Общество, экономика, культура

Решето для ловли контрабандистов

Вячеслав Штыров. Книга про "Алросу"Множество совместных предприятий незаконно переправляет российские алмазы за границу. А власти их… поощряют

В прошлом году Главное контрольное управление при президенте начало внеплано­вую инспекцию Гохрана, зани­мающегося хранением, при­емом и учетом ценностей, при­надлежащих государству. Кон­тролеры пришли не одни, а со смежниками - из КРУ Минфи­на, Федеральной налоговой полиции, МВДи ФСБ.

Последний раз такая про­верка проводилась, когда Гохран возглавлял ныне подсуди­мый Е. Бычков. В результате Е. Бычков был снят с работы, а Роскомдрагмет расформиро­вали, потому что он не охранял интересы государства, а усер­дно проводил политику, кото­рая способствовала расхищению ценностей.

Сегодня Гохран возглавляет В. Рудаков, но алмазы и брил­лианты продолжают утекать за границу. Весь прошлый год по­стоянно поступали сообщения о задержании правоохрани­тельными органами очередных злоумышленников, о раскры­тии целых контрабандных син­дикатов, нити от которых тянут­ся за границу. Во время обыс­ков изымали алмазы, брилли­анты, ювелирные изделия, крупные суммы валюты. Дра­гоценностей были десятки килограммов. Речь шла о десят­ках миллионов долларов.

Но компетентные люди под­черкивали: это лишь эпизод, из страны незаконно вывозят только алмазов на 100-200 миллионов в год минимум…

В общем, контрабандистов ловили-ловили, а они ворова­ли и воровали. Любой нор­мальный человек скажет: зна­чит, есть экономические при­чины такого положения; что надо не только ловить, но и разбираться с причинами, кон­трабанду порождающими. А иначе получается вычерпыва­ние воды решетом.

Самое удивительное - при­чины, плодящие контрабанду алмазами, давно и хорошо из­вестны.

Депутат Госдумы, быв­ший министр внутренних дел, один из ведущих экс­пертов по коррупции и от­мыванию денег АНАТОЛИЙ КУЛИКОВ: «Деньги из страны в основном уходили и уходят через всевозможные совместные предприятия, которым предоставлялись несуразные льготы».

Заместитель начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД НИКОЛАЙ НИНО:«Из России ежегодно контрабандно вывозится бриллиантов и алмазов на сумму в сотни миллионов долларов. Именно с этой целью и создаются многочисленные совместные предприятия якобы для огранки алмазов».

Речь идет о многочислен­ных совместных ограночныхпредприятиях, которые во вре­мена Е. Бычкова буквально вы­потрошили наш Гохран. Выпотрошили практически безнака­занно - никто из них за массовую контрабанду не понес ни­какой ответственности. После разорения Гохрана их напря­мую «приписали» к главному источнику алмазов в России - государственной компании «АЛРОСА». Причем компанию буквально принуждают отда­вать им алмазы по ценам ниже мировых. Зачем? Якобы таким образом развивается отече­ственная огранка. Хотя ни для кого не секрет, что из 130 действующих в стране ограночных предприятий только 5 действи­тельно российские, а 124 - со­вместные, принадлежащие в ос­новном израильскому ибель­гийскому капиталу.

- Что такое настоящее отечественное гранильное предприятие? -спрашивает президент компании «АЛРОСА» ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ.- Это то, от которого польза Отечеству. У смоленского «Кристалла» прибыль около 30 процентов. Он обеспечивает 20 процентов областного бюджета, на нем трудятся 3 тысячи рабо­чих, исправно платящих налоги. Это отечественное предприятие. А возьмите эти СП, зарегистри­рованные в России. У них по документам - никакой прибыли. Зато льгот - сколько угодно. Получают здесь качественные российские алмазы по ценам значительно более низким, чем на свободном рынке, от налогов три года освобождены, никаких социальных затрат... Такие предприя­тия отечественные только в бума­гах чиновников, которые им по­кровительствуют.

- Они хотели бы вообще из­бавиться от такого мощного го­сударственного предприятия, как наш завод, - говорит генераль­ныйдиректор смоленского «Кристалла» ЮРИЙ РЕБРИК. - Потому что он еще и регулирует работу отрасли. По нашим пока­зателям можно сравнивать, кто как работает, и проконтролиро­вать работу. Но если наши пока­затели открыты, то попробуйте сегодня ознакомиться с работой частных или совместных пред­приятий. Кто из них вам пока­жет истинную картину? Да ник­то. Поэтому на нас не прекращаются нападки. Им хотелось бы, чтобы мы вообще закрылись.

А покровители у СП во власт­ных структурах, и прежде всего в исполнительной власти, столь могучие, что через Госдуму в уходящем году протолкнули до­полнения к закону «О налоге на добавленную стоимость». Эти дополнения освобождают пред­приятия по огранке алмазов от налогов на добавленную стоимость. И перекладывают его... на алмазодобытчиков. То есть государственное предприятие «АЛРОСА» должно финансиро­вать увеличение прибыли все тех же частных СП! Где еще та­кое видано? И что делал в то время, когда поправки проталки­вали через думские комитеты, Гохран? Его руководитель В. Ру­даков? Ведь именно в его обя­занности входит «разработка предложений по совершенство­ванию законодательства Россий­ской Федерации в области ис­пользования драгоценных ме­таллов и драгоценных камней». Чьи интересы он защищал? Ска­жем прямо: интересы иностран­цев.

Но особенно усердствует он в борьбе на стороне иностранцев против руководства российской компании «АЛРОСА», когда речь заходит о снабжении льготными алмазами совместных предприятий. И прежде всего тех, которыми владеет израильский миллиардер Л. Леваев. По объему потребления драгоценных, камней предприятия Л. Леваева (120 млн. долларов) стоят на втором месте после смоленского «Кристалла» (180 млн. долларов). Но если от государственного унитар­ного предприятия «Кристалл» и Смоленской области, и России в целом польза огромная, о чем говорилось выше, то от заводов Леваева - как от козла молока. Тем не менее подлинно россий­скую огранку В.Рудаков готов держать в черном теле, а «сво­им» людям из Израиля и Бель­гии создать оранжерейные усло­вия.

В этой ситуации - невозможно же смотреть, как разворовывает­ся то, что добывается тяжким тру­дом на Крайнем Севере! - «АЛ­РОСА» решила развивать соб­ственное, действительно отече­ственное ограночное производ­ство. Принято совместное заявле­ние компании «АЛРОСА» и смо­ленского объединения «Крис­талл», государственного ограночного предприятия, выпускающе­го бриллианты высочайшего ка­чества:

«95 процентов перераба­тывающих предприятий в России созданы с участием иностранного капитала или зависят от него. Они используют свое положение для пе­ревода значительной доли добавленной стоимости за пределы России. При этом го­сударственные гранильные предприятия производят до­бавленной стоимости в два раза больше, чем предприя­тия с иностранным участием.

Руководствуясь нацио­нальными интересами России, «Кристалл» и "Алроса" объе­диняют свои усилия в разви­тии добычи и производства конечной продукции из алма­зов, а также в сбыте алмазов, бриллиантов и изделий с ними в России и за рубежом».

А еще в заявлении говорится о намерении способствовать восстановлению производства на предприятиях Москвы, Алтая, развивать сотрудничество с предприятиями Орловской, Смо­ленской, Архангельской облас­тей.

И сразу окрик от руководите­ля Гохрана В. Рудакова: «Если«АЛРОСА» сама начнет заниматься огранкой, она волей-неволей будет давать преференции своим предприятиям. "АЛРОСА" лишает их мотивации хорошо работать».

Браво, господин Рудаков! То есть надо огранщиков, работаю­щих под контролем государствен­ных предприятий, держать вчерном теле, а иначе у нихбудет «мотивации хорошо рабо­тать»! Аможно еще попробовать дустом и керосином потравить, чего уж там! Может, тогда будет еще больше «мотивации хорошо работать"?

При этом одновременно че­рез правительство проталкива­ется постановление № 215, со­гласно которому «АЛРОСА» дол­жна сначала накормить до отва­ла российскими алмазами по низким ценам гранильные предприятия - то есть все те же СП! - а уж потом только продавать оставшиеся на мировом рынке.

Из правоохранительных орга­нов тут же последовал коммен­тарий: теперь поток контрабан­ды только увеличится! Постанов­ление просто стимулирует и без того бурно процветающую дея­тельность по вывозу необрабо­танных алмазов за границу.

Зато один из руководителей ЗАО «Руиз Даймондс» В. Моро­зов с удовлетворением привет­ствовал сие постановление. На­звал его «своевременным и нужным». Еще бы! Ведь за этим ЗАО стоит сам Лев Леваев, из­раильский гражданин, превра­тившийся за несколько лет в ал­мазного миллиардера, потому что не знал отказа в российских алмазах ни во времена Е.Быч­кова, ни сегодня.

А еще те же господа из СП хладнокровно заявляют, что с растущей контрабандой можно справиться, если «госорганы» будут лучше контролировать не­законный отток алмазов из стра­ны». Они знают, что говорят.

Во-первых, при изощреннос­ти и отработанности форм кон­трабанды, при покровительстве, оказываемом сверху, выявляется лишь незначительная ее часть. А во-вторых, по брилли­антам практически невозможно определить, сколько сырья было передано на переработку, потому что при огранке порой теря­ется до 50 процентов алмазного сырья. Нельзя же следить за об­работкой каждого камня. Поэто­му, возможностей для манипуляций тут сколько угодно. Особенно, если огранщик купил камни с огромной скидкой, с неограни­ченной рассрочкой, если его ос­вободили от налогов.

А в-третьих, все эти бесчисленные «даймондсы» - уверены, что им ничего не грозит: Даже в случае, если схватят за руку. Подумаешь, откроют, новые "предприятия". И снова получат лицензии, льготы, квоты. Через Гохран, который снова будет го­ворить о необходимости развивать отечественную огранку. Для подставных фирм, занимающих­сяконтрабандой, это самое обычное дело: открыл СП, сделал деньги на льготах и квотах, закрыл, опять открыл под другим названием. Только и делов.

Легкость, с которой всевоз­можные фирмочкиполучат дос­туп к российским драгоценнос­тям, удивительная. Хотя тут как раз нужна строгость и строгость. Жесточайший отбор. Строжай­шая проверка на честность и незапятнанность репутации. На За­паде человеку и картошку не раз­ решат выращивать без всесто­ронней проверки, экзаменов и рекомендаций. А у нас их зап­росто - в хранилище драгоцен­ностей Родины.

Хотя это - зона особого риска.

Чтобы получить 100 милли­онов долларов, надо реализо­вать 10-11 тонн золота, 5-5,5 тон­ны платины, 1,5-2 тонны самых дорогих наркотиков.

Зато алмазов ювелирного ка­чества для этого достаточно 8-10 килограммов. То есть 1 грамм качественного алмаза дороже 1 грамма золота в 10.000 раз!

Так с какой же строгостью надо подходить ко всякому, кто пожелает «поработать» с наши­ми алмазами! И почему той же компании «АЛРОСА» приходит­ся самой десятками исключатьконтрабандные СП из числа
клиентов? И почему Гохран В. Рудакова продолжает поли­тику Е. Бычкова, заботливо опе­кавшего «даймондсы»? Да по­тому, что это, наверное, выгод­но. И скорее всего, в личном плане.

Для всякого человека, который знаком с положением дел в алмазно-бриллиантовой отрасли, совершенно ясно: России, нашему бюджету, нашей промышленности вообще не нужны ограночныеСП в том виде, в каком они существуют последние десять лет.

Уже давно понятно, что вос­новной своей массе честно ра­ботать они не хотят и не могут. И не будут.

Чтобы избавиться от них, надо решительно отсечь дель­цов от льготных алмазов, пере­стать принуждать алмазодобытчиковотдавать им сырье по бросовым ценам. Пусть покупа­ют по свободным ценам мирового рынка, пусть самые лучшие ювелирные алмазы покупают за наличные на конкурсной основе. И тогда те, кто хочет работать и зарабатывать честно, останутся. А те, кто построил свой бизнес на воровстве и интригах в самых высоких чиновничьих
коридорах, сами сбегут.

- «АЛРОСУ» заставляют про­давать алмазы дешевле, чем на мировом рынке. Поэтому СП скупают российские алмазы и вывозят их за границу, - говорит Юрий Ребрик. - Если бы у нас на внутреннем рынке были ми­ровые цены и мировые налоги, то все наши «соотечественни­ки», которые не гранят алмазы, а вывозят их за границу, немед­ленно удрали бы из России. Зато возникли бы действительно оте­чественные предприятия.

Пока же, несмотря на отдельные успехи правоохранительных органов, на облавы и обыски, угрозы санкций, никто из России не уходит. Слишком выгодно.

Кстати, о результатах вне­плановой проверки работы Гохрана Главным контрольным управлением при президенте пока ничего не известно. Хотя времени прошло уже достаточ­но. Ничего не нашли? Или от­крылось нечто такое, что лучше скрыть от общественности?

Виталий Трощинский, "Трибуна" № 12, 24 января 2001 г.

Все публикации