Культура, общество, политика

Народная книга

Народная книга

Издательская программа В. Тыцких существует с 1998 года. Изначально «Народная книга» (до 2004 года – «Новая книга») патронировалась Управлением культуры администрации Приморского края, Приморским отделением общества любителей книги России, Приморским отделением Фонда культуры России и Морским государственным университетом имени Г.И. Невельского.

Сегодня программа осуществляется при участии Дальневосточной государственной академии искусств и Русского географического общества (Общества изучения Амурского края).

У истоков программы стояли: Владимир Тыцких (руководитель), Людмила Качанюк (директор), Ия Пермякова (редактор-корректор), Александр Гельбах (редактор), Джон Кудрявцев (шеф-художник), Сергей Юдинцев (ответственный секретарь), Сергей Барабаш (юрискон­сульт), Павел Шепчугов (меценат). Постепенно в актив проекта входили, сменяя друг друга, многие люди. Их имена – на первых страницах всех вышедших в программе книг.

За прошедшие 15 лет издано 125 книг в 16 сериях. В том числе в серии «Автограф» – 11, «Благодарная память» – 6, «Библиография» – 1, «Вместе» – 3, «Вне серий» – 1, «Литературные юбилеи» – 1, «Наши писатели – нашим детям» – 1, «Новые имена» – 2, «Портреты» – 2, «Поэзия» – 12, «Проза» – 17, «Проза: Лучшие книги о земле Приморья» – 1, «Раритет» – 15, «Родина моя» – 1, «Свой голос» – 13, «Университет на Верхнепортовой» – 25.

Программа никем не финансируется. Допечатная подготовка, вплоть до изготовления оригинал-макета, осуществляется бескорыстно друзьями «Народной книги».

Полиграфические услуги оплачиваются главным образом из средств, полученных от продажи изданий, на деньги спонсоров и пожертвования. Значительная часть тиражей безвозмездно передаётся библиотекам края, преимущественно в школы и другие детские учреждения.

Это если коротко и официально.

Но у каждой книжки, у каждой серии своя история.  В основе создания самой программы лежит драматизм времени. Времени, в котором, по словам В. Тыцких, литература стала «попрошайкой». Владимир Михайлович знает про все издания. Выспросила у него несколько историй. Но и на моих глазах произошло многое. Иной раз явление спонсора казалось чудом. Часто неотступное убедительное слово писателя в защиту литературы играло решающую роль. Думаю, его собственное яркое творчество было весомым аргументом в предпечатных разговорах.

Чудом явилась на свет «Канайка». Явилась во времена, когда жизнь в России за забором психиатрической больницы, в которой работал Владимир Михайлович, стала мало отличаться от жизни внутри психушки. «Напиши про это и можешь умирать», – посоветовал другу Виктор Глебович Верстаков. Вёрстка дебютной повести отправилась в Москву на досмотр писателю, мнением которого Тыцких дорожил. Вскоре поползли слухи: по столице «ходит» фрагмент какой-то «Канайки». В беседе с ректором морского университета Вячеславом Седых на его «как дела?» Владимир Михайлович поделился опасениями, что сюжет или даже сама книжка может сбежать от автора. Ректор понял мгновенно: наискорейшее издание книги – единственный шанс избежать неприятности, и задал очень конкретный вопрос: «Сколько стоит издание?»…

Почти такое же чудо – журнал «Сихотэ-Алинь». В том виде, в котором он существует сегодня. После первых пяти номеров тогда ещё альманаха (включая «Сихотэ-Олимп» 2003 года), вышедших при финансовой поддержке Павла Ивановича Шепчугова, наступило затишье. Все понимали – Павел Иванович не обязан, да и просто-напросто может не быть финансов. Редактор трёх последних на тот момент номеров Владимир Тыцких тоже понял – журнал умер. И, не питая к нему особой любви, поскольку считал его уровень недостаточным для общероссийского, спокойно принял кончину. Тут и случилось чудо. Когда в 2008 году не стало Вячеслава Ивановича Седых, объединённые им при жизни  в одну небольшую компанию люди  продолжали встречаться. Очень разные по социальному положению, они любили Россию. Сергей Григорьевич Чернобай, думаю, хорошо знавший к тому моменту организаторскую хватку и личный талант В. Тыцких, услышав о закрытии «Сихотэ-Алиня», предложил финансовую помощь, регулярную, аж на четыре журнала в год! Владимир Михайлович пояснил –  для такого объёма работ нужен штат. На энтузиазме не потянуть. Сошлись для начала  на одном ежегодном выпуске. Следующий номер, впервые в цветной обложке, появился с небольшим перерывом. Читатель не заметил, как Господь переложил судьбу альманаха из одних рук в другие. Но  нельзя было не заметить, что альманах с 2010 года (начиная с №7) поменял формат на журнальный, стал выходить два раза  в год и быстро перерос региональный дальневосточный статус, превратившись в журнал российский.

Конечно, деньги – необходимое условие выхода издания в свет. Но от начала работы над номером до его презентации проходят долгие месяцы. Месяцы кропотливой работы редактора и членов редакционной коллегии. Начинается журнал, всё же, с редактора. Редактор – человек, формирующий в процессе общения с миром круг авторов, знающих редактора лично или опосредованно, которые ему доверяют. Присланные и уложенные в архив материалы вынимаются, выстраиваются в нужном порядке. Несколько месяцев уходит на первичную редактуру. В том числе на простое «выстукивание». Кто-то решит сделать пробелы между словами двойными, кто-то абзац от абзаца отделит чистой строкой,  а кто-то пренебрежёт различием дефисок и тирешек  или  вместо «ё» напишет «е»… Вот и «тюкает» Владимир Михайлович месяцами по клавиатуре. Что касается непосредственно редактуры, то она у Тыцких особая – стиля авторского не тронет, напротив, чувствуя этот стиль, вживается в него и поправляет так, что автор удивляется после: как здорово я написал! И, действительно, он написал, 99,9%. Но без одной десятой – нет высшего пилотажа. Конечно, есть тексты, к которым можно «не прикасаться». Поставил в нужное место – и всё. Но таких немного. Владимир Михайлович редактор добросовестный. Плохо делать не умеет. Вычитывает всё. На всякий случай. Свежий глаз видит больше. Строгая редактура и корректура сегодня редкость. С исчезновением центральных и региональных государственных издательств, с появлением ЕГЭ по русскому языку и литературе, при  полной свободе самиздата приходится всё больше говорить не об уровне таланта авторов, а об уровне их грамотности. Сорок процентов издаваемой сегодня официальной документации содержат ошибки русского языка!

Поэтому – делаем первую вёрстку и раздаём материалы для вычитки. Поэзию – Вячеславу Протасову, публицистику – Валерию Кулешову, литературную критику – Юрию Кабанкову. А всё вместе – корректору, Леночке Газука, которую Бог нам послал. Сегодня она корректирует журнал, пока спит её маленькая дочурка Арина. А муж Саша, слава Богу, не возражает делу. И такие люди есть на свете.

Соединив воедино правки из разных экземпляров, часто в квартире Тыцких, часто на кухне, отдаём журнал на повторную вёрстку, ругаемся с типографией по поводу невыполнения сроков и качества, снова напряжённо просматриваем страницы и, наконец… даём добро.

А когда журнал разлетится по России, нет-нет, да заглянет в наш дальневосточный край письмецо, которое прижимаем к сердцу.

Спасибо, Эльвира Васильевна!

Журналы получил. Даже и заглянул сразу и почти уж и прочитал и Володю Крупина, и Бог весть как пропущенный прежде рассказ Василия Макаровича «Чужие» с его несравненным финалом, который про русского человека больше самых толстых теорий говорит, про сердце этого человека, всё умеющее простить и обнять: «Твержу себе, что ведь – дети одного народа, может, хоть злость возьмет, но и злость не берет... А что если бы они где-нибудь ТАМ встретились? Ведь ТАМ небось ни эполетов, ни драгоценностей нету». Ах, Василий Макарович, Василий Макарович! Какая же была душа. Хорошо, что не живет сейчас. Срама нашего не видит. И какого поэта для себя открыл – Сергея-то Васильева! Как прежде не знал! Вот спасибо. И комментарии к Бродскому чудно умны. И про мою переписку с Борщаговским как серьезно. Спасибо Юре Кабанкову. Я уж теперь и стесняться буду писать. Как представишь, что тебя так читать будут, с такой высотой и серьезностью, так перо-то и бросишь с испугу. И как хорошо, что еще много остается в журнале для чтения. А эти дураки (не знаю, кто) денег на такой журнал жалеют, тогда как им, может, ничем, кроме этого журнала, и гордиться будет потом нечем.

Сердечно Ваш В. Курбатов.

Спасибо, Эльвира Васильевна!

Получил 12-й номер журнала. Тотчас уткнулся в поэзию, которая сегодня для меня первее прозы, и нарадоваться не мог. И горькому чуду Марины Ивановны, умоляющей: «Сохрани, крестьянская Россия, царскосельского ягненка Алексия!» Ах, была бы крестьянской, так сохранила, да уж где оно и тогда было – крестьянство-то? И спокойной простоте Веры Саченко и Геннадия Лысенко. И всегда тотчас открываемым мной страницам Ивана Шепеты с его уличной точностью. И Николая Зиновьева с безжалостными афоризмами: «Я люблю свою малую родину, потому что большой уже нет». Всё кажется, что когда бы господа отцы Отечества начинали день с чтения родной поэзии, мы жили бы в другом, умном, ясном, человечески-достойном государстве. Ну, да заставь их.

Спасибо. Эльвира Васильевна! Кланяйтесь всем прохожим – таким родным успел стать Владивосток!

Ваш В. Курбатов.   

Это «спасибо», которое достаётся мне, в первую очередь относится, конечно, к НЕМУ.

Те, кому можно было бы гордиться журналом, люди, которым по служебному положению культуртрегеров подобает радеть о Культуре, журнала не замечают, как не замечают «Литературного меридиана». Конечно, выходят во Владивостоке альманахи и журналы. «Литературный Владивосток», «Литературное Приморье»… Выходят и в других городах Приморского края издания с претензией на литературную художественность, о финансировании которых заботятся власти. Быть может, следует прийти к ним с протянутой рукой? Может, этого ждут чиновники от культуры? Да перепутали они что-то. Либо россиянами быть перестали, либо культурными, если не замечают под носом журналов, которые давно заметили в Москве, Питере, Омске. Не первый год «Сихотэ-Алинь» достойно встаёт на полочку Международной книжной ярмарки в Санкт-Петербурге, признан одним из лучших русских  журналов в России.

Надо отдать должное главному редактору, который нашёл и сделал неприкасаемой основную стратегическую линию журнала – забытые классики, ведущие литераторы и критики страны, дальневосточные писатели и не очень пока известные, но достойные авторы других регионов соседствуют в журнале в интуитивно угаданной пропорции. Журнал достаточно плюралистичен, разнообразен, что ничуть не мешает ему быть патриотичным.

Для многих не очень известных литераторов он стал доступной печатной площадкой, кому-то дал старт, кого-то приподнял на новую высоту. Надо признать, журнал достаточно смел. Бывает, выбранная авторами тематика или формат, при достойном уровне текста, не даёт автору шанса напечататься в каком-нибудь другом, официально финансируемом, «прикормленном» журнале, существующем в комфортных условиях.

Кто-то считает «Сихотэ-Алинь» немодным, предлагает придать ему глянца, изменить рубрики. Но В. Тыцких знает – сегодня не модно многое: быть патриотичным, выпускать «трудную», заставляющую думать литературу, не модно говорить о русскости, о доброй православной традиции. В. Тыцких не боится быть не модным. Он выпускает журнал, который не приносит никому ни малейшей материальной выгоды, но служит Литературе, служит России.

Продолжая разговор об издательской программе, хочется сказать об эксклюзивной серии книг, посвящённых Дням славянской письменности и культуры на Дальнем Востоке, проходившим в форме автопробега. Десять лет прокатал автопробег по дорогам Приморского и Хабаровского краёв. Девять книг встали на полки дальневосточной исторической литературы. Десятой ещё предстоит быть написанной. Перечесть людей, объединённых этим проектом, сегодня уже невозможно. Да и авторов книг перечислить не просто. Идея автопробежной книги родилась у В. Тыцких, но тогда он не знал, что автопробег будет жить долго. Книга стала ежегодной и потребовала многих авторов.

Первые два сборника, имеющие одно название «Единого слова ради» (2004 г., 2005 г.), написаны разными людьми в виде путевых заметок и зарисовок, составлены Александром Гельбахом. Памятны они тем, что сохранили слово человека, благодаря которому автопробег из красивой мечты дальневосточных литераторов, собравшихся на древней стоянке в Сихачи-Аляне, стал реальностью. Это слово первого Председателя оргомитета автопробега, ректора Морского государственного университета Вячеслава Ивановича Седых.

Третья книга, «Русский остров» (2006 г.), с лёгкой руки Владимира Тыцких принадлежит молодому писателю из Москвы Василине Орловой. «Чайка Василина», давно улетевшая в столицу из приморского Дуная, по возвращении из автопробега написала и собрала свою первую книгу публицистической прозы. Вышла-то книжка во Владивостоке, а когда прилетела в Москву, то на слёте молодых писателей показалась писателям очень серьёзной, и поняла Василина – на родной приморской земле родилась у неё самая родная книжка.

И, наконец, Владимир Михайлович принял эстафетную палочку. Три серьёзных публицистических книги «Сигнальные костры» (2007 г.), «Засеки» (2009 г.), «Мы ещё здесь» (2011 г.) – особые пробежные книги, какие под силу только ему. О каждой можно сказать словами Валерия Кулешова из одного его предисловия: «Это книга о русской культуре и её спасении». Лейтмотивом  серии можно считать слова Владимира Тыцких:

…Нас в чёрную землю зарыли,

Был горек Отечества дым.

Но мы всё равно победили.

И снова даст Бог – победим!

Хотите – верьте, хотите – нет,  эти четыре строчки заставили отступить гаишников, державших нас в окружении часа полтора у обочины раскалённой хабаровской трассы.

Конечно, писать такие книги не просто. Давая Владимиру Тыцких отдохнуть, и мы с Татьяной Каширской написали по книжке. «Мир нашему слову» – книга Татьяны Каширской об автопробеге 2008 года. «От сердца к сердцу» (2010 г.) – моя первая книга прозы, чудом ворвавшаяся в мою жизнь. «Следующую книгу пишешь ты», – сказал он однажды по возвращении. Я посмотрела на него удивлённо, но почему-то поверила. Написала первые строки, и книжка взяла надо мной шефство –  рулила, рассказывала, смешила и доводила до слёз, пока не дозволила поставить последнюю точку.

«Долг человеческий» (2012 г.) Владимир Тыцких заставил писать всех. Писателей и читателей, уверенных в себе счастливчиков и людей просто хороших, неравнодушных. Случайных, конечно, не было. В каждом горела искорка пережитых встреч, дерзновенность… а кому не доставало уверенности – хватило пары вечерних политбесед, чтобы сердце доверилось слову и девятая книга  успела к празднику.

Какой будет десятая, опять знает только он.

Немало историй можно ещё рассказать. Но тогда получится «Книга о книгах», а это уже следующая история.

Оглянувшись назад, охватив восхищённым взором сделанное Программой за пятнадцать лет, невольно горжусь соотечественниками, земляками, дружбой со многими из них, и так хочется сказать доброе слово каждому, хочется крикнуть: «Повремени, время! Я ещё не написала свою главную книжку…»

Из книги «Красная ветка»


Автор: Эльвира Кочеткова
Все публикации