Общество, экономика, культура

Призрак безработицы бродит по России

 Редкая московская школа не страдает от текучки кадров, от того, что некем заткнуть “дыры”, что классы “гуляют” и что то в одной, то в другой параллели нет географии или биологии, музыки или ОБЖ.... Но на исходе 90-х окраинные московские школы вдруг обрели кадровую стабильность. Дело тут вот в чем: в городе исправно выплачивалась зарплата, плюс лужковские добавки, плюс доходы от внебюджетки - появлялись гимназические и прогимназические классы, организовывались дополнительные занятия и проч. В области же, между тем, ситуация развивалась весьма уныло: ни “лужковок”, ни подработок, и полная нестабильность с зарплатой. Вот и потянулся народ из окрестных городков и поселков на заработки в столицу...

Известно, что рыба гниет с головы, что, каков пастырь, таковы и овцы, и что процветание учреждение образования начинается с директора. В очень хорошей московской окраинной школе директор (назовем его Иванов) в пик кадрового голода лично кинулся в область и привел в школу почти десяток “варягов” - словесников, математиков и “англичан”. В основном женщины, возраста за сорок, очень опытные, трудоспособные и старательные. И всё бы кажется, ничего, но...

Но тут грянул демографический кризис. В этом году у Иванова выпускается восемь девятых классов. А пятых придет только четыре! (На следующий год вообще три, и то “с натягом”.) Конечно, надо было бы предвидеть эту ужасающую ситуацию, но район-то окраинный, новый, дома строились активно, люди заселялись, завозили “стенки” и диваны, только вот детей нажить они не успели - социальная революция, потом сексуальная... Некогда. В методобъединении словесников (да и математиков тоже) на разговоры про грядущую нагрузку наложено негласное табу - ясно, что всем часов не хватит, директору надо кого-то увольнять. Но кого?

Среди словесниц есть две женщины из области - старательные, вполне профессиональные, у обеих - студенты-сыновья; у одной муж получает совсем копейки (даже по сравнению с учительской зарплатой), у другой супруг серьезно болен... А учительницы опытные, умные, тактичные. К тому же Иванов сам когда-то ездил в область, упрашивал их перейти к нему в школу, обещал вгорячах горы золотые. И что теперь?!

Есть две пенсионерки - одной семьдесят один год (!), другой - шестьдесят три. Но пенсионерки, во-первых, пришли в школу раньше “областных”, а во-вторых, они “пашут” и “вкалывают” так, что и молодым не снилось. Никогда не отказываются от классного руководства, согласны на любые открытые мероприятия и уроки, принципиально не берут больничных листов (даже если и болеют), и опять же, растят внучек-студенток.

Школу-новостройку Иванов когда-то начинал с “команды”. В ней было две “филологини”, которые и ныне работают. Создание традиций, превращение детской окраинной “орды” в коллектив, радости, обиды и неудачи, аттестация школы - всё это пройдено вместе. Да и учителя из команды, что называется, свехяркие звёзды. С трудными характерами, капризами. Но ведь творческие личности, а без творчества учительской работы нет!

И, наконец, не так давно в школу вернулись (с красными дипломами!) две бывшие выпускницы. Уже тогда маячил призрак “часового” голода, но Иванов девчонок взял. Во-первых, свои. Во-вторых, девочки созданы для школы - настоящие учительницы, сами сделали ремонт в кабинетах, сами их оборудовали, сидят с детьми дотемна... Опыта, конечно, маловато. Но опыт дело наживное, а коллектив надо омолаживать - иначе не сохранишь традиций, не передашь их в надежные руки...

А всё же кого-то надо увольнять. Управленческая ошибка, просчет, роковое стечение обстоятельств? А главное, школа-то у Иванова очень хорошая. Из плохой - сами бы разбежались...

Лидия СЫЧЕВА

2002

Все публикации