Культура, общество, политика

«Душа живая приютилась кое-как…»

«Душа живая приютилась кое-как…»

Город Владивосток вкупе с приморской глубинкой могут по праву гордиться. Если получится. Поскольку «нет пророка в своём Отечестве». И всё же скажем: в рамках нашей недалёкой истории и довольно близкой географии, среди скалистых берегов и сопок, шестьдесят лет назад родился и, слава Богу, живёт поныне Юрий Николаевич Кабанков, которого, если не бояться высокопарных слов, можно назвать явлением – русской литературы, российской культуры, Православной и общественно-философской мысли. Случай почти исключительный – явление настолько несомненное, что не требу­ет проверки временем. Хотя сравнительно недавно, лет десять назад, сам Юрий Кабанков считал, что читатель как со-автор всегда отдалён от «ныне живущего» автора пространством и временем.

Действительно, «приближение к Кабанкову» (термин В. Тыцких) даётся читателю непросто. Иногда непросто настолько, что вызывает поначалу не­приятие и раздражение. Обескураженный «густыми», «непонятными» текстами читатель обвиняет ав­тора в высокомерном умствовании. Первая встреча с ним – всегда потрясение. Одни в растерянности бегут прочь, другие, ведомые силой его не­вероятной ме­тафоры, неожиданностью образа, парадоксальностью мировосприятия, вол­нующей инто­нацией, идут следом, быть может, иногда вслепую, веря, что мир именно ­таков, каким нарисовал его автор. А между тем «сложность» словесно­сти Кабанкова вовсе не результат «умственного напряжения» или высокомерного небрежения читателя. Про­сто он «так видит».

«Поколение раковин мается болью зубною...», «...бы-чья завязь березняка..., // ворвалась бы в пустой залив / и увиде-ла б, как луна, / всю округу собой залив, / воду за руку увела. //...Горизонты сползли к виску. / Дотлева-ет луны лоскут». «...сцепились ливни, землю расколов». «Ветры тайгу сорвали со стапеля...» «Пере-минаясь, / брели снега у самых окон».

Ме­тафору подобной силы и убедительности можно встретить разве что у Павла Васильева.

Если говорить о поэзии, то, по мнению Юрия Кабанкова, «поэтическое мышление как одна из данностей мирочувствования» даётся человеку от рожде­ния. Но «поэзия – дело вторичное»; первична – молитва, а поэзия – её блудная дочь. Его поэзия порой и внешне имеет молитвенную длину дыхания. Слово как самоценность, поэзия «блестящая», поэтические «орнаменты», чистое эстетство, поэзия ради поэзии – болезни «начинающих», давно оставлены Юрием Кабанковым в пределах учёбы в Литературном институте, который он закончил «ещё аж» в 1983-м году. Зрелая поэзия Юрия Кабанкова весома сущностными вопросами: «зачем?», «для чего?». Единство и целостность отдельной строки и каждого фрагмента со всем окружающим миром, сопряжение мига и вечности, поэзии и судьбы, Пути и Смысла – ключ к пониманию его творчества. Только этот ключ ещё добыть нужно. Кабанков заставляет любопытствующего читателя «тянуться», вставать на цыпочки, лететь «легче пустоты», иногда – за­таив дыхание, вглядываясь, как из космоса, во Вселенскую спираль, в которой сходятся века и эпохи, моря и реки, культуры и континенты, Восток и Запад, Россия и Мiр.

Живой, без начётничества, синтез исторического, литературного, философского и богословского знаний с одной стороны, духовная созерцательность и внутренняя тишина с другой, «предощуще-ние веры» на «неисповедимых путях Господних» с третьей – составляют основу его творче­ства. И поэтического, и философического, и публицистического, и богословского...

Последняя, изданная в двух томах книга прозы «...и ропщет мыслящий тростник», – труд не скорый, как и всё, за что берётся Юрий Кабанков. Тридцать лет неспешно писалась эта книга. В ней сквозь некую, одному ему подвластную линзу, рассматриваются всевозможные литературные и философические тексты раз­личных весовых категорий и местного, и всерусского, и, в общем-то, планетарного масштаба. Они-то и явили нам Ка­банкова-исследователя со своим собственным методом «одухотворения текста», в основе которого – «слово как фрагмент религиозного самосозна­ния». На презентации двухтомника в библиотеке ДВФУ такая глубина и фундаментальн­ость оказалась невместимой в сознание некоторых местных литературных и даже научных авторитетов. Но книгу, как ни странно, заметила столица, которая, мы знаем, «слезам не верит»: в январе 2013 года по результа­там конкурса, объявленного «Литературной газетой», Юрий Николаевич Кабанков стал лауреатом Всероссийской литера­турной премии имени Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству». «…И отчего же в общем хоре, / Душа не то поёт, что море / И ропщет мыслящий тростник?» – тютчевские строки, взятые эпиграфом ко всей книге, задают высоту и глубину мысли критического иссле­дования Юрия Кабанкова.

Последние полтора десятка лет живёт он в городе. Город позволяет зарабатывать на жизнь профессией, заниматься наукой. Но душа прикована к рекам и долам, дающим возможность созерцать, слышать внутренний голос, ощущать в благодатном одиночестве «это сиротство сквозное», длить вечный вопрос: «Господи, куда ж теперь нам плыть?» Самое страшное для человека – по Кабанкову – «ороговение души». Такие мысли нашептали ему река и небо в те, в общем-то, десять лет его деревенской жизни. У мерно бегущей воды исчезает время... Или, наоборот, появляется «бездна вре­мени», и тогда рождаются стихи:

Душа живая приютилась кое-как –

и дерево певуче заскрипело.

И, бренное, захолонуло тело.

И воды схлынули. И осветился мрак.

Тяжёлые, как ледяные глыбы,

всплывали звёзды из глубин, и рыбы

подрагивали тёплою листвой,

и, как зверушки – зорки и пугливы, –

свистящим травам впутывались в гривы.

А я лежал и плакал – сам не свой.

Его устная речь тоже похожа на говор реки. Она «течёт». Как течёт река (или молитва?)

На заседаниях литературной студии «Паруса» его появление – праздник. Юрий Николаевич приходит всегда, когда и если свободен от лекций. Завораживает высоким словом. Студийцы радуются, улыбаясь: наш, дальневосточный... Но при этом понимают – Кабанков давно перерос дальневосточные и даже российские пределы. Его тексты переве­дены на английский, арабский, испанский, венгерский, белорус­ский, латыш­ский. Нелёгкая это, наверно, задача. Ведь, скажем так, и для истолкования его творчества потребовалось своеобразное руко­водство, путеводитель, ключ к пониманию его текстов, коим стала библиогра­фическая книга «Энхиридион», в которой собраны статьи и исследования, посвящённые его творчеству.

Юрий Николаевич Кабанков – человек русский. Без крикливости и позёрства. С душой по-детски чистой, живущий «по-пушкински – с отвращением читая жизнь свою», по хри­стиански смиренный, с непреходящим в себе ощущением греховности – он, ко­нечно, не мог не стать участником Дней славянской письменности и культу­ры на Дальнем Востоке. Однажды, на встрече с членами клуба «Патриот» го­рода Лесозаводска к мальчишкам в бескозырках и девчонкам в русских сара­фанах он обратился совсем немудрёно: «Легко любить шоколад или мороженое... Ро­дину любить трудно». И всё его творчество – это, по большому счёту, раздумья о России. «Своенравна Родин-а моя. Беспокойней взор её с годами». В стихах Юрия Ка­банкова любой ручеёк, звенящий в самой захудалой приморской деревень­ке, несёт российские воды, является частью её духовных и географических просто­ров. «Здесь речушки, едва шевеля плавниками, / в океаны впадают уже старик-ами...//...Что там слово – когда и дела не сберечь! / Вот когда просыпается русская речь!» И это чисто российская картинка: «Посре-ди равнины – Бога ради! – / трактор опрокинутый ревёт...» Невольно подумаешь, глядя окрест: «Может быть, это всё / приключи-лось не с нами?» Высокопарных слов у Юрия Николаевича нет. Обходится без них. Он – художник. Но даже «незадачливый кузне-чик» из его «почти сказки», который должен за скрипку «целый грошик», живёт в России, рядом с Матрёшкой, и очень любим ав­тором. И читателем, ко­нечно, тоже. И наш родной Владивосток в его поэ­зии лишён местечкового значения, стоит на перепутье путей Господних.

Постаревшие камни  и те – лицом на восток...

...........................................................................

...и, переждав столетье, –

….........................................................................

валуны врастают глухими корнями в землю.

И тогда – с трудом поднимают якорь со дна колодца,

и колодезный вал тяжело скрипит

                                                         и вращает оком;

и плывёт земля

                          под ногою у краснофлотца;

и восходит солнце

                            над самым

                                             Владивостоком.

21 июля 2014 года поэту, публицисту, критику, богослову, члену Союза Писателей России, члену Русского PEN-центра Всемирной Ассоциации писателей, кандидату фило­логических наук, доценту кафедры теологии и религиоведения Дальневос­точного федерального университета Юрию Николаевичу Кабанкову исполняет­ся шестьде­сят. Но так же, как пять или десять лет назад, юбилей для него «не веха, ничто, никак»... Он в Пути.

Из книги «Красная ветка»


Автор: Эльвира Кочеткова
Все публикации