События, публикации, отклики
Чисто чистое творчество
В предисловии к литературному альманаху
На самом деле, это очень даже неплохо – так вот читать и знать: никто здесь между строк не припрятал некий художественный финт, от которого читателю станет неловко, неуютно, а то и просто противно. Предопределённость в наш век неустанно и стремительно меняющихся культурных ориентиров имеет даже своё преимущество. Это как будто приходить в гости к незнакомым людям, но точно знать при этом, что ни один из них не способен за твоей спиной пакостить и зловредничать.
Если бы потребовалось подобрать эпитет к представленному в сборнике творчеству, то, на мой взгляд, самым уместным стал бы – чистое. Чистое творчество. Не в смысле буквального следования тому или иному жанру, а в смысле внутреннего содержания произведений, внутреннего самочувствия авторов. Какую прозаическую вещь ни возьми («Нетленный солдат» Ивана Евсеенко, «Неугомонный» Василия Килякова, «Сокровище» Валерия Рокотова, «Саночки» Валерии Кирсановой, «Кто в море не ходил, тот Богу не молился» Сергея Маслобоева, «Авария» Александра Летина и др.), в каждой всё вращается и лепится к одному прочному стержню добросердия, душестарания. И это намеренное следование литературной традиции классиков не может не радовать. Ведь, по сути, для любого писателя (не графомана, а писателя) важно установить, укрепить эту внутреннюю ось собственного нравственного стандарта, на которую будет нарастать пережитое, прочувствованное, осмысленное и переваренное в творчество. Классикам это удавалось без труда. Современникам удаётся, но всё реже и реже. Однако, утешает, что всё-таки удаётся.
Что касается прозаической части сборника, то импонирует желание составителей представить в большем объёме малую форму, то есть рассказ. Что ни говори, а рассказ – главный диагност литературного таланта. Здесь можно перефразировать мудреца: напиши мне рассказ, и я скажу, каково твоё литературное дарование. Разумеется, нельзя все рассказы в сборнике определить, как гениальные. Не в этом, думается, был замысел, да и незачем заниматься таким пустым и обидным делом, как сравнение. Но все рассказы, как представляется, могли бы угнездиться на одну параллель с хорошим и заслуженным названием – добротная проза. То есть проза, написанная людьми, понимающими, ощущающими оттенки слова, сознающими его силу и старающимися ответственное относиться к его преображению. Это тем ценнее, что сегодня добротной прозы в том понимании, какое прозвучало выше, мало. Сегодня и пишут грамотно, и сюжетные коллизии выдумывают такие, что настоящим сумасшедшим в горячечном бреду не снились, а добротности, где корень – добро, нет.
С точки зрения подбора поэтических произведений, то здесь составителями опять же соблюден принцип: лучше меньше да лучше. Авторы представлены одним-пятью стихотворениями (кроме большой подборки Ивана Голубничего). И этого вполне достаточно, чтобы оценить творческий потенциал того или иного поэта. Примечательно другое - стихи и проза сборника словно бы выполнены в одной стилистике. Стилистике ценностного подхода. Это похоже на дом, где в каждой из комнат свой интерьер, но общая обстановка работает на одну определённую идею. На мой взгляд, это плюс, поскольку, когда в пастельных тонах вдруг обнаруживается что-то забористо-кричащее, пусть даже и неимоверно яркое, это сбивает с толку, не позволяет собрать воедино впечатления и сделать свой читательский вывод.
Совершенно естественно, что на общий замысел играет и подборка эссе, интервью, воспоминаний, дневниковых фрагментов, также представленных в «Полдне». Здесь и статьи о Дмитрии Кедрине, Вячеславе Богданове, Сергее Есенине, Николае Рубцове, интервью с Петром Проскуриным, с Александром Ведерниковым. Знакомство с творцами через призму взгляда их близких или друзей всегда интересно. Всегда есть шанс узнать что-то новое, отличное от расхожих, шаблонных характеристик.
Без сомнения, одиннадцатый номер «Полдня» получился серьёзным и основательным. Но без назидания. А это, наверное, самое главное – читать, не испытывая прессинга, какой иногда случается у мастеровитых, плодовитых и чрезвычайно озабоченных трансляцией собственных ценностных установок авторов. Читать просто потому, что интересно и потому, что всё, сказанное на страницах, предельно приближено к реальной, но от того не менее привлекательной жизни.
Наталья Алексютина
г. Санкт-Петербург
Источник: «МОЛОКО» №2, 2013
Контакты
Карта сайта