Общество, экономика, культура

Медитация голубого цвета, или Еще раз о тяжелом наследии К. Маркса и Ф. Энгельса

К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин, эта столь популярная в недавнем прошлом троица, упоминается сейчас крайне редко и вроде бы перестала оказывать влияние на наши умы. Но так ли это? Ведь выдающиеся теоретики есть невольные родители... валеологии.

Сами валеологи всякую связь с марксизмом отрицают. В качестве прародителей они называют иную троицу: Епифания Славинецкого (XVII), Михаила Ломоносова и Израиля Брехмана. Оппоненты же валеологов ядовито намекают, что близкой родней этой отрасли знания (до выяснения точного определения валеологии не будем спешить называть ее наукой) являются антихристианское движение “New Age”, дианетика и гитлеровская программа “Здоровье нации” 1936 года рождения.

Поскольку все перечисленные мною исторические персоналии упокоены, а дианетики и ньюэйджики никак не комментируют приписанное им родство, осмелюсь на собственное толкование происхождения валеологии и ее развитие.

Широкое внедрение валеологических программ пришлось на рубеж 80-90 гг., когда налицо был кризис марксизма. Большинство интеллигентов-гуманитариев в одночасье лишилось догмы, которая долгое время программировала их, и которой, в свою очередь, они “начиняли”, как колбасы фаршем, других. Особо благодатная почва “для перемены убеждений” - соответствующие кафедры областных институтов повышения квалификации учителей. Марксизму срочно требовалась замена. Причем даже не на официальном уровне, а на индивидуально-подсознательном. И вместо одной идеологии спонтанно явился целый спектр ее заменителей: валеология, граждановедение, половое воспитание, краеведение. Хватило всем. Но валеологи, отдадим им должное, оказались самыми дальновидными - их предмет намного выгоднее всех перечисленных.

Судите сами. Граждановедение - права, обязанности, конституция, выборы - сфера достаточно узкая. Половое воспитание заманчиво, но весьма скандально, да и для человека, сохранившего стыдливость, дорога в эту “отрасль” закрыта. Краеведение безобидно, но с региональным материалом сложно прославиться на федеральном уровне. Валеология - всем хороша. Кто же поднимет руку на здоровье ребенка или, того хуже, здоровье нации? “Вы что, против здоровья нации?” - угрожающе пытали меня валеологи, когда я робко усомнилась в значимости предмета, и это звучало так, будто при вступлении в комсомол я стала критиковать постулаты марксизма.

Итак, валеология есть не что иное, как новая идеология, созданная преимущественно гуманитариями для замещения внутренней пустоты, образовавшейся после крушения всего и вся - марксизма. Об этом свидетельствуют и учебные пособия по предмету. В предисловии к одной из книг, по свидетельству диакона Андрея Кураева написано, что “автор стоит на твердых позициях марксизма-ленинизма”. Любопытно, что чем ближе к Марксу, тем меньше в учебнике оккультизма и половых “перегибов”. И чем дальше наша запрограммированная интеллигенция пускается в самостоятельное (как ей кажется) плавание, тем больше в пособиях советов “колдуньи Гугулы, знающей секрет долголетия”, “Хатхи-йоги” Рамачарака и “резервуаров психической энергии” (Татарникова Л.Г., Поздеева М.В., СПб, “Петрос”, 1998).  Или цыганских гаданий, “добрачной жизни - “за” и “против”, “тантры и полового акта”, “космической валеологии и астрологии” (Петленко В.П., Валеология человека. Валеологический семинар. В 5 томах. СПб, 1996).

“Татарникова и Петленко - не валеологии, они извращают предмет, их пособия никуда не годны, надо очистить наши ряды”, - говорят сегодня “официальные” представители новой отрасли знания. Прямо-таки татарниковский и петленковский уклоны от линии “партии”, наподобие троцкистского и бухаринского. Ну, а что же представляют собой “легальные”, очищенные ряды валеологов?

Вот свежая книжка - “Школа здоровья” за 1999 год. Издана Вятским госпедуниверситетом, автор Г.А.Воронина. И что же? Программа клуба “Познай себя” для учащихся 7-9 классов, тема 2: “Система природного закаливания и оздоровления П.Иванова. Двенадцать заповедей “Детки” и обоснование данной системы. Примеры ее использования в жизни”. Вряд ли семиклассники знают, что Порфирий Иванов - оккультист. И вряд ли узнают, поскольку его практика будет преподнесена ученикам в положительном ключе. А иначе зачем вводить тему в программу?

Дальше - больше. В 9 классе школьники ознакомятся с оздоровительной системой Г.Н. Сытина. “Психофизиологическое обоснование метода СОЭВУС (словесно-образного, эмоционально-волевого управления состоянием человека). Практикум. Животворящая сила слова”. Между тем, главный геронтолог Минздрава РФ Л.Б.Лабезник заявил, что Сытин “пользуется разработанным им методом аутотренинга и практикует методику воздействия на массовые контингенты слушателей, что не разрешено нашим законодательством человеку, не имеющему на то гослицензии и медицинского образования”. Так, может быть, все-таки не будем тащить в школы то, что еще не прошло тщательной медэкспертизы? Может быть, вместо “практикума” дать лишний час физкультуры?

Впрочем, как в брежневские времена монографии по стоматологии невозможны были без цитаты из Маркса, так и в наши дни какой предмет можно считать полноценным без валеологии? В этом нас убеждает Надежда Абаскалова,  чье имя венчает сборник “Здоровью надо учить. Валеология через школьные предметы” (Рекомендовано в качестве методического пособия для учителей по интеграции валеологических знаний в общеобразовательные предметы. Новосибирск, “Лада”, 2000). Книга, скажем так, весьма неоднозначная и на месте нашего министерства я бы постеснялась “благословлять” в печать такие тексты:

Учитель. ...Теперь подойди ко мне, Аня, (учитель трогает пятки): это - пятки, чувствуешь?

Учитель. (трогает икроножные мышцы). Это икроножные мышцы, чувствуешь?

Аня. Чувствую.

Учитель. (трогая ягодицы). Это - ягодицы, чувствуешь?

Аня. Чувствую.

Учитель приглашает следующую девочку.

Учитель. Как тебя зовут?

Девочка. Ира.

Учитель. Ира, что это (касается пяток)?

Ира. Пятки.

И т.д. и т.п., уважаемый читатель. Конечно, в первую очередь приведенный отрывок глуп. А во вторую? Представьте, учитель, совершенно не знающий детей (он с ними знакомится на уроке, как следует из текста) приходит в 5-8 класс и начинает их щупать за ягодицы! И это - урок грации?! Возможно, я слишком старомодна (иди слишком испорчена), но и в нынешних своих летах я не позволяю институтским лекторам, даже докторам наук, трогать мои ягодицы. Так, знаете ли, можно далеко зайти...

Да что грация! Вон на уроках изо и валеологии в 5-9 классах детям предлагают “медитацию голубого цвета”. Бог с ним, с цветом, но - медитация?! Ну должна же быть какая-то научность, строгость в обеспечении учебного процесса! Ученики - не подопытные крысы и кролики.

Для бывших марксистов дети были  “гайками” и “винтиками” тоталитарного государства. И нужно сказать, что относились к “техматериалу” тогда намного бережнее, чем теперь. И к учебным пособиям - строже. “Краткий курс ВКБ (б)”, это вам не гадание на картах и не медитация, понимаешь...

Лидия СЫЧЕВА

2000

Все публикации