Общество, экономика, культура

Выходила на берег Катюша...

В основу статьи положены воспоминания, которые автор записал от воинов-флёровцев в 60-е годы ХХ века.

Иван Андреевич Флеров родился в апреле 1905 года в селе Двуречки Грязинского района Липецкой области в семье служащего. Окончив земскую школу, работать начал при Советской власти, был учеником слесаря на Боринском заводе. В 1926 году окончил школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) в г. Липецке. Как лучший ученик был оставлен работать мастером производственного обучения и преподавателем математики. В 1927-1928 годах проходил срочную службу в Красной Армии в артиллерийской части.

В 1933 году был призван на краткосрочные курсы офицеров запаса, после их окончания был оставлен в армии. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 гг., командовал гаубичной батареей. Отличился в боях при прорыве линии Маннергейма. Показал себя храбрым, знающим свое дело офицером, способным сплотить личный состав и действовать в сложной обстановке. Его батарея оказалась в окружении у озера Саунаярви. Кончились снаряды, продукты питания. Около двух недель батарея защищалась только стрелковым оружием. Каждому бойцу была поставлена задача на прорыв. Но вскоре война закончилась, необходимость в прорыве отпала сама собой.

О случившемся и о действиях в окружении случайно узнала его жена Валентина, когда нашла в его гимнастерке записи и письмо на случай гибели при прорыве из окружения.

В 1940 году капитан И.А. Флеров был награжден орденом Красной звезды и направлен на учебу в артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского. Проживал с семьей в городе Балашихе Московской области.

22 июня 1941 года вместо сдачи первого экзамена в академии И.А. Флеров написал начальнику академии генерал-майору Л.А. Говорову рапорт с просьбой отправить на фронт. Через шесть дней его неожиданно пригласили в Кремль. Разговор был короткий. Флерову была поставлена задача: «Товарищ Флеров, Родина доверяет вам мощное секретное оружие, которого не имеет ни одна армия в мире. Если оно попадет в руки врага, то не вашей жизни, ни жизни ваших близких родственников не хватит, чтобы искупить эту вину». Там же его познакомили с комиссаром будущего подразделения.

К Флерову подошел человек в штатском, поздоровался, назвал себя. «А сейчас поедете на вокзал и из прибывающих эшелонов будете формировать свою батарею». Были подобраны водители, артиллеристы, связисты, все, что нужно для мобильного, самостоятельного подразделения. Через пару дней Флеров, комиссар и 10 человек, которые были назначены на должности командиров машин (огневых взводов), прибыли на окраину Москвы знакомиться с новой техникой.

В ангаре стояли машины (зачехленные), похожие на понтоны. Когда сняли чехол с одной, увидели решетчатую конструкцию на базе трехосного грузовика ЗиС. Послышался шепот: «Но мы же артиллеристы…» Подошли инженеры Дмитрий Шитов и Алексей Попов. «Ничего записывать нельзя, слушайте. Это БМ-13/16 132-миллиметровая реактивная установка на 16 ракет, пуск которых осуществляется за 7-8 секунд, вес ракеты 40 кг, боевой заряд 1,5 кг, скорость полета около 320 м/с, дальность стрельбы от 300 метров до пяти километров. Траектория полета ракеты близка к траектории полета 122-миллиметровой гаубицы».

В ночь на 3 июля 1941 года из Подмосковья назад, на Смоленск, вышла колонна из 44 автомашин, которую замыкала на прицепе единственная 120-миллиметровая гаубица. В составе колонны: семь БМ-13/16, ракеты на десять залпов, сто зарядов к гаубице. Все необходимые службы для автономных действий, личный состав – 160 бойцов и командиров, небольшой отряд НКВД для охраны колонны на маршруте и беспрепятственного движения к линии фронта.

В дневное время колонну загоняли в лес, ставили охранение и инженеры проводили занятия по изучению материальной части, тренировались в овладении техникой, подготовкой боевых позиций. Вечером двигались дальше. Прибыли под Оршу. Соблюдая строгую секретность, ни командующий армией, ни командующий фронтом не были уведомлены о прибытии батареи.

*   *   *

Вот как вспоминали после войны выжившие батарейцы первый залп (до этого никто, даже Флеров не видел и не слышал стрельбы из БМ-13/16). Приводим воспоминания, записанные автором в 60-е годы прошлого века:

«14 июля 1941 года, 15 часов. Знойное безоблачное небо. От обилия ярких красок режет глаза. Наших войск не видно (нашей артиллерии не было, а солдаты укрылись в индивидуальных окопах на одного человека). В бинокль хорошо виден забитый железнодорожный узел станции Орша. Через несколько лет станет известно, что в тот день на станцию прибыла новая 17-я танковая дивизия, которую немецкое командование намеревалось ввести в прорыв восточнее Орши, поэтому войска не разгружались. Послеобеденный сон. Между эшелонами лениво шагают часовые.

…Проверены расчеты, условным кодом по радио переданы команды. Семь темно-зеленых грузовиков выехали из леса в лощину на огневые позиции, подготовленные ночью.

Рядом с командирами взводов инженеры Попов и Шитов. Все готово. Солдаты бегут от машин в отрытые окопы. 15 часов 15 минут. Капитан Флеров, находящийся на наблюдательном пункте, берет радиомикрофон, радист на батарее повторяет команду: «По фашистским захватчикам батареей залп!». Слышен скрежет и ни с чем не сравнимый рев. На месте стоянки машин клубы дыма и пыли. В небо взметнулись 112 ярких молний, оставляя приглушенный рокот, и снова тишина. В секунды машины зачехлены и срываются с места. Группа фашистских бомбардировщиков разворачивается, проходит над машинами и начинает бомбить место, откуда только что произведен залп. Когда раздался необычный грохот, уставшие от отступлений и зноя красноармейцы с тревогой выглянули из окопов, пытаясь понять, что же произошло. А скрывшиеся из глаз молнии продолжали полет в сторону врага. Через несколько мгновений огненная лавина обрушилась на железнодорожный узел. Земля затряслась. Запрыгала. Взрывались вагоны с боеприпасами и цистерны с бензином. Все перемешалось. В море огня было видно, как взрывы отрывали рельсы от пропитанных бензином шпал. Земля горела. Вагоны превращались в бесформенные груды металла. В Москву ушла шифровка: «14.7.41 г. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня».

Так начался славный боевой путь советской реактивной артиллерии и охоты фашистов за батареей, которой командовал капитан И.А. Флеров.

15 июля 1941 года батарейная разведка доложила, что через реку Оршица немцы наводят понтонную переправу, а к переправе по большаку идут колоннами с песнями немецкие подразделения численностью не менее пехотного полка. Машины вышли на линию огня и по переправе к приблизившейся колонне был произведен залп. Колонна и переправа были полностью уничтожены. Несколько уцелевших фашистов с переправы бежали на наш берег сдаваться.

Этим же вечером во время привала зашел разговор о том, что в каждом роде войск есть техника, которую называют ласковыми именами «Чайка», «Курносый»… «А как мы назовем нашу “Машу”»? Кто-то предложил «Катюшей». – «Почему?..» – «"Катюша" вышла на берег, спела песню и нет фашистского полка. А как эти мокрые с переправы бежали с поднятыми руками объясняться ей в любви…»

Однажды капитан Флеров находился на батальонном наблюдательном пункте, когда неожиданно враг пошел в атаку силами, в несколько раз превышающими наш обескровленный в предыдущих боях батальон. Немцы стали окружать командный и наблюдательный пункт батальона. Чтобы не быть окруженными и плененными, Флеров вызвал огонь на себя. Наблюдательный пункт был разбит. Флерова нашли в полуразваленном блиндаже без сознания с сильной контузией.

Ежедневно батарея наносила удары по врагу, участвуя и в контрнаступлении под Вязьмой. Гаубица использовалась для уничтожения отдельных, малоразмерных целей. Если целеуказание давал Флеров, то цель поражалась с первого раза.

За три месяца пребывания на фронте батарея капитана Флерова нанесла фашистам огромный урон. Охоту за батареей гитлеровцы начали после первого залпа и не прекращали ни на один час. Применяя военную хитрость, искусство маневра и маскировки, батарея наносила мощные удары и уходила от врага.

7 октября 1941 года батарея попала в окружение  и угодила в засаду в деревне Богатырь. Ночь, тихо, собаки не лают, ставни закрыты, свет не горит, стали выходить из машин. И вдруг с обеих сторон кинжальный ружейно-пулеметный огонь. Поняв, что выхода нет, дали последний залп, чтобы ни одна ракета не досталась врагу. Будучи раненым в горло и не имея возможности взорвать машину дистанционно, И.А. Флеров бросился к головной машине и взорвал ее из кабины (каждая машина имела 40 кг динамита для самоликвидации).

Личный состав, верный своему воинскому долгу и воодушевленный примером своего командира,  уничтожил остальные. Из состава батареи после войны в живых осталось менее пятидесяти человек. Кому-то удалось перейти линию фронта, кто-то оказался в партизанах, кто-то пережил плен. Появились другие батареи (кстати, в конце июля на этот участок фронта поступила батарея из девяти БМ-13/16 «катюш»), дивизионы, полки, дивизии реактивной артиллерии, но все это было потом».

Слава о подвиге капитана Ивана Андреевича Флерова и его первой реактивной батарее переживет века, как слава о подвиге батареи полковника Раевского, героя войны 1812 года.


Автор: Валентин Агеев
Все публикации