Культура, общество, политика

О «кремлевских ретрансляторах» и пропагандистах с Беверли-Хиллс

О «кремлевских ретрансляторах» и пропагандистах с Беверли-Хиллс

Геннадий Старостенко

В конце июля сенатор-республиканец Роджер Уикер потребовал от генпрокуратуры США расследовать возможное нарушение гендиректором российского холдинга «Газпром-Медиа» Михаилом Лесиным американских законов об отмывании денег и борьбе с коррупцией. Сенатор отметил, что Лесин приобрел многомиллионные активы в Европе, в том числе недвижимость, купленную через компанию, зарегистрированную на Британских Виргинских островах, находясь на государственной службе».

Уикер писал, в частности, генпрокурору Эрику Холдеру: «После работы в российском правительстве Лесин перевез свою семью в Лос-Анджелес, штат Калифорния, где он приобрел несколько объектов недвижимости на общую сумму более 28 миллионов долларов. Тот факт, что российский госслужащий смог накопить серьезные средства для покупки и содержания недвижимости в Европе и США…»

Стоило бы традиционно предать посрамлению порочность и злонамеренность американской легислатуры – если бы не было ясно, что перед нами тот нечастый случай, когда заокеанских законодателей следует от души похвалить за рвение. Далеко не все из тех в России, кто неприятен Америке, являются патриотами первой – хотя бы и называя себя таковыми. И не только потому, что настоящие ее патриоты не скупают дорогую недвижимость в Беверли-Хиллс.

Имя Лесина стало нарицательным еще в 90-е, когда он приобрел известность как серый кардинал и некоронованный король вещательной рекламы в России. Еще до того как стать министром по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций, а впоследствии советником президента России. По сообщениям в прессе, в 99-м Лесину, в ту пору зампреду ВГТРК, уличенному в махинациях с рекламными «взаимозачетами», премьер Евгений Примаков (устав к тому же выслушивать нытье по поводу недофинансировании компании) предложил однажды: «Вот если вы, Михаил Юрьевич, потратите на ВГТРК 180 миллионов долларов ваших личных денег, то это очень поможет российскому государственному телевидению».

Реклама на ТВ – большие деньги. За нее тогда убивали. Взять хрестоматийное убийство Влада Листьева в 95-м: его бывший коллега по «Взгляду» Владимир Мукусев рассказывал в интервью, что у Листьева тогда нашли 16 млн. долларов, не считая прочего. Олигархами в ту пору становились не только на цветных металлах и залоговых аукционах, и неслучайно главная драма осени 93-го случилась не в Кремле, а у Останкино. Побеждает, как известно, тот, кто убеждает… А ведь тогда в стране действительно с деньгами было туго – все расхищалось, миллиардные транши в ЦБ испарялись, пенсионерам их копейки на полгода задерживали, а баррель (наше все) стоил на порядок дешевле, чем ныне. Случись Примакову называть цифру сегодня – она была бы, думается, несопоставимо большей.

Михаил Лесин был автором множества афер и прожектов в медиа-бизнесе, приносивших огромные барыши, активным участником и одним из разработчиков предвыборных рекламных кампаний движения «Наш дом - Россия», президентской Бориса Ельцина (1996), блока «Единство» (1999), Владимира Путина (2000), недавней памяти - Дмитрия Медведева… (Мнению Олега Попцова – в том, что Лесин бизнесмен, а не политик – можно доверять, но факты говорят и другое). Проводил «мозговые штурмы» – какими словами и лозунгами завоевать и одурманить массовый электорат. Он был и основателем рекламного гиганта «Видео Интернешнл», инициатором создания телеканалов и холдингов, движителем приближенных к госструктурам частных бизнесов, медиатором процесса темперированной делиберализации и выстраивания под ВВП части ТВ-каналов в начале «нулевых»… В общем, человек-эпоха – соратник Чубайса, Путина, Ковальчука и многих прочих лиц верховного формата, любимое детище перестройки…

В ряду перечислений можно бы и пропустить как малозаметное то обстоятельство, что Михаил Лесин стоял у истоков телеканала Russia Today. Прежде чем стать на пару лет начальником Управления Президента РФ по связям с общественностью (должность, дарованная в 96-м за успешный президентский дубль Бориса Ельцина), Лесин повозглавлял какое-то время «ТВ-НОВОСТИ». Базу этой структуры на Зубовском 4 и отдали под Russia Today. (Имя Лесина в сети частенько соседствует с групповым фото – сам он, рядом Владимир Путин и юная Маргарита Симоньян, главред RT, главного иновещательного пропагандистского калибра России, указывает на график роста популярности RT).

Но это не все. Дочь медиамагната Екатерина Лесина возглавляет заграничное бюро Russia Today. В этом Лесин признается в недавнем августовском интервью Forbes – не уточняя, впрочем, какое именно бюро – в какой стране. Можно предположить – американское, раз уж у нее там есть крутая дорогущая недвижимость в логове голливудских звезд. В этом интервью он утверждает, что деньги, вложенные в американскую недвижимость - не его деньги, и собственность не его. Дети вполне самостоятельны – им ссужают банки и т.п.

Однако тут для нас (для широкой общественности) принципиально не это – коррупционер он или не коррупционер. Талантливый организатор и бизнесмен, в конце концов, олигарх-госчиновник Лесин мог заработать эти деньги и в частном сегменте своего послужного. (Талант этот, безусловно, для России деструктивен – но не суть в данном контексте). Тут мы вплотную подступаем к более актуальному для нас вопросу: а именно, почему в самый драматичный период информационной войны, гремящей прелюдиями войны мировой, рассказывать нашу правду внешнему миру мы поручаем людям, которые вряд ли способны представлять наши информационные интересы вовне? Может ли, к примеру, во всеоружии стоять за интересы державы дочь рекламного магната, связанная дорогущей резидентной собственностью в стране идейного противника?

Вопрос, безусловно, риторический. В условиях нарастающей информационной войны Катя Лесина становится заложником своего «островка личной свободы» в Калифорнии (о ее личных счетах информации нет – но можно предположить, что из того десятка миллиардов рублей, которые идут ежегодно на финансирование RT из нашего госбюджета, ее зарплатное обеспечение весьма существенно, иначе кто бы ей давал взаймы под такие особняки в Беверли?) Можно, конечно, порассуждать о том, что это нужно для культурного проникновения во вражеский стан, попытка «конвергенции» и «адаптации» своего рода. В общем надо встраиваться, в роль вживаться. Но извините – они там не слепы, и это примерно то же, что расположить во время сражения ставку своего командования в лагере противника. И не дорого ли платит наш налогоплательщик за эти экзерсисы? А если все же Лесин лжет – и это на его деньги там купили четыре особняка, то надо ли вообще ставить его дочь эмиссаром нашего ТВ за границей ?

После того как сенатор Уикер устроил «наезд» на руководителя «Газпром-медиа» Лесина, небезызвестный Борис Немцов удивился «наивности» второго. И по поводу новоприобретенной семейной недвижимости в Штатах, и по поводу отправки туда собственно семьи. Но в том-то и дело, что, несмотря на все эти нынешние осложнения и перипетии информационной войны, Михаил Лесин чувствует себя в безопасности. Пребывание в ситуации «динамического равновесия» для него вполне комфортно – как, скажем, вполне комфортно шли его разборки со Счетной Палатой и следственными органами в конце 90-х. Во-первых, еврейский мир не проявляет жестокости по отношению к своим собратьям. А во-вторых, он пребывает в ситуации медиума или медиатора, и неумелым резким действиям предпочитает диалог.

Да – у «Газпром-медиа» пакет в две трети акций «Эха Москвы». Но разве это меняет редакционную политику г-на Венедиктова? Да – чтобы соблюсти политес, Лесин побранивает «Эхо» за отдельные недостатки, но ведь не давит же и не сливает. Да – его дочь владеет дорогущей собственностью в Штатах и возглавляет бюро Russia Today, которую, в свою очередь, бранит госсек Керри (чтобы англоязычный мир не знал и той малости о России и Украине, которая сообщается), но это же намек на «вменяемость» и тренд в сторону натурализации. И потом смотрите – значит, есть готовность как-то реагировать на разного рода «фидбэки» с вашей стороны. Мы и реагируем – смотрите… вы намекните – уступим, подвинемся…

Все связано системой сообщающихся сосудов – сдержек и противовесов. Г-н Уикер, чем вы недовольны? Ведь именно по этой причине в англоязычной версии RT нет почти ничего из того, что питает гневный пафос ее русской версии.

Немцов, конечно же, неправ, упрекая Лесина в наивности. А лучшую характеристику с либеральной стороны дал ему в связи с «поползновениями Уикера» Николай Сванидзе: «Лесин – очень опытный и талантливый человек. Никаким “душителем свободы” его назвать нельзя, он просто предельно честный чиновник… Я думаю, что его должность в “Газпром-медиа”, и без того высокая, не отражает полностью его влияния», А вот это уже намек – давайте, ребята, используйте это влияние, нажав ему на психику – поковырявшись для приличия в происхождении его собственности, а потом и забыв о ней…

И еще одна немаловажная деталь. В интервью Forbes Лесин грозился отомстить за «наезд Уикера» – найду заказчика… Тут же, впрочем, оговорился: все будет в рамках закона. О чем это говорит? Лесин убежден, что истинного заказчика надо искать здесь, в России. А если даже и в Америке – то не в официальной, не истеблишменте. («Ясно, что это чистая заказуха, и я точно через какое-то время найду, кто был инициатором этого») Америке он, конечно, не враг – даже с учетом того, что когда-то и был косвенно причастен к «зачистке СМИ под Путина» и ходил где-то рядом со «списком Магницкого». Но для того и «рядом» - чтобы мобилизовать этот ресурс, раз уж есть приличная собственность в Штатах.

Я уже писал об информационных «усилиях» Russia Today (на материале июня: на русском языке – бомбы, развалины, пожары, кровь и слезы женщин и детей Донбасса, а в английском все дозируется под стилистику CNN, где главенствуют другие мировые темы и разве что не случайно присутствуют часто усеченные в зародыше репортажи о трагедии Юго-Востока Украины. Что-то изменилось за два месяца? Ровным счетом ничего. Может быть, раз в неделю там что-то и появится – со скрипом приближенное к тому, о чем нужно писать и вещать америкам и прочим – хотя бы и приспосабливаясь к их образу мыслей и традиций мировосприятия.

Мы русское телевидение, у нас свои приоритеты, Украина – это наша боль, наш «прайм» - и мы должны это донести. И не надо из кожи вон лезть, доказывая и выдавая за профессионализм наличие примитивных подражательных способностей и ориентируясь на внешнюю тематическую верстку.

К сожалению, такая расстановка приоритетов считается моветоном в стане околонулевых вещателей. Так и Маргарита Симоньян (в корпоративном кругу - «маленькая Марго»), изгоняющая профессиональные и патриотически-ориентированные кадры (как в случае с арабской редакцией, о чем и сообщалось прежде), ставящая на руководство людей безграмотных, устраивающая свою жизнь и предающая интересы России (о чем доказательно писали в своем «письме к президенту» изгнанники-патриоты) и льющая хулу на русских националистов – была и остается ставленницей господ сурковых и лесиных. И как таковая имеет свой специфический взгляд на медиа-сферу – а заодно и на «русский вопрос», чему имеются свидетельства в «сети».

А в общем и целом проблема, конечно, не в «персоналиях». Буржуинство, ревнивое дитя Израиля (если по классику), для России чужеродно и деструктивно – что доказано еще предреволюционной историей, когда даже русские капиталисты кержацкого происхождения охотно изменяли собственной стране, не понимая смыслов ее истории. Нынешний же капитализм – откровенно антинационален. (Вот и сегодня, когда «запахло жареным», свидетельствует проф. В.Ю. Касатонов, председатель Русского экономического общества, частный отечественный капитал ускорил свое бегство на территорию противника. «Наблюдается процесс обратный тому, который нужен для подготовки России к эффективному противостоянию Западу в экономической войне. А правительство (чуть не сказал: «наше») с невозмутимым спокойствием наблюдает за этим процессом».) Его бурноклокочущий парабиоз подпитывается исключительно ресурсной гипертрофией, поднебесными ценами на энергоносители. Первым делом он овладел мощнейшими трибунами оболванивания масс, которых история прежде не знала. Захват инструментов убеждения, главным из которых по-прежнему является ТВ, сопровождался монополизацией рекламного бизнеса. (А реклама – это и есть alma mater вещательных структур). Магнаты телевидения (те, кого по праву называли когда-то «кремлевскими ретрансляторами»), крепко держат информационную власть и бизнес в собственных руках. Однако при этом они весьма зависимы от «внешнего силового поля» и эпитет «компрадорский» характеризует их сполна. Их власть, собственность и деньги – от стрельбы в русский народ у телебашни, от неправедной приватизации и преступных залоговых аукционов. Они межрасово переимчивы, циничны и совратительны – и всегда готовы внедрять в сознание простолюдян от «кормящего ландшафта» эрзацы очередных мифологем и тошнотворные зерна декультурации. Они назовут себя патриотами – и при необходимости всегда готовы нагнать в телеэфир ура-патриотизма, забрасывая в массовое сознание плевелы растления, а в сознание истинных патриотов – слова «своих не сдаем». Вот только – кто эти «свои», остается порой догадываться.


Автор: Геннадий Старостенко
Все публикации