События, публикации, отклики
Литературные итоги 2020 года
На фото: Валентин Сорокин, Зоя Прокопьева, Владилен Машковцев
Выступление перед участниками клуба «Соты» (ведущая
Начну с кино. Видео года – сюжет Алексея Навального «Я позвонил своему убийце. Он признался». За неделю ролик набрал 21 миллион просмотров в ютубе и стал самым обсуждаемым событием в соцсетях. Безусловно, это успех Алексея Навального. Его художественный метод можно назвать «разрушающим реализмом». Это определение я ввожу по аналогии с реализмом критическим и социалистическим.
В 2013 году мной была опубликовала статья, которая называлась «
Как видите, за 7 лет Алексей Навальный умножил свою медийность и приступил к экранизациям. Вполне закономерный для успешного литератора путь. Кстати, напомню, что среди декабристов были весьма известные писатели: Константин Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одо́евский, Александр Бестужев-Марлинский. Декабристы, как известно, «разбудили» Александра, автора книги «Былое и думы». Ну, а Владимир Ленин, в анкетах на вопрос о своей профессии писал: «литератор».
Немалую роль в крушении СССР сыграли писатели-диссиденты. Полковник ГРУ Валерий Берчун свидетельствует, что в 1985 году в Афганистане советские бойцы обнаружили склад с полиграфической продукцией на русском языке. Там был «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, напечатанный огромным тиражом. ЦРУ и Госдеп США использовали книгу как оружие для разрушения нашего государства.
После гибели СССР новая власть решила обезопасить себя и лишить писателей материальной возможности к существованию. Литераторы были погружены в тотальную нищету и демонстративно оставлены без бюджетного попечения (в отличие от актеров, режиссеров, драматургов, оркестрантов, клоунов, хохмачей, эстрадников, художников и других участников культурной жизни страны). Таким образом, народу постарше было предложено довольствоваться телепропагандой и бытовщиной самого низкого свойства, а молодежи – нецензурными речёвками и речитативами в стиле обитателей негритянских трущоб. Чтобы смолоду привыкали к незавидной социальной судьбе и не подозревали о том, что подлинная красота – это чувство Бога.
Что в результате? Литератор-оппозиционер всё равно появился, и он затмил Донцову, Рубину и даже Сергея Шнурова. Горькая ирония судьбы состоит в том, что Навальный является певцом своего класса, а именно – правящего класса России. Мы видим «разрушающий реализм» не в только в его творениях. Но и в том, как насаждается упрощённый английский в московском метро и в российских СМИ, как опошляется язык медиа, культуры и политики, как вбрасываются в общественное пространство понятия, навязанные извне. Например, такие как «локдаун» (в американском варианте английского языка слово lockdown употребляется с 1970-х годов в значении «строгая изоляция заключенных как мера безопасности после беспорядков»).
Мы видим, как чествуют на государственном уровне авторов произведений с нецензурной лексикой. Таких, как Дина Рубина, которой губернатор Ульяновской области Сергей Морозов вручил народные деньги, наградив её литературной премией имени Ивана Гончарова. И, кстати, Владимир Толстой, советник президента по культуре, в давнем интервью журналу «Сибирь» заявил, что «почти каждая книга Дины Рубиной настоящий прорыв». Вот такие эстетические пристрастия, весьма далёкие от аристократизма.
Да, конечно, мы можем сказать, что у автора скабрёзных вирш Сергея Шнурова, члена Общественного совета при комитете Госдумы по культуре и несистемного блогера Алексея Навального есть разница в сюжетах и выборе персоналий для своих произведений. Но оба они работают в рамках «разрушительного реализма», и это – тупиковый путь.
С печальным, но совершенно логичным итогом, возможно, запланированным, Россия вступила в нынешний год. Мировым событием стала книга «COVID-19: великая перезагрузка», которую написали экономист, основатель и руководитель Давосского форума Клаус Шваб и его консультант, специалист по России Тьери Маллере. В книге финансовые и политические круги объявили планетарную программу на ближайшие годы. Суть её сводится к разделению общества на два класса – очень богатых и очень бедных, к трансгуманизму, тотальной слежке, сокращению населения, исчезновению национальных государств. И всё это – под предлогом борьбы с коронавирусом и другими мировыми бедами.
Вопрос: укладывается ли в сценарий «великой перезагрузки» культурная деятельность в России, ведущаяся методом «разрушительного реализма»? Полагаю, да. Более того, создаётся впечатление, что никакого иного метода наши литераторы не в силах противопоставить главенствующему течению. Потому что вал произведений, создаваемых «бригадами» литературных наёмников и продвигаемых с помощью госресурса, не делают нас сильнее и не открывают никаких перспектив для России и её жителей.
Представим, что на некоей обширной территории истребили пятнистых оленей или амурских тигров. Можно ли возродить редкий вид животных, если нет его физических носителей? Точно так и в денационализированной стране, несмотря на обилие и разнообразие всевозможного творчества, как профессионального, так и самодеятельного, если истреблены идеалы, духовную жизнь народа можно считать пресеченной. А его физическое умирание – вопросом времени.
Осмысливая эти опасности, в 2016 году я написала статью «
В 2019 году по моей рекомендации роман Зои Прокопьевой «
И, наконец, в 2020 году я завершила свой замысел – переиздать произведения моих старших современников, писателей, которых я не только люблю, но и в чьих произведениях архетипы «русской античности» явлены в творческой полноте, самобытности и силе. И вот в издательстве «Вече» вышел роман Владилена Машковцева «
Что ж, кого люблю, того дарю. Рекомендацией и изданием этих книг мне хотелось дать возможность выбора молодому читателю. «Средь мира дольнего Для сердца вольного Есть два пути. Взвесь силу гордую. Взвесь волю твердую: Каким идти?»
Будут ли эти книги прочитаны, а их авторы – услышаны? Я не знаю. Но я сделала всё, что в моих силах, чтобы открыть это богатство для тех, кто ищет красоты и хочет изменить мир, но не во имя ещё большей власти биороботов или искусственного интеллекта. Природное разнообразие, цветение народов и культур, ухоженная планета, творческий труд на общее благо, поиск истины и открытие новых миров – к этому нужно стремиться человеку, осененному вдохновением. И это больше, чем «созидающий реализм».
«Всё одолеешь, море и пустыню, / Леса возьмёшь и горы на пути. / Но если вдруг душа твоя остынет, – / Её снегов уже не перейти». Нет, это не «утешающий реализм»!.. Это красота вдохновения, воплощение которой, и, составляет, наверное, жизнь художника.
30 декабря 2020 года
Выступление в видеоформате (много иллюстраций) см.
Автор:
Контакты
Карта сайта