Общество, экономика, культура

Опала Лидии Руслановой

«…истинную историю интересуют только факты».

Геродот

Как ей рукоплескали! Часами не отпускали ее с палубы корабля,  эстрады или сцены сельского клуба! И вдруг пошли слухи: Русланову арестовали! – «Как?» – «За что?!» Поверили тогда, когда в Москве стали сдирать афиши, извещающие о выступлении певицы. Любопытно, прошло более шестидесяти лет с тех пор, но мало кто знает, что тогда произошло…

 В своем поиске я встречался в 2001 году, феврале месяце, с Владимиром Васильевичем Карповым, Героем Советского Союза, фронтовым разведчиком, после войны разведчиком ГРУ для специальных поручений, а затем писателем. Мы долго беседовали – интервью с ним было опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» № 113 от 23.06.2001 года. И вот тогда, когда я заговорил о Л.А. Руслановой, – судьба фронтовой певицы меня волновала всегда, – он, Владимир Васильевич, ответил так: это вопрос не одной беседы и даже не одного дня, я тебе лучше подарю мою новую книгу «Маршал Жуков. Опала», там есть и о Руслановой, по крайней мере, ты поймешь, что тогда произошло. Вот эта книга передо мной, и не просто, а с дарственной надписью. Для того, чтобы разобраться, нам нужно вернуться в Берлин 1945 года.

 Авторитет маршала Г.К. Жукова после войны, в 1945 году, поднялся на недосягаемую высоту, особенно после подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии в Берлине (Карлсхорсте). Кинохроники почти всего мира (по крайней мере, ведущих стран) показали, как на белом коне он принимает парад Победы в Москве. Наконец Жуков был назначен официально Главнокомандующим Советских оккупационных войск в послевоенной Германии.

Приведу такой маленький штрих. Тогда по Берлину, да и по всей Германии, с шумом и треском носились наши союзники, в том числе и Д. Эйзенхауэр (будущий президент США), но и он был вынужден внезапно останавливаться, когда по дороге проезжал (или пересекал ее) Г.К. Жуков, сопровождаемый машиной с автоматчиками, а это были еще те ребята, фронтовой закалки, разведчики, прошедшие пекло Сталинграда. Маршал Жуков, а в Германии это знали, никогда и никому дорогу не уступал. Мог ли выдержать И.В. Сталин рядом с собой такой авторитет? – наверное, смог бы, но… «болезненная подозрительность, – по словам В.В. Карпова, – которая появилась с годами у вождя народов», умело подогреваемая недругами маршала, сделала свое дело. Но так просто маршала «взять» нельзя: трижды Герой Советского Союза, как мы уже видели, огромный международный авторитет… вот если бы кто-нибудь указал на него, как на человека, который готовил заговор, тогда другое дело. И заработала Абакумо-Бериевская машина, «…арестовали 74 офицера из штаба Жукова Г.К.», но признания их как заговорщиков мелковаты, нужны были крупные фигуры. И выбор пал на маршала авиации А.А. Новикова, затем был арестован генерал-лейтенант В.В. Крюков, и его жена популярная артистка Л.А. Русланова. Любопытно, что, прослеживая события, мы видим, как, вроде бы второстепенная фигура, певица вскоре  оказывается в эпицентре Абакумо-Бериевской «мясорубки». Вот как это было, по воспоминаниям дочери Маргариты Крюковой-Руслановой «…родителей арестовали одновременно – 18.09.1948 года, папу в Москве, а маму в Казани после гастролей. Видите ли, папа дружил с Жуковым Г. еще с 20-х годов, и его обвинили в заговоре с Георгием Константиновичем против Сталина И.В.». Первый «снаряд» по Руслановой Л.А. и маршалу прогремел еще в 1947 году, когда вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 21 июня 1947 года. № 58п «О незаконном награждении тт. Жуковым и Телегиным артистки Руслановой и других орденами и медалями Советского Союза».

 Дело № 1762 по обвинению Крюкова и Руслановой от 27.09.1948 года и оконченное 03.09.1949-го, окажется непростым. Вел дело – сейчас это установлено точно – старший следователь по особо важным делам МГБ СССР майор Гришаев. Давайте заглянем в протокол от 05.10.1948 года и посмотрим, о чём её спрашивали, я цитирую:

«Вопрос: Какие награды имеете?

Ответ: Я награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Вопрос: А разве других наград не имеете?

Ответ: Имела. В августе 1945 года была награждена орденом Отечественной войны 1-й степени, …но в 1947 году, как незаконно выданный,  его отобрали.

Вопрос: Кем были награждены?

Ответ: Награждена по приказу Жукова Г.К. …

Вопрос: За какие заслуги Жуков вас наградил?

Ответ: За культурное обслуживание воинских частей и за то, что на мои деньги куплены две батареи минометов («катюш»)».

Далее я приведу просто вопросы следователя Гришаева: «В каких взаимоотношениях вы находились с Жуковым? Теперь, может, скажите правду, за что же вас наградил Жуков?» Как уже понял читатель, то, что связано с именем Г.К. Жукова, следователь Лубянки переворачивал, чтобы оговорить, опорочить маршала.  Но все-таки нас интересует певица, поэтому продолжим. Но как говорится, не на ту напал, на неоднозначный вопрос: «Что вы можете сказать о Жукове?» – певица ответила: «Считаю его выдающимся полководцем!». Чем дольше тянулось следствие, тем яснее становилось Гришаеву, что компромата на маршала от певицы он не добьется. Но тем не менее в постановлении будет записана стандартная формулировка: «п.1. Материалами дела установлено <…> ведет подрывную работу против партии и правительства; п. 2 Крюкова-Русланова распространяет клевету <…>»

Л.А. Руслановой назначается наказание 10 лет исправительно-трудовой колонии с конфискацией имущества. Когда ей дали на подпись протокол Особого совещания (тройки) № 56 на подпись, она категорически отказалась, со словами: 10 лет отсижу, но с вами не согласна и подписывать ничего не буду. Любопытно, что спустя много лет, практически в наши дни, писатель Варлен С. сделал запрос через Союз писателей в ФСБ, вот официальный ответ: «Сообщаем, что Крюкова-Русланова Лидия Андреевна, 1900 года рождения, уроженка г. Саратова, артистка Мосэстрады Всесоюзного объединения, арестована 27.09.1948 года органами МГБ СССР. По постановлению Особого совещания при МГБ СССР от 28.09.1949 года осуждена за антисоветскую агитацию к 10 годам лишения свободы, в 1953 году реабилитирована» – вот так!

 Отправили певицу в «Тайшетлаг», что находится между Красноярском и Иркутском (станция Тайшет), когда стало известно местонахождение певицы, то местное население, особенно женщины, понесло пирожки, кто просто хлеб, яйца, теплые варежки – вот уж действительно народная любовь. До нас дошли воспоминания пианистки Т.Н. Барышниковой, подруги по несчастью: «…во время наших концертов аплодисменты были строго запрещены и наказывались. В первых рядах сидело всегда начальство. Когда вышла Русланова Л.А. зал замер, огромная столовая была набита битком, как говорится, яблоку негде упасть. Пела она удивительно, потрясенный зал молчал. Затем спела вторую песню с такой силой, что полковник С. Евстигнеев не выдержал и захлопал, и загремел (!!!) весь зал – аплодировали все и заключенные, и вольные.

Но Русланова не была бы собой, если бы и тут не проявила свой несгибаемый характер  в тяжелейших моральных условиях постоянного давления. Однажды забегает капитан Меркулов и командует: «Русланова, собирайся, будешь петь начальству». – «Нет, – спокойно отвечает певица, – если заключенных не будет, петь не буду». Реакция мгновенная – ей заменяют лагерь на тюрьму. И вот уже под конвоем и с собаками везут на вокзал, а затем в печально знаменитый  Владимирский централ». И снова воспоминания дочери Маргариты Крюковой-Руслановой: «…все вещи и квартиру в Лаврушинском переулке конфисковали, я жила у тети, папиной сестры. Мама ведь была по тем временам достаточно богатой – у нас была большая библиотека, мама собирала картины (в основном подлинники), которых было более 130, фарфор, старинная мебель, в общем, отобрали все, что мама заработала за тридцать лет концертной деятельности».

А теперь,  дорогие читатели, посмотрите еще раз внимательно справку из ФСБ: и где там конфискация? Но и это еще не все: при подготовке материала, я нашел документ, который привожу полностью.

«Приказ № 14 Главного Управления по контролю за зрелищами и репертуаром, г. Москва,  от 15.01.1949 г.:

Снять с дальнейшего производства и запретить использовать в открытых концертах, трансляциях и радиопередачах все грампластинки с записями Л. Руслановой. Разрешить реализацию имеющегося в наличии количества пластинок Руслановой Л. в торговой сети, не допуская при этом рекламной трансляции этих пластинок в магазинах.

И.о. начальника Управления

 Н. Болберг».

Спустя тридцать лет история повторилась: как после революции новая власть ограбила великого Ф.И. Шаляпина, отобрав у него все, что заработал он за годы своей концертной деятельности, поднявшись от «босяка» до мега-величины мирового масштаба, так после войны –  Л.А. Русланову, которая из девочки, просившую милостыню, благодаря своему таланту, превратилась в национальную гордость. В таких случаях говорят – комментарии излишни. Хочется добавить, что этим приказом № 14 голос певицы заглушили почти на четверть века, то есть выпускать пластинки с голосом певицы начали только в конце 1970-х годов.

Итак, вернемся в 50-е годы, а именно в 1953 год: умирает вождь народов В.И. Сталин – и события разворачиваются, как в калейдоскопе, в обратную сторону. 31.05.1953 года выходит Постановление № 30-А «Об отмене решения ОСО МГБ СССР» – освобождается из-под стражи и полностью реабилитируется Л.А. Русланова. И снова певицу везут – только уже на свободу и в Москву.

Власти боятся неожиданностей: Русланова в тюремной робе в накинутом стареньком плаще, а вдруг ее узнают в электричке, могут начаться расспросы. Привозят ее в гостиницу Центрального дома Красной Армии (позаботился Г.К. Жуков), а в конце месяца вернулся из заключения и В.В. Крюков. Как потом вспоминала Маргарита Владимировна, «...я уткнулась в грудь маме (Руслановой Л.) и плачу, папа не выдержал – и вот стоим втроем и плачем».  Позже ее (Русланову Л.А.) спрашивали: «Вот у тебя все отняли, что ты нажила за тридцать лет, неужели не жалко?». Ее ответ: «…все это не имеет значения, унизили перед страной ни за что» – вот это страшно! А через полтора месяца после освобождения она принимает решение – начать выступать. Теперь представьте, какой силой воли надо обладать, чтобы после такого удара выйти на сцену и в пятьдесят три года начать с нуля. Слухи о концерте Л.А. Руслановой в Концертном зале им. Чайковского, а затем и афиши, привели москвичей в состояние легкого помешательства и сильного возбуждения. Ах как гудела столица!

В день концерта были забиты все близлежащие улицы, на ноги поднята пешая и конная милиция. Вспоминает О. Воронец: «…меня послали отнести ноты для оркестра, с которым должна петь Лидия Русланова, как я тогда пробилась, не знаю, до сих пор считаю чудом. Певица вышла на сцену, весь зал встал и ураганные аплодисменты продолжались почти двадцать минут, многие люди в зале не скрывали слез, когда певица наклонилась в поклоне, было видно, как у нее дрожали руки, но она была сильным человеком и быстро взяла себя в руки». Скажу, что этот концерт положил начало ее новой концертной деятельности, когда она с концертами объехала всю страну. Казалось бы все – счастливый конец, но не все так просто.

При подготовке данного материала нашлись свидетели (очевидцы), живущие и поныне в нашем городе, которые были на концерте Л.А. Руслановой, проходившем в нашем городе в 60-е годы прошлого столетия, но вот объявления, подтверждающего пребывание певицы в нашем городе, я в архиве не нашел, работал и в Челябинском областном архиве,  просматривал газеты, но тоже ничего нет. Если читатели помнят, такая же история получилась с В. Козиным, который тоже выступал в Златоусте и Челябинске, а объявления об этом тоже не обнаружено.

В чем дело? Оказывается, то непримиримое отношение якобы к «врагам народа», которое прививалось и было выработано многочисленной серией процессов, продолжало нависать мрачной тенью над людьми даже после пресловутой «реабилитации». Скорее всего, была негласная установка – объявления в печати не публиковать, подтверждающаяся случаем с знаменитым тенором Н.К. Печковским, которому вернули всё и даже реабилитировали, но концерты давать разрешили только после визита к министру культуры,  к самой Е.А. Фурцевой, но никакой рекламы не было в печати и даже запретили афиши вывешивать – вот такая реабилитация! Так началось искусственное «забвение» певицы.

Спустя пятнадцать лет после начала организации регулярного телевещания в стране, в 1971 году, была показана наконец передача с Л.А. Руслановой, когда захотели повторить после смерти певицы эту передачу, то видеоматериалы оказались размагниченными или попросту уничтоженными «случайно, конечно». Казалось бы, единственная певица, которая пела еще солдатам Временного правительства, выступавшая на двух войнах – Финской и Отечественной – в общей сложности давшая там 1120 концертов и последний из них – на ступенях рейхстага, подарившая Красной Армии (считай государству) две батареи «катюш», должна в День Победы с экрана телевизора не сходить – а тут тишина!? Отец истории как науки Геродот считал «…то что ушло в прошлое, изменить нельзя… спасти истинную историю, способны только факты». Давайте простим Геродоту его наивность, он просто не мог предполагать тогда, что факты можно выбрасывать, как мусор, на свалку, что и демонстрируют подчас современные делатели истории, вот не будут показывать лет …надцать певицу и все! – и кто будет знать, что была такая певица, да еще на ступенях рейхстага пела?! Сейчас так стараются «забыть» Б. Штоколова, О.  Воронец, а кто из вас, дорогие читатели, слушал А. Потболотова? Поэтому и певица Лидия Андреевна Русланова, популярная исполнительница русских народных песен, выступавшая и в Златоусте, и в Челябинске, не обозначена в подшивках старых газет, не найдете вы даже и упоминания об этом. Так давайте, дорогие земляки, помнить такие факты, тем более что уже своим пребыванием она вошла в историю города.

Хочется дополнить сказанное ещё и таким любопытным фактом: работая над данным материалом, я обнаружил, что Лидия Русланова – единственная на русской эстраде певица, которая пела вальс «Осенний сон» А. Джойса. Дело в том, что пели – этот вальс и Л. Зыкина, и ныне живущий В. Гринченко, и ряд других певцов (конкретно, семь исполнителей), но только Русланова спела на русском языке синхронный и оригинальный текст А. Джойса в переводе поэта – кого бы вы думали? – В. Лебедева-Кумача.

Мне лишь остается добавить, что по воле судьбы, спев свой первый концерт в Ростове в далеком 1923 году, ровно через полвека, а именно в 1973 году, августе месяце, она спела, как потом окажется, и свой последний концерт в Ростове. В сентябре ее не стало. А когда душа певицы ушла к верхним людям (как говорят на востоке), тело певицы исследовали (анатомировали), на сердце Лидии Андреевны нашли семь рубцов. Диагноз она поставила себе сама еще при жизни –  часто говорила: «я пою сердцем».

г. Златоуст

На фото: Лидия Русланова с дочерью Ритой.


Автор: Владимир Волков
Все публикации