Общество, экономика, культура

В армянской деревне на одну школу приходится два вуза

Эдуард Мушегович Казарян, нынешний министр образования Армении, - выпускник МГУ. Закончил физфак, затем аспирантуру прославленного вуза, успешно защитился. Преподавал в Ереванском госуниверситете. Одно время был ректором пединститута, а в последние годы работал проректором Ереванского университета. И вот теперь, уже более полугода, министр образования.

- Трудно?

- Тяжело..., - вздыхает Эдуард Мушегович, - и в первую очередь, донимают финансовые проблемы. Экономика у нас работает не в полную силу. На образование тратится около 11 % республиканского бюджета. Вроде бы много. Но поскольку весь бюджет маленький, денег не хватает.

- Учителя бастуют?

- Учительских забастовок в республике нет, потому что зарплату худо-бедно, но платим. Проблема в другом - у нас сейчас около тысячи вакансий. В сельских школах, приграничных районах. Учителей в Армении очень много, но они не работают по специальности. Чтобы как-то закрыть “амбразуры”, правительство приняло решение: в приграничных районах молодой специалист-учитель освобождается от службы в армии, дети сельских педагогов из горных районов, если они учатся в платных вузах, получают пятидесятипроцентные скидки. Но положение учителей, скажу честно, все равно остается очень тяжелым.

- И все же наверняка вы, ваше ведомство, пытаетесь заглянуть в будущее. Есть ли в Армении национальная доктрина образования?

- Доктрины образования в республике, к сожалению, нет. Но мы разрабатываем государственную программу развития образования в Армении. Это основной документ, который утвердит Национальное собрание республики. Предполагаем представить его в конце февраля этого года. Наше программа больше, чем доктрина, там изложены не только цели и задачи образования на десять лет вперед, но и подробно описаны механизмы реализации, а также ожидаемые результаты.

Один из главных вопросов нашего образования - это разработка новой структуры содержания образования - 11-летней школы. У нас, к сожалению, пока десятилетнее образование. Первые три класса - начальная школа, до восьмого класса - основная, и девятый-десятый годы обучения - профильное образование. Пока мы размышляем над тем, куда нам добавить еще один год. Некоторые предлагают ввести его “сверху”, но, как отметили делегаты всероссийского совещания работников образования, и в этом есть резон, в старших классах не все продолжают учебу, лишь 60-70 % детей, поэтому логичнее добавить год в основной школе. Т.е. увеличить возможности образования для всех.

- В чем сильные стороны системы образования в Армении?

- Сильные стороны нашей системы образования - это и сильные стороны системы советского образования. Мы их сохранили. Это фундаментальность и энциклопедичность образования. К сожалению, за последние десять лет кое-что утеряно, поэтому программа, которую мы разрабатываем, называется программой сохранения и развития образования.

- А что, на ваш взгляд, было утеряно за последние годы?

- Сильно пострадало дошкольное образование, после того, как мы передали его в ведение местных органов самоуправления. Лишь около четверти детей посещают детские сады. В основном ребятишки воспитываются в семье, и большая проблема - подготовка детей, особенно шестилеток, к школе. Сейчас мы думаем, над тем, как сделать дошкольное образование доступным для всех. Может быть, детские сады будут работать в разных режимах, чтобы родители не на весь день, а хотя бы на несколько часов могли ребенка привести туда для занятий... В основной и старшей школе из-за введения новых предметов - “Право ученика”, “Прикладная экономика”, “Гражданское право” и других, нарушены пропорции между естественными и гуманитарными науками...

- Сохранилось ли у вас начальное профессиональное образование?

- Да, но профтехобразованию мы придали другой статус. Теперь это тоже школа, которая, кроме привычных знаний, дает в старших классах еще и профессию.

- Существует такое мнение, и я прошу вас его подтвердить или опровергнуть, что армяне очень любят своих детей...

- Действительно, в Армении родители очень большое внимание уделяют образованию. Иногда даже чрезмерное: любой ценой - ну вы понимаете, о чем речь - ребенка надо пристроить в вуз. У нас очень много негосударственных и неаккредитованных вузов. Только-только мы разработали порядок лицензирования, аттестации и аккредитации. Надо наводить в этой сфере порядок. По республике даже такая шутка гуляет: говорят, что в Армении есть деревни, где на одну школу - два вуза.

- Не могу, беседуя с вами, не затронуть проблему Нагорного Карабаха...

- Армения и Азербайджан сейчас живут, как вы знаете, мирно. Но еще много надо потрудиться над разрешением проблем, возникших между нашими странами. Есть два принципа: территориальная целостность государства и право наций на самоопределение. Одно другому, как вы понимаете, противоречит. Преподавание в Карабахе идет на армянском языке, мы помогаем школам учебниками и программами.

- Сохранились ли в Армении русские школы?

- Русские школы есть -  в них учатся дети военнослужащих. В некоторых армянских школах открыты русские классы. Язык преподавания во всех учебных заведениях у нас армянский, но если один из родителей не армянин и семья хочет, чтобы  ребенок получил русское образование, для таких детей организуется школьное образование на русском языке. Учебники, учебные программы для этих ребят - все русское.

- Вы долгое время жили в Москве, много ездили по СССР. Нет ли у вас ностальгии по прошлому?

- Москва, русская интеллигенция, МГУ, мои учителя, мои друзья - конечно, у нас было одно пространство, не только территориальное, но и  духовное. Но что сделано, то сделано. А сейчас... Вся армянская интеллигенция очень хорошо себя чувствует в русской среде. Славянская душа для нас очень близка, дорога и понятна. Мы пытаемся восстановить общее духовное пространство. И хорошо, что есть общение и на уровне министров образования СНГ, есть общение между научными школами. Мы заключили договор между Ереванским университетом и МГУ о совместных научных исследованиях, у нас общая программа. Ректора МГУ мы недавно выбрали почетным доктором Ереванского университета. Восстанавливаются научные контакты.

Современное геополитическое положение Армении, прямо скажем, не из лучших. У нас в последние годы, как вы знаете, возникли проблемы с соседями - и с Азербайджаном, и с Турцией. Все это влияет на развитие экономики - транспортные трудности, режим блокады... И все же я уверен, что Россия в лице нашей республики имеет самого надежного партнера в Закавказье. И наше сотрудничество взаимовыгодно. Кроме того, мы православная страна, и это тоже играет немаловажную роль в понимании между народами наших стран. Христианство в Армении принято в 301 году, скоро мы отметим 1700-летие знаменательной даты. Приглашаем вас принять участие в этом празднике.

- Спасибо. Как в Армении относятся к событиям в Чечне?

- СМИ дают только факты, без комментариев. Но лично моё мнение таково: любой ценой с терроризмом надо покончить. То, что происходило в Москве, Волгодонске, когда погибли дети, женщины, старики, ни в чем не повинные люди - это никуда не годится... Мы сами пережили недавно большую беду, когда террористы стреляли в парламенте. Надо наводить порядок. Будет спокойствие в России - СНГ станет сильнее. Будем встречаться чаще, больше работать над общими проблемами. И тогда для многих образовательных задачек найдутся простые и рациональные решения...

Лидия СЫЧЕВА

Статфакт

В Армении около 1400 школ, больше половины их них - сельские. В столице республики, Ереване, 220 школ.

Высшее образование можно получить в 14 государственных вузах. Негосударственное высшее образование представляют около восьмидесяти институтов, университетов и академий.

апрель 2000 года

Все публикации