Общество, экономика, культура

Профессию не купишь

Ах, эти вузы!.. Институты, академии, университеты. Громкие имена, большие заслуги. Взятки, репетиторы, абитуриентский мандраж... Свое образование я получала в двух институтах - педагогическом и Литературном. В результате отношусь к высшему образованию весьма и весьма скептически. И вот почему.

Народ и власть. У нас многие сходятся в том, что все беды России - от бестолковой власти. Зато народ у нас - терпеливый. Талантливый. Добрый. Наивный. Между прочим, “властители и судия” попадают во власть, как правило, с высшим образованием. Казалось бы, замечательно: с младых лет да на вершины знания! Какие перспективы, карьерный рост, любая дорога - в два перехода. Но, оказывается, одной “учености”, и даже способностей, и даже желания учиться мало, чтобы чувствовать себя на уверенно на “высших этажах” как власти, так и знания.

...Две мои старшие сестры до институтов успели закончить Павловское педучилище и поработать, брат сначала учился в Верхне-Озерском сельскохозяйственном техникуме, а потом уже в СХИ... Родители очень хотели, чтобы я поступила после восьмилетки в юридический техникум (тогда специальность юриста, кстати, не вызывала такого ажиотажа), я - упиралась: “Только институт!” А после окончания школы мудрая моя мама вообще наставляла меня идти в ПТУ: “Поступи на связистку, работа чистая, и в городе, охота учиться - дальше пойдешь”. В то время трудно было представить, какое развитие получат телекоммуникации, системы связи, какой престижной и хорошо оплачиваемой станет работа в этих структурах. Но судьба меня вела другим путем...

Не в моей, конечно, жизни дело, хотя время, потраченное впустую, жалко в любой жизни. Теперь я знаю: школа дает знания, институт - друзей, а профессию получают в техникумах и училищах. Для подавляющего большинства студентов, уже во времена моего первого вуза, институты и университеты есть ни что иное, как социальные “холодильники”, где прячутся от бед жизни десятки тысяч способных, но инфантильных молодых людей. И прячутся, надо сказать успешно. Их социальное созревание проходит где угодно: в общежитиях, на дискотеках, в соблазнах большого города, но только не в процессе погружения в профессию. Наше высшее образование, в отличие от среднего профессионального, донельзя затеоретизированное, залекционенное и засеминаренное. Спросите любого журналиста (строителя, инженера) - два месяца практической работы дают в профессиональном плане больше, чем весь вузовский курс.

Вузы страшно далеки от “народа”, не потому ли большая часть их выпускников пополняет ряды мыслителей-неудачников (так называемой “интеллигенции”, не было в истории России ни одного случая, когда бы эта самая интеллигенция в решительный момент не подложила родине свинью). Да, наши “мозги” утекают за границу. Да, молодые реформаторы “успешно” провели известные преобразования. Но этим ли нам хвастаться, и за это ли нам хвалить наши вузы?!

...А вузы пусть на нас не обижаются. Их дипломы можно купить на каждом бойком месте в Москве. И нужно покупать! А вот на техникумовские и лицейские “корочки” тратится не советуем. Нет смысла. Профессию нельзя купить. Ее надо выстрадать. Чему подтверждение и мой личный опыт...

Лидия СЫЧЕВА

Все публикации