События, публикации, отклики

Что важнее – национальные интересы или всемирная экология?

Опрос «Литературной России» 

Большинство людей на Земле волнует вопрос защиты природы и окружающей среды. Как известно, недавно активисты «Гринпис» были задержаны за «пиратские» действия против добычи нефти на платформе «Приразломная» в Печорском море, и сейчас над ними идёт суд в Мурманске. Российские власти назвали действия защитников экологии намеренной провокацией. Многие считают, что под эгидой «Гринписа» работают шпионы и диверсанты, решаются политические задачи. Тем не менее, международный авторитет «Гринписа» в мире очень высок. Его поддерживают многие звёзды из мира культуры. А как Вы считаете, что важнее – национально-государственные интересы или всемирная экология? Доброе ли дело делает «Гринпис»?
 

Дмитрий  РЕВЯКИН, поэт, музыкант, лидер рок-группы «Калинов мост»

Я думаю, на сегодняшний день национальных и государственных интересов уже нет. Есть интересы транснациональных корпораций. А «Гринпис» – одно из звеньев этих транснациональных корпораций, и его деятельность, на самом деле, – просто часть конкурентной борьбы. Вообще, к тому, как «Гринпис» защищает природу, я отношусь с юмором. Да и в целом, по поводу защиты экологии: по-моему, уже точка пройдена, и надо ли её защищать или не надо –  это уже вопрос риторический, для ток-шоу, не более.

  

Лидия СЫЧЁВА, писатель

Конечно, важнее национально-государственные интересы. Но разве в интересах России вывозить из страны ресурсы – нефть, газ, лес, металлы, а завозить исключительно гастарбайтеров?! У наших властей – колониальное сознание. «Это след от кирпича – с Мавзолея Ильича» - вчерашние коммунисты строят рай на земле исключительно для своих семей, а жизнь большинства народа превращают в ад. Посмотрите, какая борьба идёт в Черноземье, где офшорные олигархи вкупе с высшими чиновниками собираются добывать никель. Им наплевать на мнение людей, наплевать на то, что богатейшие земли будут угроблены, воды отравлены. Ради чего? Ради чужих футбольных клубов, яхт и новых апартаментов в Майями?! Ну, вот такое тяжелое поражение головного мозга в нашем общественном организме – он откликается только на желудочные рефлексы… 

Дмитрий БАК, литературный критик

 Защита экологической естественности, жизни природы от бесхозяйственности, технократии, от бизнеса, не видящего ничего, кроме желтого металла - дело правильное и благое. То, что в наши дни самые достойные лозунги могут стать прикрытием для действий безнравственных либо преступных - также медицинский факт. В данном конкретном случае я бы не стал давать оценки, там, где свое слово должен сказать закон - у меня для этого попросту нет  данных. Однако презумпцию невиновности никто не отменял, да и крики “держите вора!” ох как часто в последнее время исходят вовсе не от борцов с воровством...”

Василий АВЧЕНКО, писатель, журналист

 Ситуация довольно мутная, детально я в ней не разбирался, но думаю, что обе стороны инцидента по-своему правы и по-своему неправы. У активистов “Гринписа” - свои задачи, у наших пограничников - свои, и я думаю, что они как раз действовали адекватно. Как бы печально это ни звучало, мировая практика в подобных случаях - штука очень жёсткая. Года четыре назад, к примеру, неподалёку от Находки наши пограничники просто расстреляли и потопили китайский сухогруз “New Star”. Буквально на днях северокорейские пограничники обстреляли у  приморских берегов российскую рыболовную шхуну “Алтай” - слава богу, обошлось без жерств. Так что и на “Приразломной” всё могло быть суровее.

Другое дело, что я не верю в политическую неангажированность нашего правосудия, особенно когда речь идёт о подобных политических делах. Судебная система зачастую действует слишком жёстко и даже жестоко, чем, казалось бы, подсказывают и нормативные документы, и здравый смысл. Это мы видим и по истории с “Пусси Райот”, и по “Болотному делу”. Так что есть опасения, что гринписовцы получат наказание, несоразмерное содеянному. И это будет нехорошо. Что до шпионских обвинений - их нужно доказывать, иначе мы будем голословны. Известно, к примеру, что шпионы спокойно работают в дипмиссиях, но никто же не называет МИДы других государств шпионскими организациями.

г. ВЛАДИВОСТОК

 Сергей КУЗНЕЧИХИН, писатель

 Если рассуждать трезво - надо договариваться. Но договариваться у нас не умеют. Умеют приказывать или грабить. Долгое время во имя светлого будущего мы губили свою природу, заливали искусственными морями плодородные земли, села и города. И делали это не только руками заключённых. Наивные романтики старались не жалея сил и здоровья.

Светлые идеи рассеялись, воцарил расчет. Но земле российской легче не стало. В погоне за наживой рубят, взрывают, топят... Хищно и бесконтрольно. Давно пора остановиться.

Деньги заработанные на продаже леса, цветных металлов или нефти прогуляют, растратят, разворуют, а испоганенную природу не восстановишь.

Так что глобальная экология вовсе не противоречит государственным интересам России. Тем интересам, которые во спасение.

 г. КРАСНОЯРСК

 Ольга ИЖЕНЯКОВА, писатель, публицист

 В каждом конкретном случае нужно разбираться индивидуально.  Бесспорно,  экология важнее интересов и не только отдельно взятого государства…  «Гринпис» делает много для функционирования нормальной жизни на Земле, за что его неоднократно поощряли (и поощряют) на разных уровнях и в разных странах. И мне, как человеку, заинтересованному в развитии своей страны, хочется, чтобы он всерьез взялся за Россию.

Помнится, в 1996 году я не могла выехать из города Лангепаса по причине разлива нефти. Пока шла от вагончика-вахтовки до ЗИЛа по колено проваливалась в нефтяную жижу, потом в бытовке Нижневартовска мне дали, кажется, солярку и я ей мыла ноги. Грязная нефть плохо отмывается.  От нефтяников узнала, что затопило в тот раз территорию диаметром около десяти километров. Естественно, ни о какой экологии никто не заикался. Я написала статьи  в ряд региональных СМИ, обратилась  в «Гринпис»  мне сказали: «ждите»,  пыталась поднять шум, но позвонили из администрации Нижневартовского района и сообщили, мол, случай обычный, никто не пострадал, поэтому нет причин для реакции чиновников, и вообще кого бы то ни было.  За короткий срок возле буровых, как работающих, так и пробных полностью исчезла флора и фауна.  Это подтвердит любой нефтяник или газовик. К примеру, если в пору моего детства в Югре, куропатки в лесу бегали как куры, причем довольно лениво, а глухарей охотники добывали по нескольку штук за один выход, то теперь этих пернатых  не всегда и встретишь в тайге.

Примечательно, но я ни разу не слышала, ни от кого из своих знакомых, чтобы «Гринпис» интересовался исчезновением редких, да и обычных тоже видов растений и животных внутри России, в медвежьих уголках. Почему-то представители уважаемой организации обычно замечают экологические непорядки  на территории государственных границ, вблизи воинских частей, что наводит на определенные мысли, хотелось бы ошибаться…

Татьяна МОЛДАНОВА, хантыйская писательница, фольклористка

 На моей родине, в верховьях р. Казым – нефтяное освоение. Я заточена в городе. Но моя сущность там, в пока ещё живых лесах, болотах, озёрах.

За годы освоения Югорской земли промышленники отработали технологии отторжения аборигенов от земли (человеку можно что-то предоставить, что-то пообещать и т.д.). А звери и птицы? Им не нужны квартиры, снегоходы…, а территория их обитания сокращается. Я видела и постоянно слышу от сородичей, что эти обездоленные существа вынуждены скапливаться на оставшихся клочках земли, а затем гибнут. А иные, например, священные животные медведи, в поисках пищи, уже рыщут по помойкам, становятся опасными для людей и их, безусловно, отстреливают.

Я за разумное, бережное использование ресурсов, за сохранение земель и потому поддерживаю тех, кто это понимает и ставит вопросы охраны окружающей среды.

г. ХАНТЫ-МАНСИЙСК

Источник: «Литературная Россия» № 40. 04.10.2013

Все публикации