События, публикации, отклики

Что такое духовная свобода и как её достичь?

Духовная свобода05.02.2015 Опрос газеты «Православная Москва»

Епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии:

– Это свободное подчинение своей воли Воле Божией, Воле Божественной. Именно в ней открывается настоящая подлинная свобода человека: свобода от греха и от любой зависимости. Потому что Господь показывает нам совершенно иные, подлинные и высокие горизонты свободного выбора и свободного пребывания человека как высшего творения Божия.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма прп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной:

– Свобода духа – такое употребление воли, разума и чувства, при котором человек никому, никогда и ни в чем не становится рабом, свободно выбирая принятие и повиновение воле Божией.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывш. Скорбященского монастыря:

– Христианство понимает свободу как свободу от греха. Если дух человека свободен от греха, тогда он действительно свободен. Ведь свобода – это не дозволение творить то, что хочешь. Цель духовной борьбы в конечном счете и заключается в достижении победы над своей греховностью и в обретении свободы духа. Когда человек свободен от греха, его душа чиста пред Богом. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8). Вот это и есть цель христианской жизни: узреть Бога и в этой жизни, и в будущей.

Арсений Замостьянов, писатель, зам. гл. редактора журнала «Переправа», редактор журнала «Народное образование»:

– От частого употребления этого понятия в публицистическом контексте его смысл расплывается. Свобода, о которой говорится в конституциях и декларациях – по большому счету искушение и соблазн. Наверное, избежать его невозможно, но культивировать, прославлять вредно. Другое дело – свобода духовная, «иная, лучшая», по словам Пушкина. Это ощущение вечной души, которую нужно пытаться спасти, смиренный диалог с Провидением. Это свобода от всего мирского, от уныния и разрывающих душу стремлений. Достичь такой свободы непросто, но попробуем хотя бы тянуться к ней.

Татьяна Касаткина, доктор филологических наук, философ, литературовед:

– Духовная свобода – прежде всего, свобода от реактивности, то есть от вынужденности, от обусловленности нашего действия, нашего поведения внешними факторами. Духовная свобода – это действие из себя самого, в соответствии с собственным сформированным намерением. Следовательно, духовная свобода – возможность непаритетного ответа: например, в ответ на удар подставить другую щеку. Потому что духовно свободный человек относится к другому из собственной энергии любви, а не отзывается на его действия простыми и предсказуемыми рефлексами.

Лидия Сычёва, прозаик, главный редактор журнала «Молоко»:

– Честно говоря, я не знаю. Может, потому, что «духовной несвободы» еще не испытывала. Описать в нескольких предложениях это состояние, мне кажется, задача непосильная. Одно могу сказать точно: без духовной свободы жизнь человека невозможна и бессмысленна. Что же касается так называемой «свободы творчества», это понятие рождено атеистами и позитивистами. Оно так же далеко от духовной свободы, как пластиковый потолок от небесного свода.

Опрос подготовили Анастасия Чернова и Владимир Ходаков

Все публикации