знает страна ни о Горине, построившем коммунизм в своем колхозе, ни о красивой Борисовке, ни о не менее уютном городе Грайвороне, ни о стойленских комбайнерах, крепко умеющих работать. В телезеркальце, словно им злой маг овладел, появляются совсем другие картинки... Вот и сельский житель там - нечастый гость. А ведь это - человек труда. Кто же, кроме труженика, достоин высшего почета? Неужели путаны да рэкетиры?!

...Да, да, робята, вот до чего мы дожили, правду рассказываю вам как сказку, нигде, ни в одном зеркальце её не увидать, и, видно, не дождать. Но вы, робята, не робейте. Вспомните, что говорили древние: “А врагов своих - не бойтесь. Их не так много. А потом, мы - русы, а они - нет”. Так что, робята, верьте в сказки. Но не в заморские, сладкие, а в наши, родные, русские. Во что поверим, так и жить будем. Так-то.

Белгородская область,

2001

Другие статьи, рассказы, эссе Лидии Сычёвой читайте здесь

Книги здесь или здесь

Все публикации