Общество, экономика, культура

Чему мы учим наших детей?

Вначале уточним исходные позиции и понятия. Чему мы (взрослые) учим (образовываем) наших (российских) детей? Обратимся к словарю Владимира Даля. Дитя - младенец, ребенок, малолетний, дитятей называют до 14 или 15 лет, когда детство переходит в отрочество. Учить, значит “наставлять, обучать, научать, передавать что-то, передавать знание, умение своё другому”. Образовывать - совершать, улучшать духовно, просвещать... Ну, а взрослый - это “достигший полного телесного развития и роста, вполне выросший, вошедший во все года, возмужалый, зрелый, полнолетний”. Итак, речь пойдет о том, какое духовное наследие взрослое сообщество передает подрастающему поколению.

Для начала - несколько картин из жизни.

Учитель московской частной школы, где учатся новорусские дети - богачей и элиты, жалуется:

- Хамство, которое приходится претерпевать от учеников - безмерно. Дети элементарно невоспитанны, родителям жаловаться бесполезно: “Мы вам деньги платим!” Неужели они не понимают - мы, педагоги, помучаемся-помучаемся (за деньги!), но в конце концов освободимся от их чад, но им-то с ними жить до “счастливой” старости!..

...Журналист Марина Хилькевич в “Московском комсомольце” озвучивает диалог двух геев, педерастов: “Игорь: Я, конечно, грубее Саши, зато он циничнее. Поч­ему-то существует абсолютно неправильное мнение, что кто-то из нас обя­зательно выполняет роль жены, а кто-то мужа. Нет, всё бывает каждый раз по-разному”. Далее: “Позиции, виды секса мы используем самые разнообразные. Единственн­ое, чем мы не пользуемся, так это всякими штучками из сексшопов, нам этого не надо, всё хорошо и так”.

...Мамочка с колясочкой гуляет по бульвару. Младенец мирно посапывает, мамочка мирно покуривает, а, заскучав, остановится у ближайшего ларька - попить пивка... Картина мирная, и увы, уже привычная...

Таков мир взрослых. Тех, что “достигли полного телесного развития и роста, вполне выросли, вошли во все года”. Обыденные, типические, вошедшие в наш быт картинки: у богачей есть и покруче забавы, чем глумление над нанятыми педагогами; Марина Хилькевич не единственная из “мадонн” современной журналистики - читайте прессу, слушайте “Русское радио” и внимайте ТВ; а что касается курящей мамочки, то ей спасибо уж за то, что ребеночка родила, а то ведь могла бы и передумать. У нас это запросто... И в этот уродливый быт, который стал нормой жизни, легко вписываются ужасающие данные статистики: число в стране  наркоманов, носителей СПИДа, больных туберкулезом. Мы не можем подсчитать наш внешний долг, похоронить убитых в Чечне на первой войне, сосчитать бедняков и бомжей... Мир взрослых несчастлив, и, увы, неуспешен. По последнему опросу социологов РОМИР, если бы можно было выбирать, то более половины россиян - 55,1 % - предпочли бы жизнь до реформ 1991 года нынешней жизни. Правда, те миллионы наших сограждан, которые вымерли за годы преобразований, ни на какие опросы уже не ответят...

Мир взрослых с гигантским “зеркалом” - ТВ - пытается навязать миру детей стратегию жизни, в основе которой не счастье, но успех. Идеология кальвинизма давит последние отголоски православия. Согласно этой стратегии, в жизни правит “алчность” - “последним героем” становится тот, кто предварительно выбил или “съел” все “слабые звенья”; теперь, в наше время и в этой стране, ничего не стоит делать бесплатно, и никому - даже родной матери - нельзя доверять, передача с ласковым названием “Моя семья” - тому еженедельное подтверждение; а ещё, - ненавязчиво внушает ребенку взрослое сообщество, - в этом мире до тебя нет никакого дела. Потому что нет ничего тайного, святого, сокрытого - всё разрешено. Всё - “За стеклом”...

Министр образования Владимир Филиппов (от кого же детям еще ждать защиты? Не от чиновника же, курирующего телевидение!) вдруг зачастил, зачастил, выдал: “Как любой эксперимент, проект “За стеклом” заслуживает не только осуждения, оценки - плохой или хорошей, но и понимания и выводов. Эта передача - в какой-то мере срез того, что происходит в нашей молодежной среде...”

А может быть, это срез того, что происходит в нашей взрослой среде, среде, облеченной властью? Стыдно. Некоторым взрослым - журналистам, педагогам, родителям, стыдно за таких министров, журналистов, продюсеров. В предновогоднем поезде бабушка, везущая внучку в деревню погостить, все пытается отвлечь девочку от внимания к слишком откровенно милующейся паре. Наконец “ортодоксальная”, “отсталая”, “совковая” бабушка не выдерживает:

- Что вы делаете? Как вам не стыдно?! Здесь же ребенок!

- Молчи, бабка! - срезал её кавалер убийственным доводом. -  По телевизору люди такое за деньги выдают, а мы тебе - бесплатно...

Все разрешено, что не запрещено законом. А каким законом запрещается прилюдно расстегивать даме джинсы, если дама не против?! А если бы кавалер читал даме вслух легальную, тиражируемую газету “Московский комсомолец”, статью Марии Хилькевич, кто, по закону был бы прав: хулиганствующая бабушка, бросившаяся на “просветителя” с кулаками, или мирный, любознательный потребитель информации?! Нравственность в закон не вставишь... А слово “совесть” (говорят, в некоторых языках его нет), скоро исчезнет из нашей обиходной речи без всякого филологической реформы.

Вдруг (или не вдруг?) взрослые решили обучать детей толерантности. Постсоветская жизнь научила опытных людей опасаться новых, внезапно возникающих неизвестно откуда слов. Словечко “ваучер” дорогого стоит... А киллер или рэкетир?! Так вот, “толерантности” нет не только у Даля, но и у Ожегова 1991 года издания. Между тем, в призыве к взрослому сообществу “формировать у детей толерантность как общественную потребность”, говорится: “В справочных изданиях (каких же? - Авт.) термин толерантность определяется как  “терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению”. Такая терпимость издревле считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии”.

Получается, что терпимый и вдумчивый министр образования Владимир Филиппов, человек толерантный, и, следовательно, с высоким духовным развитием, а нетерпимая бабушка из поезда, опирающаяся на народные понятия “что такое хорошо и что такое плохо” - антитолерантная и бездуховная, и никаких денежек, ни она, ни усваивающая её уроки внучка, от верховного комиссара ООН по правам человека не получит. Формально конкурс на привитие толерантности должен размягчить жесткосердечные сердца российских детей к беженцам и мигрантам, но фактически это еще один шаг к размыванию и так уже изрядно утраченных устоев народной жизни - мнений, верований, поведения... Русский народ и другие народы многонациональной России исподволь готовят к грядущим потрясением, в том числе и геополитическим. Национальная устойчивость тут ни к чему: “На наших глазах по всему миру сотни тысяч, миллионы людей покидают привычную среду обитания, насиженные места, могилы предков, родных и близких, чтобы избежать военных столкновений, природных и экологических катастроф, спасти себя и своих детей от явного и скрытого геноцида”, - говорится в объявлении о конкурсе на привитие толерантности. Но почему бы нам своих детей не учить нетерпимости к тем, по чьей вине люди покидают насиженные места, могилы предков, к тем, кто ведет явный и скрытый геноцид?! Почему бы нам не учить наших детей внимательному и вдумчивому отношению к жизни, пониманию сложности мироустройства (а не упрощению его до животных потребностей), высоким и благородным идеалам?! Почему бы нам своих детей не учить известному, тому, что идет из глубины веков и укоренено народной нравственностью? Например, совестливости. Справедливости. Состраданию (“сочувствие и толерантность - понятия разные”, - заботливо предупреждают организаторы конкурса.). Доброте. Честности. “Есть одна такая общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью, - писал русский педагог Константин Ушинский, - воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях и заимствованных у другого народа...”

Кризис воспитания в современном российском обществе - очевиден. Это мы видим “по плодам нашим”: количеству беспризорников, инвалидов, малолетних наркоманов, больных детей... Но не дети виноваты, а мы, взрослые. И прежде всего те взрослые, которые облечены властью - неважно, первой или четвертой. Значит, не тому и не так учим (или сознательно вредим детям). Значит, сами мы - в целом - не так хороши, как хотелось бы. Плохой народ - плохая народность - плохое воспитание? Но плохих народов - не бывает. Бывают народы, в силу разных причин и обстоятельств, растерявшие свою силу и нравственное здоровье. Болезнь народа - болезни детей - деградация - быстрое угасание - сход с исторической арены.

Русский народ (а речь, в основном, пойдет о нем, как о народе государствообразующем) в ХХ веке сильно потерял в своем величии, численности и нравственном здоровье. А ведь народность, о которой Ушинский говорит как об основе самой эффективной воспитательной системы, есть ни что иное, как нравственность. Нрав же по Далю, включает волю, любовь, милосердие, страсти, а в отношении целого народа - это житейские правила, привычки, обычаи... В общем-то, речь идет о том самом, с чем мы должны, будучи толерантными, окончательно распрощаться. Создатели проекта “За стеклом” и журналистка Марина Хилькевич сознательно или бессознательно, разрушая нравственность, работают в поддержку идеи толерантности. Космополитизм, допущение в качестве варианта нормы (!) нетрадиционной сексуальности, массовая культура, разрушение ценностной вертикали - этой дорогой идет западная цивилизация, вовлекая в орбиту своего влияния все новые и новые народы, попутно лишая их собственного нрава в обмен на местечко в “цивилизованной семье”. Имя этому пути - глобализм. Социальные болезни приглушены экономическим благополучием, но и там - разрушение семьи, демографические проблемы, кризис культуры... Как знать, не в бедности ли наше спасение?! Многое мы видим (те, кто хотят) и яснее, и ярче.

...А дети, даже самые обездоленные, подсознательно несут в себе давнюю генетическую память, отголоски народности. В день ельцинской Конституции, 12 декабря, я толерантно ехала в вагоне метро, окруженная со всех сторон “лицами кавказской национальности”. На одной из станций в вагон вошел мальчишка лет восьми, голубоглазый, светловолосый, с гармошкой в руках. Растянул меха: “Ой, мороз, мороз...”, - и двинулся по проходу, собирая милостыню. Мальчишка знал, на какие чувства давить, и не затянул, допустим, песню с “продвинутым” названием “Отвали!”, которую на канале ОРТ провозгласили одной из песен года (автор произведения - Лолита Милявская). Народных азербайджанских мелодий, как и грузинских, татарских, башкирских (далее все народы России) услышать же на ТВ невозможно. Так чему же мы учим наших детей?! И главное - кто их этому учит?! Земфира с Петросяном? Борис Моисеев с Сергеем Пенкиным? “Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?..”

Мы много говорим о ТВ прежде всего потому, что в эпоху информационного общества оно может стать мощнейшим проводником народности, средством формирования и укрепления нравственных начал в подрастающих поколениях. В сущности, нашим детям ведь нет никакого дела до борьбы медиа-империй, акций, дележа собственности и проч. На телеэкранах дети видят мир, который зачастую кажется им более убедительным, чем мир реальных ощущений. Доктор философских наук, профессор МГУ Федор Гиренок утверждает: “Когда народ изгоняется из своих традиционных социальных ячеек [очередной глобальный “изгон” произошел в эпоху 90-х - Авт.], он превращается в “массу”. А теперь, когда образовалась “масса”, СМИ производят сознание, они его собирают и распространяют, обменивают. Что сказали - то и есть. Легко быть политтехнологом, когда ты имеешь то, что сам и создаешь. Средства массовой информации совершенно лишены русского голоса. Слова “русский” там нет”.

В ряде детских садов Республики Коми и Московской области было проведено исследование психо-эмоционального состояния детей. Изначально у 80-87% ребятишек выявляются те или иные симптомы одиночества, тревожности, страха. И хотя это вполне социально-благополучные дети  (неблагополучные ныне не имеют возможности посещать детсады), исследователи зафиксировали у них негативно-депрессивное мироощущение. В душевной сфере у них доминируют “ужастики”, скелеты, черти, “лед” в глазах взрослых. А вот с чем у детишек ассоциируется слово “Родина”. Стас: “Родина - это место, где мы живем. Мне нравится моя Родина. Там есть машина-мусорка. Мне интересно, как выгружают и загружают бочки с мусором”. Женя: “Родина - это город, где ездят поезда, есть дома. В домах люди живут с собаками и котами”. Дима: “Я думаю, что Родина - это место, где можно жить. У всех она называется по-разному”... А школьник из Элисты Дмитрий Карпенко в стихотворении “Мрачная картина настоящего апокалипсиса” эти же настроения выразил так: “...Школы - разбитые детскими криками. Вера - зарыта, безверье - поет. “Знор” - освященный темными ликами Подлость - на троне. Иуда - живет... Киллеры, пейджеры, хакеры, дилеры. Новые русские, мэры, бомжи... Все - перемешано, Время - потеряно, Царство уродов, раздолье для лжи...”

Так чему же мы, взрослые, учим детей? Мы создаем “Царство уродов” или “Родину, где можно жить”. Так думают наши дети! Так чувствуют наши дети. Урод же, по Далю, это выродок, рожденный калекою, или не по образу себе подобных;  или безнравственный человек, человек дурных правил и наклонностей. Оставим в стороне вопрос о физическом здоровье наших детей (у 90% юношей, по данным исследований лаборатории доктора медицинских наук Владимира Базарного, к окончанию школы складывается евнухоидная конституция). Но нрав, нравственность никакими другими, как народными быть не могут! Есть народ - есть и родина. Нет народа - есть “масса”, значит, будет уродина, уроды и уродцы. И никакая правительственная программа - по воспитанию толерантности или патриотизма, ловле беспризорников по вокзалам - нас не спасет.

Что же делать? Ответ мы находим у Федора Достоевского. “Стать русским, во-первых, и прежде всего... Стать русским - значит перестать презирать свой народ”. Дополним классика - стать русским, значит прекратить калечить наших детей. Всех - и русских, и нерусских.

Лидия Сычева

январь 2002

Все публикации