События, публикации, отклики

Как спастись от гиблой жизни?

Эта гиблая жизнь"Эта гиблая жизнь" — так называется третий сборник прозаических произведений современных авторов, который вышел в издательстве ИТРК. Замысел у всех книг серии один — дать трибуну молодым, неизвестным читающей публике писателям. Для многих из них это первая книжная публикация, что особенно важно в нынешних так называемых "рыночных" условиях.

Генеральный директор издательства Александр Титов рассказал всем, собравшимся 19 ноября в Малом зале Центрального дома литераторов, историю серии "Россия молодая". Все началось с того, что, узнав о первой публикации классика русской литературы Леонида Леонова — рассказе "Бурыга" — издатель решил прочитать это произведение своим внукам. Эффект превзошел все ожидания. Детям вещь очень понравилась. На следующее утро они повторяли запомнившиеся образные выражения и даже принялись играть в Бурыгу. Так Александр Титов загорелся желанием предоставить место на печатных листах молодым, может быть, будущим классикам. Мысль благородная. Под нее издателю удалось найти деньги, правда, не в Союзе писателей, как он ожидал, а совсем в другом источнике. Дело пошло, и вот уже третья книжка (кстати, толщиной более семисот страниц) появилась на свет. Правда, широкий читатель ее пока не увидел. Об это как раз зашел спор на заседании читательского клуба: как донести до молодежи творения пишущих современников.

Юная поросль российского общества, особенно в крупных городах, читает "электронные" тексты с "налодонника" — портативного компьютера, умещающегося на ладони. Но электронных "гибложининцев" они достать не могут. "Эта гиблая жизнь" существует только в бумаге, причем, весьма небольшим тиражом. Другая часть молодежи предпочитает не читать книжки, а слушать их при помощи плейера — вставлять в проигрывающее устройство лазерные диски с записями рассказов и повестей, начитанных глоссами любимых артистов. Нетрудно догадаться, что среди этих записей нет произведений ни одного из трех сборников. Самый важный объект воспитательной работы — "продвинутые" молодые люди, в первую очередь студенты ведущих вузов — выпадает из нашего поля зрения. Это тем более досадно, что у нас действуют в Интернете сайты, на которых есть место для текстов издательства ИТРК, и уже создано достойное им соседство — подборка литературных изданий "Русского поля" (http://www.hrono.ru/proekty/../../index.html). Единственное, чего нам по-прежнему не хватает — это понимание остроты проблемы.

Мы проиграли Западу информационную войну, следствием чего стало разрушение СССР. Сегодня мы продолжаем проигрывать следующий тайм все того же сражения, финалом которого теперь может стать разрушение России. Для спасения нам идти в ногу со временем, применять современные информационные технологии, в которых нет чего-то из ряда вон выходящего. Интернет, компьютер, да и тот же плеер должны стать нашими орудиями точно так же, как они освоены во всем остальном мире.

Не нужно никакого особенного оборудования, чрезвычайно щедрого финансирования или специфического образования. Нельзя упускать ни одного шанса, чтобы слово русской литературы услышала наша молодежь. Слово это само по себе живительно. Кто донесет его до восходящего поколения — тот победит!

И здесь не так уж, на наш взгляд, важен творческий метод ("реализм", "романтизм", "постмодернизм"), который исповедует тот или иной автор. Дело писателя — создать талантливое произведение. Дело издателя, книготорговца — донести книгу (в том или ином виде) до читателя. Дело критика — дать справедливую оценку литературному произведению. Для этого книгу необходимо, как минимум, прочесть. Николай Переяслов, известный литдеятель, на обсуждении сборника чуть пожурил авторов за приверженность к реализму и призвал писателей учиться у Пелевина, а спустя полтора часа, на следующем литературном вечере, устроенном "Группой 17", он уже называл сборник "чернухой", говорил, что традиционная проза изжила себя, и что "так писать нельзя" (не приведя ни одного примера!). Как говорится, книгу я не читал, но заклеймить готов — по одному названию… Ай да Переяслов, ай да …!

Московский литератор, ноябрь  2004.

Ещё о книге


Автор: Вячеслав Румянцев
Все публикации