Общество, экономика, культура

Открытое письмо министру финансов

Открытое письмо министру финансов

Ирина Канторович, к. ист. н., автор петиции

(отправлено также официально через сайт Минфина)

Уважаемый Антон Германович!

«Бедность работающего населения РФ - уникальное явление РФ», по словам Ольги Голодец, спровоцировали законы, принятые за последние 10-12 лет. Необходимо их изменить, создав из юристов рабочую группу по выработке формулировок изменений.

Государство ежегодно выделяет каждому бюджетному учреждению деньги. Раньше, если в конце года часть денег оставалась, учреждение возвращало их государству. В 2010 году был принят федеральный закон, по которому учреждение оставляет сэкономленные деньги себе[1].

Региональные законы предписывают, как распоряжаться сэкономленными деньгами, например, для Москвы: «Экономия по фонду оплаты труда, включая начисления на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться на выплаты стимулирующего характера», то есть на премии[2].

Данные законы спровоцировали руководителей бюджетных учреждений всех уровней на принятие управленческих решений, направленных на увеличение экономии бюджетных средств.

Например, Департамент образования города Москвы (ДОгМ) согласно доступной в интернете презентации доклада[3] Начальника Дирекции ДОгМ О.И.Яковлева, « в результате эффективно проведенной работы по оптимизации сети подведомственных учреждений»[4] сэкономил в 2015 году только в сравнении с 2013 годом 14,2 миллиарда рублей:

Поскольку согласно указанным выше московским законам сэкономленные деньги можно направлять «на выплаты стимулирующего характера», я послала официальный запрос в Правительство РФ: какова судьба сэкономленных 14,2 миллиардов рублей, ведь согласно П.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП их можно направить в стимулирующие выплаты, то есть в зарплаты отдельных сотрудников ДОгМа. Мое письмо для ответа в итоге переслали в ДОгМ же. Его ответ (Приложение 1), не говорящий о судьбе сэкономленных 14,2 миллиардов рублей ничего, только укрепляет в предположении, что экономия миллиардов выплачивается сотрудникам ДогМа в виде стимулирующих выплат.

Теперь пример управленческого решения руководства конкретного бюджетного учреждения, направленного на увеличение экономии. В 2011 году в школе ГБОУ «Технологии обучения» (Москва) изменился Устав (Приложение 2). П.3.4 нового Устава ГБОУ «Технологии обучения» таков: "Наполняемость классов для детей-инвалидов, имеющих показание об индивидуальном обучении на дому - от 1 человека в классе. При наличии условий и средств может проводиться комплектование малых классов численностью до 5человек и классов численностью до 25 человек". Этот пункт Устава позволил администрации объединять детей-инвалидов, на которых из бюджета финансируется индивидуальное обучение, в группы и классы до 25 человек. На вскидку таким образом «экономится» не менее 10 миллионов рублей в месяц. До 2011 года все уроки в школе были индивидуальными.

Подобные примеры управленческих решений, направленных на «экономию», ущемляющих интересы потребителей госуслуг, исчисляются по всей стране сотнями тысяч, причем их цинизм и явный антисоциальный характер с годами растут. Люди перестали верить властям, занимающимся «оптимизацией», увидели ложь их уверений в том, что «оптимизация» проводится в интересах граждан и начали устраивать акции социального протеста. Одна из последних - 9 января 2019 года пенсионеры перекрыли федеральную трассу в районном центре Шимск Новгородской области, с целью спасти от закрытия районную больницу (см. статью "По четыре часа ждем скорую» на сайте «Радио Свобода»).

Пока руководитель государственного учреждения может управленческими решениями законно увеличивать «остатки бюджетных средств» и направлять их в премии, негативные тенденции в экономике страны не остановить. Кое-где в премии направляется на вскидку более 50 процентов всех выделенных учреждению денег. Так, например, по свидетельству замминистра здравоохранения Татарстана А.Гарипова, во многих лечебно-профилактических учреждениях региона более 80 процентов уходят на зарплату, а деньги на лекарства, оборудование практически не тратятся. Об этом рассказано в статье «Медвестника» от 16.09.2018 «Исполнение майских указов по зарплате ведет к тому, что врачи вскоре будут лечить только словом». Также там говорится: «Главные врачи в разных регионах продолжают закрывать отделения, сокращать штаты и «мудрить» со стимулирующими выплатами… И несмотря на все титанические усилия, начиная со II квартала этого года реальные доходы медиков заметно упали». Главврачи говорят, что их действия обусловлены необходимостью выполнения майских указов. На самом деле они руководствуются задачей роста экономии денег любыми средствами, чтобы перевести экономию в премии отдельных сотрудников. У большинства же работников зарплаты падают, так как «остатки средств» по фонду оплаты труда, средства на который выделены из бюджета, тоже можно направить в выплаты стимулирующего характера.

Современная структура трат бюджетных денег в подавляющем большинстве ГБУ и муниципальных учреждениях (по итогам года)[5]:

Всего: 100 %

Всеобщая «экономия» приводит к росту смертности, падению доступности образования и т.п. Достаточно сравнить перечень лекарств, которыми оснащались «Скорые» до 2010 года и современный перечень, чтобы увидеть запредельный цинизм управленческих решений, не останавливающихся даже перед провокацией смерти пациента из-за сокращения бюджетных трат.

Поскольку в «стимулирующие выплаты» по региональным законам переходят и остатки средств, выделенных учреждению на Фонд оплаты труда, работодатели принимают управленческие решения, направленные на то, чтобы выплатить работникам из Фонда оплаты труда как можно меньше. Это главная причина бедности работающего населения РФ.

Прошу Вас предпринять все меры, для изменения названных законов.

19.01.2019

С уважением, И.В. Канторович

Приложение 1

Приложение 2

[1] Часть 17 ст. 30 83‑ФЗ от 08.05.2010: «17. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями». (В ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 239-ФЗ, от 03.11.2015 N 301-ФЗ)

[2] П.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП). До этого действовал ныне утративший силу п.3 Постановления Правительства Москвы № 1088-ППО от 28 декабря 2010 г. "О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы": 3. Руководителям государственных учреждений по согласованию с органами исполнительной власти города Москвы, в ведении которых они находятся, направлять на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда:

3.1. 100% экономии по коммунальным платежам и фонду оплаты труда.

3.2. Экономию по материальным затратам (за исключением указанных в пункте 3.1) в размере и по перечню, согласованному с главными распорядителями бюджетных средств.

3.3. Не менее 70% средств, поступающих от приносящей доход деятельности (за исключением средств, имеющих иное целевое назначение)».

[3] Например, см. здесь.

[4] Эта «эффективная работа» разрушила многие прекрасно работавшие образовательные учреждения Москвы, лишила школы психологов и медработников, лишила москвичей девиантных школ, многих структур допобразования и т.п., вызвала митинги протеста родителей.

[5] Прошу для документального подтверждения данного тезиса запросить в Налоговой инспекции № 30 по г.Москве справки 2-НДФЛ сотрудников ГКУ «Технологии обучения» (Москва, Резервный проезд, 10) за последние 8 лет. И сравнить выплаченное в зарплаты по итогам года с поступившим из бюджета в начале года. Полагаю, что в зарплаты, в полном соответствии со свидетельством замминистра здравоохранения Татарстана, ушло более 80 процентов выделенных средств. При этом львиная доля «экономии» идет в стимулирующие выплаты 10-20 сотрудников учреждения.

________________

Уважаемые читатели! Присоединяйтесь к петиции

Отклики и дополнения к письму направляйте по адресу lsmoloko@yandex.ru

Книга "Мы всё ещё русские" здесь


Автор: Ирина Канторович
Все публикации