Общество, экономика, культура

Человек слова и дела

Михаил Гаврилович ВоропаевВ  97-ю  годовщину  Великой  Октябрьской социалистической революции в областном центре на доме, где жил коммунист-ленинец, почетный  гражданин   Челябинской   области   Михаил   Гаврилович Воропаев, была торжественно открыта мемориальная доска. Оркестр сыграл  мелодию  Гимна Советского Союза (ныне Гимна Российской Федерации),   председатель   Законодательного    собрания    области  Мякуш В.В. и соратники первого секретаря обкома КПСС, которому,  будь он  жив, 8 ноября исполнилось бы 95 лет, вспомнили о том, как много доброго и полезного  сделал он  для развития нашего родного края, для укрепления социалистического государства. 

Чтобы понять масштабность и значимость этой личности, приведу такие цифры: Челябинский обком КПСС действовал более 57 лет – с 1934 по 1991 год, тринадцать с половиной из них его возглавлял Михаил Гаврилович Воропаев. Никто из 16 первых секретарей, от Рындина до Литовченко, не был так долго на этом ответственном посту.

Я – партийно-комсомольский работник, 32 года состоял в номенклатуре обкома КПСС, причем четверть века работал в штате обкома партии: инструктором, помощником первого секретаря, лектором, 17 лет руководил лекторской группой. Мы с Воропаевым М.Г. пришли в обком почти одновременно, он в июле, я в октябре 1970 года. Вместе работали вплоть до его перехода в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС.

При мне сменились 9 первых секретарей обкома, о каждом могу рассказать немало интересного. Являясь доверенным лицом Н.И. Рыжкова на президентских выборах, я его трудовой путь изучил от инженера до директора Уралмаша, от первого замминистра до Председателя Совета Министров СССР. Считаю, что методы работы многих советских руководителей, в том числе и Воропаева М.Г., должны быть востребованы и сегодня.

Из деловых и человеческих достоинств Михаила Гавриловича я выделил бы его умение создать работоспособную команду и мобилизовать её на достижение намеченных целей. Статистика и факты убеждают нас в том, что под руководством Воропаева М.Г. Южный Урал в 70-е и 80-е годы имел хорошие темпы роста. Ведущее место в стране заняла чёрная металлургия, были построены крупнейшие Красногорский свинокомплекс, Сосновская, Чебаркульская и Челябинская птицефабрики, за пятилетку возводилось не менее 6 миллионов квадратных метров жилья. Наша область заслужила высшую награду Родины – орден Ленина, орденами были награждены Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс, более 50 предприятий области.

Если Вы хотите узнать, когда у нас были самые высокие сборы зерна, картофеля, наибольшее количество продуктивного скота, то ищите годы, когда руководил областью Воропаев М.Г. Даже, несмотря на страшную засуху в 1975 году, когда не собрали даже семена. Чтобы спасти скот, ездили в 31 область за сеном и соломой, трудовые коллективы и школы заготавливали камыш и осоку на болотах. Многие помнят, как Воропаев в августе собрал во Дворце спорта «Юность» секретарей парторганизаций, чтобы обсудить, что делать? Москва наметила провести в Челябинске семинар российских лекторов, но, узнав о тяжелейшей ситуации на Южном Урале, решила перенести его в другой регион. Михаил Гаврилович возмутился: «Пусть приедут и посмотрят, как мы живем». В декабре семинар состоялся. Его участники увидели заполненные продуктами прилавки магазинов. Ни на одну копейку не были повышены цены на продукты. Всё было под контролем.

Воропаевский период руководства Южным Уралом запомнился челябинцам рождением Калининского и Курчатовского районов, новыми крупными жилыми массивами, торговым центром и цирком в Заречье, кинотеатром «Урал», беломраморным драматическим театром, выставочным залом Союза художников, гостиницей «Малахит», новым аэровокзалом, культурными, спортивными и больничными комплексами в других городах и селах области.

При Воропаеве были в Челябинске открыты государственный университет и институт физкультуры, филиал Высшей школы профдвижения (ныне Уральский социально-экономический институт), созданы Уральский диксиленд и камерный хор Михальченко, в театрах шли спектакли нашего земляка, поэта и драматурга Константина Скворцова «Ущелье крылатых коней», «Отечество мы не меняем». В семидесятые годы в областной филармонии состоялся и мой первый концерт, как композитора.

Михаил Гаврилович любил родной край, был подлинным патриотом своей Родины. При нем к юбилеям Великой Победы были открыты монументальные скульптуры «Память» и «Танкистам-добровольцам» в Челябинске, «Тыл-фронту» в Магнитогорске. К сожалению, к 70-летию Победы советского народа над фашизмом в Челябинске возводятся иные памятники. Это – безголовая и безрукая железяка «Венер», которую (видимо, не найдя места у психбольницы или городской свалки) установили в самом центре города у здания Арбитражного суда. Кроме этого урода, город к юбилею Великой Победы «украсили»: 700-килограммовый железный бык в Тракторозаводском районе, пятиметровый слон из металлических пластинок на улице Воровского и трехметровый железный «Пролетарий» на Троицком тракте. Как «радостное событие» преподнесли средства массовой информации юбилей верблюжонка Таганая в зоопарке, 26 июня ему исполнилось пять лет. И хотя на Кировке уже есть два бронзовых верблюда, и парнокопытное животное позирует на флагах, гербах города и области, на официальных бумагах, этого, оказалось, мало. Осенью привезут из Милана еще одного бронзового верблюда и установят его на террасе перед театром драмы имени Наума Орлова.

Власти не спрашивают челябинцев, как украсить город к юбилею Великой Победы. Можно было бы установить величественную стелу «Героям Танкограда» с названиями коллективов, удостоенных Красных Знамен Государственного Комитета Обороны. Заслуживают памятников экипаж погибшей подводной лодки М-106 «Ленинский комсомол», построенной на средства южноуральцев и знаменитый снайпер из Еленинки Герой Советского Союза Василий Зайцев, которому 23 апреля 2015 года исполнилось бы 100 лет. Пора поднять на пьедестал и прославленного токаря Танкограда Василия Гусева.

Высока роль Воропаева М.Г. в подготовке кадров не только для родного края, но и других регионов  страны, для работы на высоких должностях в Москве и за рубежом. Секретари обкома Грищенко П. С. и Плеханов А.Н. возглавили коммунистов Удмуртии и Курганской области, заведующий сельхозотделом Дувакин С.Т. стал председателем облисполкома Еврейской автономной области. Секретарь обкома КПСС по идеологии Ненашев М.Ф.  был главным редактором газеты «Советская Россия», затем возглавлял Госкомиздат СССР, Всесоюзный государственный комитет по телевидению и радио, Министерство информации и печати. Работая с Воропаевым М.Г., второй секретарь обкома партии Ильичев Л.А. был одновременно и членом Президиума Верховного Совета РСФСР, а Ведерников Г.Г. стал заместителем Председателя Совета Министров СССР. Соратники Воропаева – первый секретарь Челябинского горкома партии Дмитриев В.И. был Чрезвычайным и Полномочным послом  СССР в Эфиопии, а секретарь обкома партии Фомиченко К.Е. после работы дипломатом в Монголии стал заместителем Министра внешнеэкономических связей СССР. Конечно же, поднялись они высоко по служебной лестнице, благодаря своим способностям. Но кто-то должен был их заметить. Я знаю много людей, талант которых при других руководителях так и остался невостребованным.

Михаил Гаврилович мог бы и дольше возглавлять нашу область, но его,  имеющего большой опыт партийной работы, пригласили работать одним из руководителей КПК при  ЦК КПСС. Думаю, и сейчас нам нужно строго следить за чиновниками, особенно за мздоимцами. Недавно я видел список руководителей области, осужденных за уголовные преступления. В нем 33 человека, их хватит на 3 футбольные команды. В одной – 4 бывших заместителя губернатора, его советник и 6 министров, начальники главных управлений, налоговой и других служб, в другой – 11 бывших глав городов, в третьей – 11 глав сельских районов и закрытых территориальных образований.

Я знаю тех, кто работал с Воропаевым, но не помню никого из руководителей, судимых за взятку. Не было и случаев, как при Юревиче М.В., чтобы в кресле министра социальных отношений области посидели за 3 года 6 человек (Гартман, Гехт, Кучерина, Мошкова, Бехтерев, Никитина). Почему же не было такого безобразия при Воропаеве?

Потому что тогда партийные комитеты строго отбирали людей на управленческую работу, действовала целая система обучения и воспитания руководящих кадров. Собрания партийно-хозяйственного актива, научно-практические конференции, выездные семинары по обмену опытом работы, совещания по проблемным вопросам, стажировка новичков у опытных руководителей – всё это было в каждом городе и районе.  Положительно влияли на профессиональный рост советских чиновников и другие факторы.

Сейчас кое-кого из руководителей губит не только пренебрежение к законам и общественному мнению, излишнее самолюбие, но и словоблудие, славословие в их адрес. Перелистав газеты за 70-е и 80-е годы, Вы не найдете ни одной статьи с восхвалением Воропаева М.Г. Сейчас другие нравы, не успеет еще человек занять ранее незнакомый ему руководящий пост, а угодники уже провозглашают его мудрым и любимым начальником.

В советское время был строгий контроль деятельности партработников (народный, государственный, партийный, комсомольский, средств массовой информации и др.). Помню, как освободили от должности секретаря горкома партии в Каслях, который возвращаясь из сада пьяным, позвонил не в свою квартиру; а в Карталах секретаря горкома за то, что он в нетрезвом виде затопил гостиничный номер в кубинской Гаване; секретаря обкома партии – за якобы неблаговидное поведение на охоте. Карали коммунистов за невыполнение производственного задания, срыв весеннего сева, публичную драку, развал семьи… Но, чтобы партработника или госслужащего посадили  за взятку – такое не могу вспомнить.

Немаловажно и то, что КПСС была единственной партией – руководящей силой советского общества. Парткомы строго следили за тем, как коммунисты чтут партийный Устав. Сейчас всё иначе. В области зарегистрированы 59 политических партий. В их числе  три коммунистические: КПРФ (лидер – И.В. Егоров), Коммунистическая партия социальной справедливости (А.В. Ефименко), Коммунисты России (В.И. Горбачев), несколько партий патриотов и пенсионеров, целый букет политических партий, использующих в своем имени название государства: «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Умная Россия», «Новая Россия», «Молодая Россия», «Демократическая правовая Россия», «Автомобильная Россия». Многие никак не влияют на жизнь области. Рождены для забавы их создателей. У кого-то не получилось с бизнесом, другой потерял интерес к творчеству, у третьего, как пел Высоцкий, «с женой не очень ладно». И чтобы как-то развлечься, заявить о себе, они самовыдвигаются в депутаты или создают партию.

Такие сомнительные способы стать известным Воропаеву были чужды. В памяти южноуральцев он остался человеком слова и дела. Был общителен с людьми, доступен любому. Никакой охраны у него не было. Проходя мимо людей, он остановится, спросит, что обсуждают. Если субботник, то он вместе с коллективом, найдет повод для беседы с каждым. Моя сестра была рада, когда он её, первую учительницу его дочерей, поздравлял 1 сентября с началом нового учебного года. Прочитав в газете, как в Бобровке жены убивали пьяных мужей, Воропаев срочно послал в село бригаду, чтобы улучшить условия жизни людей.

В облархиве сохранилось заявление секретаря Металлургического райкома КПСС Воропаева М.Г. с просьбой направить на работу в отстающий колхоз (1955 г.). Кто знает, как сложилась бы судьба 36-летнего партработника, удовлетвори его просьбу?

Михаил Гаврилович в книге «Челябинцы в Москве» признался: «Я несказанно благодарен судьбе, подарившей мне великое счастье быть с челябинцами в дни радости и в дни горести, преодолевать вместе трудности». Думаю, многие южноуральцы тоже могут сказать, что благодарны судьбе за то, что были вместе с этим замечательным человеком.


Автор: Олег Кульдяев
Все публикации