Культура, общество, политика

Я хочу жить

Я хочу жить

История, которую рассказала Нина Аркадьевна Ядрешникова про своего отца, погибшего в войну, трагична и загадочна.

Аркадий Антипович Ядрешников родился в 1913 году в городе Челябинске. Его отец, бывший до революции полицейским, ушел с белыми, и никаких сведений о нем нет. Жена его погибла почти в то же время, и обстоятельства ее смерти тоже неясны. Без родителей остались шестеро детей. Старшая взяла на себя заботу о младших. Выйдя замуж, она вместе с мужем перевезла все семейство из Челябинска в Пласт при здравом рассуждении о том, что в небольшом городке легче было сохранить детей белого эмигранта от внимания советских властей. Дети полицейского выросли. Аркадий женился, в семье родились две дочери – Лида и Нина. По профессии он был горняком, работал в шахте золотодобывающего производства. Жена работала расчетчицей при той же шахте.

Аркадий Антипович был призван на финскую войну. Отвоевав, недолго пожил с семьей и с самого начала Великой Отечественной войны снова был призван. На фронте был артиллеристом. В каких местах воевал, в письмах не сообщалось. Только в одном письме от 1944 года был упомянут 1-й Белорусский фронт. Стало быть, солдат освобождал в частности Белоруссию и Польшу. Письма от 1942, 1943, 1944, 1945 годов сохранились. Они полны оптимизма, уверенности в неизбежной победе Красной армии: «Сегодня радостный день, получил сообщение о взятии нашими войсками города Харькова. Это крупная победа Красной армии говорит о силе и мощи нашей Родины, нашей Красной армии. Недолог тот час, когда вся наша Родина будет очищена от гитлеровской напасти... «Непобедимая» армия бежит на всех фронтах. Ее бьют ежедневно тысячами» (24.08.1943 г.).

После капитуляции Германии гвардии сержант Ядрешников, имевший уже орден Красной Звезды, медали, задержался на службе: «Нахожусь в Германии недалеко от Берлина, сколько еще придется жить здесь, не знаю, во всяком случае, немного, в 45 году, конечно, должен быть дома» (03.07.1945 г.). Так прошел сержант всю войну от начала до конца - от призыва из Пласта до Берлина. И без единого ранения. Факт редкий, если вспомнить, что от первых призывов на фронт в живых осталось только 3 %. И сам Аркадий Ядрешников очень хотел вернуться живым: «Я хочу жить и надеюсь, что жить буду» (24.08.1943 г.).

В июле 1945 года в Германии был сформирован эшелон, им были отправлены отвоевавшие солдаты на Дальний Восток - на предстоящую войну с Японией. Эшелон шел через Польшу. Вот на этом отрезке пути произошло страшное и необъяснимое событие: советские военнослужащие в поезде массово заболели. У всех наблюдались признаки тяжелого отравления. Эшелон на войну с Японией не дошел: на Урале его расформировали, а заболевших поместили в эвакогоспиталь № 1726 в городе Камышлове Свердловской области. В госпитале Ядрешникова навестили жена и сестра. Им он и рассказал о случившемся в Польше. Это была их последняя встреча. Солдат, прошедший всю войну до Победы, умер от распада легких 16 декабря 1945 года и похоронен в городе Камышлове на Урале, не так уж далеко от родного города. Вот такая парадоксальная и трагичная судьба. Сын белого офицера воевал в Красной армии, был горячим патриотом Отечества. Выдержал с честью этот долгий и тяжелый путь от начала войны до победы. И вернулся домой для того, чтобы погибнуть от удара в спину.

В средствах массовой информации до сих пор появляются материалы о Второй мировой войне малоизвестные, чаще засекреченные. Так появились сведения о процессе в CCCP в начале 50-х годов против группы разработчиков биологического оружия в Польше. Лаборатория, действующая c начала 30-х годов, исследовала поражающие свойства возбудителей самых страшных болезней. Еще до войны эти «ученые» проводили испытания на людях в Бресте, позже уже при поддержке гитлеровских оккупантов – в концлагерях (источник: газета «Танкоград» № 1, от 23.01.2014 г. со ссылкой на книгу М.В. Супотницкого «Биологическая война», М.: Русская панорама; Кафедра, 2013). Возможно, гибель военнослужащих из эшелона – часть этого страшного преступления против человечества.

Семья А.А. Ядрешникова – жена и две девочки жили в войну в тех же условиях, с теми же трудностями, что и большинство жителей тылового города: тяжелый труд, голод, от которого спасала картошка. Пенсию за погибшего отца им дали 293 рубля. Дочери воина выросли. Лидия приобрела специальность учителя начальных классов, скорее всего по примеру своих троих теток (дочерей полицейского), которые все были учителями. Нина стала энергетиком, 30 лет проработала на Челябинском абразивном заводе и 11 лет в Челябэнергосбыте. В семье А.А. Ядрешникова сейчас растет двое внуков и четверо правнуков.

февраль 2015

На фото: Аркадий Ядрешников


Автор: Милитина Окишева
Все публикации