Культура, общество, политика

Забежала

Забежала

МГУ у меня завтра. А сегодня – федеральный. Дальневосточный федеральный университет, раскинувшийся на грибных местах и родниках родного Русского острова. С утра потрясла картина: по хребту на фоне серого неба гуськом, покачивая красно-коричневыми и чёрно-белыми боками, шли коровы. В сторону леса. Справа – новый медицинский центр нового университета, слева –  чёрный литой забор, охраняющий кампус. Коровы ходили здесь всегда. Стадом. Сегодня вытянулись гуськом, выбрали  узкую горную тропу между объектами наступившей вдруг цивилизации. Лепёшки на асфальте – их отношение к ней.

Я возвращаюсь, прочитав лекцию, ныряю в жёлтый красивый автобус вместе со своими студентами. 

Дорога ДВФУ-Эгершельд – для меня с пересадкой, со множеством крутых поворотов, часто вокруг одних и тех же построек, соединяет разные концы города. Если забежать в академию искусств – крюк немалый. Но я знаю – у Владимира Михайловича  сейчас «окно». Между парами. Это часа полтора свободного от занятий времени, а ещё его «забегай» – как удержаться от возможности общения, когда никто не помешает, не прервёт и не сделает скучной мины. Высаживаюсь на «Лазо», прикупив в «Лакомке» чего-то к чаю, ныряю в здание академии. Строгая вахтёрша и вооружённый охранник  берут меня на прицел, задают вопросы. Ей из-за стекла не слышно, он, услышав в ответ: «К инженеру по гражданской обороне», отступает. Зелёная стрелка турникета кажет путь в недра сказочной страны искусства, к звукам и краскам которой я никак не могу привыкнуть. Оно и к лучшему – каждый раз праздник.

Владимир Михайлович делится текстом для будущей возможной песни. Я пытаюсь вникнуть, в чём же секрет песенного текста. Одновременно думаю: как здорово – человек всю жизнь может учиться! Всегда есть чему, а если есть у кого – благодари Господа. Это ещё один мастер-класс. Может, и песни писать начну, когда все дела переделаю? Только когда же я их переделаю, если они множатся день ото дня... Но песни – это здорово. Недавно Владимир Михайлович подвёл итог своих наблюдений и размышлений – поэзия сегодня нашла способ выжить в бардовских песнях, ушла туда и песнями является народу на фестивалях, колесит по свету в обнимку с гитарами. «В песне должна быть ударная строка. Без неё нет песни. Песенный и поэтический текст – не одно и то же. Попасть строчками в слушателя, чтобы они стали жить – очень сложно. У Владивостока песня, которая не умрёт, ещё впереди», – поясняет Владимир Михайлович. А потом полчаса рассуждает о главной песне Ленинграда и Москвы. Я вспоминаю песни об Одессе, Саратове, Вологде и снова возвращаюсь к Владивостоку. Ещё думаю, как часто становится беспомощен  бардовский текст на голом листе бумаги, если забрать у него музыку. Наблюдала это не раз. И всегда удивлялась: ну почему барды так не дорабатывают в слове, прячутся за музыку? Ведь если слова сами по себе сильны, то музыка их действие удесятеряет, и недалеко уже до шедевра. Лучший, наблюдаемый мной результат – когда талантливый в музыке человек взял талантливый текст и написал к нему мелодию.  Можно ещё найти талантливого исполнителя. Но барды хотят всё сами.  А всё – даётся не всем.

 О бардах говорим часто. В прошлом году сидели с Владимиром Михайловичем в жюри местного фестиваля в номинации «патриотическая песня». Если бы не Виктор Костин, который подъехал из Лесозаводска для заключительного концерта, считала бы время убитым. Как поднять уровень Приморского фестиваля – предмет многих наших разговоров.

 У местного исполнителя Сергея Чернышова есть очень красивая песня «Я снова на фадеевской земле…» Слова в песне – Владимира Михайловича. Как ни пыталась постичь иные творческие находки Сергея – так ничего и не услышала. Хотя и скверики Владивостока видеорядом на диске пустил, и названия родных улиц в текст вставил – не работает. Убери красивые улицы и музыку – ничего нет в тексте. А могло бы быть. Если бы не посчитал себя уже готовым и состоявшимся автором, если бы хоть чуточку усомнился в творении своём, появился на студии.

Неожиданно переходим на прозу. Недавно вместе редактировали опус. Ловлю себя на том, что постепенно, в процессе общения с Владимиром Тыцких, стала чувствовать прозу непонятно какими рецепторами, слова, разжижающие текст, штампы, повторы… И опять понимаю – если я научаюсь, значит, этому можно учиться, значит, имеет смысл литературная школа и главное – эта школа во Владивостоке есть. И не только во Владивостоке. Владимир Михайлович с его неотступностью и бескомпромиссностью на всю округу приморскую задал литературную планку. Кого испугал, а кого и подтянуться на носочках заставил – плодоносит земля приморская потихоньку достойной, иногда даже удивительной литературой.

С очередной съеденной печенюшкой  вдруг вспоминаю новую, волнующую тему, затронутую вчера «Культурой». Проблема «физиков и клириков» интересует меня давно, возможно, как представителя точных наук. Я даже планирую когда-нибудь заняться этим исследованием. Всегда казалось, как ни возникнуть религиозному чувству, если познать, с какой квантовой точностью устроен мир? Упрямцы говорят –  вера от слабости. Я же вспоминаю чьи-то слова: малое знание приводит к атеизму, большое – к вере. Натыкаясь на откровенно упёртых физиков, категорически и агрессивно не признающих Чуда, отметила с благодарностью высочайший культурный уровень дискуссии с большого вечернего экрана. Вообще же, частенько думаю о безответственности популярных западных космологических телепрограмм. Особенно на ночь. Возможно, это не безответственность – манипуляция сознанием, доведение психики до края, решение задачи «золотого миллиарда». В передачах беззащитная маленькая Земля дрейфует в бесконечном зловещем космосе, ожидая потока излучения от трансформации какой-нибудь досягаемой звезды или ожидая удара огромного метеорита, ведомого  слепой случайностью... При этом на экране периодически возникает безумный увеличенный глаз под очками какого-то учёного, перенёсшего, видимо, инсульт, и учёный вместе с глазом едва движется на каталке в пустой комнате, очевидно принимая свой приближающийся конец за конец всего человечества. Позже, на одном из концертов академии искусств, слушая музыку, я вспомнила этот глаз и представила: вот сейчас Земля дарит Космосу первый концерт Рахманинова, в эти минуты кто-то родился и улыбнулся миру, но Вселенная, безучастно играя скрытой и видимой материей, метит в него и в нас последней порцией своей смертоносной радиации…

Выдохнув впечатления, смотрю на Владимира Михайловича, понимаю – эту тему сегодня не поднять. Он выкуривает в окно сигарету, нарушая все распоряжения по технике безопасности, предлагает съесть пряник и поглядывает на часы: «Я рад, что ты нашла поддержку в передаче Александра Архангельского…»

Конечно, мы ещё вернёмся к этому разговору. Но это мой не последний  вопрос вопросов. Съедаю пряник. Прячу кофе, чай, сахар в темноту шкафчика. Слава Богу, – в календаре ещё немало вторников. Да и понедельники на худой конец сгодятся.

Возвращаясь пешком по улице Светланской, вспоминаю слова доктора философских наук Элеоноры Мартыновой: «В современную эпоху произойдёт сближение различных наук. А также перекинется мостик между наукой и религией. Иными словами, священнослужители станут немного учёными, а последние – чуть духовнее. Это позволит значительно продвинуть вперёд сознание человечества». Вывожу по дороге формулу: чем крупнее учёный-естественник, тем обширней должно быть его гуманитарное мировоззрение, тем выше ответственность за понимание того, в чьи руки вручит своё новое знание. Вразуми, Господи, учёного…

А ещё думаю: спасибо небу за собеседника. С любым вопросом могу ворваться в его расписанную по часам жизнь, поделиться сомнением, грустью, радостью… Из каких архивов достанет он свои аргументы, когда успел начитаться, поразмышлять обо всём? Но он в ответ на моё изумление скажет очень педагогично: «Зато я не могу произнести название твоей кандидатской диссертации по физике…» На том и разойдёмся до новой беседы-схватки, скрепив мировую чашечкой чая, если сахар с солью не перепутаем…

Из книги «Красная ветка»


Автор: Эльвира Кочеткова
Все публикации