Общество, экономика, культура

Поставьте детей на ноги!

Конторка БазарногоШесть советов детского физиолога,  доктора медицинских наук В.Ф. Базарного

1. Ребенок должен как можно больше двигаться.

Особенно мальчики, у которых потребность в движении в 4–6 раз больше, нежели чем у девочек. Это связано с формированием зрелых качеств мужского типа. Помните, движение — что воздух. Нет воздуха, мы задыхаемся. Нет движения — тело увядает, мысль не работает, психика угасает.

Дети думают (воспроизводят образы по памяти) только тогда, когда двигаются, и двигаются, когда думают. Вот почему любое «обездвиживание» ведет к нарушению психики. Беспокойство должны вызывать дети, которые не хотят много двигаться. Это начало серьезных болезней.

2. Не усади!

Ребенок должен сидеть как можно меньше. Попросите учителей давать малышам больше заданий, которые можно выполнять стоя или передвигаясь по классу. Выясните, возможно ли закупить для всего класса новую мебель: вместе традиционных столов выбирайте ростомерные парты с наклонной крышкой и конторки.

Установлено, что среди детей и подростков, занимающихся за конторками, проявления нервно-психических срывов, агрессии и даже «междуусобных войн» (драк) - в 5–6 раз меньше, нежели в смежных классах.

3. Образы управляют миром.

Ребенок должен постоянно совершенствоваться в художественно-образной речи (диалоговой, декламации стихов, в процессе участия в детских театрализованных постановках и т.п.) — только так у него может сформироваться уверенное и свободное мышление.

Если детей в школе все еще заставляют читать на скорость, объясните учителям, что это бессмысленная и к тому же вредная для ребенка процедура. При быстром чтении у ребенка не возникает в голове никаких образов, а это ведет к шизофренизации.

4. Никакой преграды глазу ребенка!

При продолжающемся изо дня в день, из года в год использовании преимущественно ближнего зрения наблюдается отмирание клеток отростков нейроэпителия коры головного мозга, настроенных на восприятие пространства.

Вот почему ребенку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят естественные природные ландшафты. Ну, а дома, в помещении, в детском саду, школе нужно обязательно освободить окна от штор, занавесок, тюля, капрона и прочего, что мешает глазу ребенка (да и взрослого) работать в наилучшем режиме дальнего зрения. Пусть в наших «коробках»-жилищах дети будут иметь хотя бы небольшую возможность для удовлетворения своих потребностей в зрительных горизонтах.

Наш глаз — это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находиться в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме… отторжения. Через 7 секунд, если перед глазом находится неподвижный объект, начинается отторжение этого образа.

5. Да здравствует рукотворчество!

Ребенок должен постоянно творить свой мир своими руками (лепка, рисование, конструирование, вышивка и т.д.). Десять наших пальцев — это те «спицы», которые в ходе эволюции «связали» нейроэпителиальную «вязь» мозга. От рукотворчества к полетам на крыльях творческого воображения - таков путь каждого человека.

6. «Нам песня строить и жить помогает...»

Если вы хотите, чтобы ребенок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищенным, пусть он как можно чаще поёт — самостоятельно, в коллективе и вместе с семьей. Песня — это то пространство, в котором раскрывается его душа. Если ребенок поет с вами, с другими детьми народные песни и водит при этом хороводы, то речевые дефекты будут исправлены им самим без помощи логопеда. И еще. Детей не способных петь - не бывает. Петь могут все. Но это качество надо раскрывать как можно раньше.

Подготовила Лидия СЫЧЕВА

Все публикации