Лидия Сычева: публицистика

Почему Россия не защищает моряков

Почему Россия не защищает моряков

В конце января 2019 года все мировые информагентства обошла новость: в порту Прая (столица Кабо-Верде) правоохранители «накрыли» рекордный за всю историю страны контрабандный груз кокаина. На сухогрузе «Eser» было обнаружено 9,5 тонн наркотика. Судно ходило под флагом Панамы, экипаж – российский.  

Теперь двенадцать наших моряков, включая 69-летнего капитана Сергея Котловского, в тюрьме «Сан Мартиньш». Они будут сидеть, пока идут следственные действия. В Мурманске землякам собирают деньги на дорогого адвоката – выбраться дёшево из этой истории не получится, хотя рядовой член экипажа не несёт ответственности за перевозимый груз, а капитана подставили, использовали «вслепую». А уж какой репутационный ущерб понесла Россия в результате «инцидента», тут и говорить нечего.

Случай громкий, но, увы, не единственный: задержания иностранных судов с российскими экипажами исчисляются за последние годы десятками. Ещё больше историй, когда морякам не выплачивают деньги за отработанный рейс. Часто бывает, что флаг у судна иностранный, а судовладелец «нашенский». Бизнес уходит в чужую юрисдикцию, чтобы уменьшить налоги. Ну а сэкономить на зарплатах и условиях работы для экипажа – почему бы и нет, если за это ничего не будет?!..

В России много моряков, которые не могут найти работу на родине. В эпоху «большого хапка» и глобального разворовывания торговый флот сильно ужался, а людям надо жить, содержать семьи. У наших моряков хорошая квалификация, на мировом рынке труда они пользуются спросом. По данным морских медиа, около 50 тыс. россиян бороздят моря и океаны под чужими флагами. Правда, их работодатели в курсе – своих мы, оказывается, бросаем! «Твои проблемы, с кем ты договорился работать, с тех и требуй» – такова философия «холодного сердца», заложенная в головы наших законотворцев.

Результат? «Государство вас рожать не просило», «маленькие пенсии – у тунеядцев и алкашей», «чиновники достойны дорогих авто» (а дорогие часы, размером с шайбу, наверно, наши руководители скоро будут и на ноги себе вешать) – эти высказывания и стиль жизни правящего класса как-то особенно ярко обозначились в последний год. Толстый жиреет, тощий худеет – поляризация нарастает, разрушая остатки доверия к государству. Там, где нет уважения к трудящемуся человеку, гражданину страны, никогда не будет и почитания власти, её легитимности. И тут не помогут ни «закон Клишаса», ни «памятные доски» Мединского, ни дубинки Росгвардии.

В таких условиях особенно возрастает роль тех, кто говорит от имени народа – интеллигенции и общественных деятелей. Морякам повезло – у них есть Движение Поддержки Флота (ДПФ), возглавляемое Михаилом Ненашевым. Именно эта организация на расширенном заседании своего Правления остро поставила вопрос о мерах по защите интересов российских моряков, работающих за рубежом.

Участвующие в дискуссии федеральные чиновники, общественность, представители профсоюзов сошлись во мнении: необходимо срочно «подкрутить» механизм госрегулирования, чтобы он защищал, прежде всего, трудящихся – моряков. Работая за рубежом, они привозят деньги в Россию. Благодаря честным заработкам «крутится» экономика домохозяйств, делая жизнь в стране чуть-чуть зажиточней и спокойней.

Конкуренция на морском мировом рынке труда высокая – тут и украинцы, и китайцы, и индийцы, и, конечно, филиппинцы – последние занимают около 30 % флотских вакансий. В России экипажи на иностранные суда, как правило, набирают круинговые компании – посреднические фирмы. Госконтроля за ними нет (кроме лицензирования). «Мастера разговорного жанра» обещают морякам золотые горы, собирают деньги за трудоустройство (запрещено Конвенцией о труде в морском судоходстве-2006) и бесследно исчезают. Или остаются на месте – доказать факт мошенничества обманутому соискателю непросто. Не гарантирует компенсацию и выигранный суд, поскольку фирма-посредник может объявить себя банкротом. Что, впрочем, не помешает через неделю воскреснуть круингу уже под новой вывеской.

Многие судовладельцы тоже не ангелы – иногда идут на заведомый обман, вводя в заблуждение даже добросовестную фирму по найму экипажа. Как бы то ни было, страхование в этой сфере фактически не работает, и моряк запросто может оказаться гол как сокол в чужом порту без копейки денег. По идее, если судовладелец бросает моряков, в дело вступает страховая компания, которая репатриирует экипаж и гасит задолженность по зарплате. Но пока всё выглядит гладко только на бумаге – в реальности страховые компании оспаривают обязательства и уклоняются от их выполнения.

Кстати, найти в Мурманске круинг, который нанимал моряков на рейс сухогруза «Eser» пока не удалось. Собеседования шли не в офисе, а в кафе, никаких контрактов дома моряки не оставили. Прежде экипаж во главе с капитаном ходил на судне-рефрижераторе «Владивосток», потом у корабля сменился хозяин. И вот подвернулся контракт с «Eser». То, что на судне оказался именно российский экипаж (не китайский, не филиппинский, не американский, не немецкий) – показательно. Наниматели, естественно, просчитывали разные варианты, в том числе, и самый экстремальный – арест сухогруза и обнаружение контрабанды. Видимо, судовладельцы пришли к выводу, что для непредсказуемых событий российский экипаж подходит идеально.

Морская коллегия при Правительстве РФ десять лет назад уже пыталась «разработать меры» по защите наших моряков за рубежом, но воз, как видим, и ныне там. Почему? Так «государство вас не посылало на это судно»! (А куда ж наниматься, если работы нет?!) Госуправление превратилось в замкнутую структуру, контур, эффективно поглощающий ресурсы и работающий в режиме самовозрастания. Т.е. для себя и близких. Эта архаичная модель всё очевиднее в эру информационной открытости.

Логично, что на заседании ДПФ прозвучало предложение о создании интернет-реестра судовладельцев по примеру информационных систем для перевозчиков грузов. Такие порталы содержат рейтинги компаний-перевозчиков с рекомендациями, претензиями, судебными решениями (если они есть), страховыми случаями и пр.

Интернет-реестр грузоперевозчиков бурно развивается, он полезен всем – и компаниям, и водителям, и экспедиторам, и, кстати, страховщикам. Подобные сервисы есть и в других сферах – туризма, путешествий, аренды жилья, интернет-торговли и т.д. Прямое саморегулирование отрасли, минуя посредников – логичный шаг, неизбежный во времена цифровых технологий.

С морем, конечно, всё сложнее – слишком специфическая отрасль. Но, безусловно, рано или поздно такой интернет-реестр судовладельцев появится, и лучше, если эту мировую платформу начнут строить в России. «Цифровой порт» – наша возможность из виртуальности изменить реальность. Ниша пока не занята, хотя идея очевидна, и, возможно, уже кто-то над ней работает.

Цифровое саморегулирование будет захватывать всё новые и новые сферы жизни. Не за горами время, когда будет создана и народная интернет-платформа для оценки работы чиновников. Для России сие особенно актуально – без «цифровой демократии» мы так и будем годами и десятилетиями топтаться на месте.

Интернет-реестр чиновников сделал бы невозможным приход «безработного медбрата из Таджикистана» в руководство Кадастровой палаты (теперь нас ждёт полная инвентаризация земель и недвижимости, как заявили в Минэкономразвития), или карьерный взлёт существа с животными повадками в замглавы Росгеологии.

Эти яркие «кадры» – следствие закрытости госвласти и её бесконтрольности со стороны общества. Так быть не должно!.. Ну а пока народ иронизирует в частушке: «В России правила плохи́, В них очень много вредного: За олигарховы грехи Суды терзают бедного».


 В расширенном заседании Правления Общероссийского Движения Поддержки Флота под председательством Михаила Ненашева приняли участие: заместитель Председателя ДПФ Владимир Мальцев, советник Генерального директора компании «Роснефтефлот» Андрей Гузенко, советник Председателя ДПФ Валерий Кошкин,  журналист, советник заместителя Министра транспорта РФ – руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Алексей Кравченко, представитель рыбопромыслового флота Александр Якунин, адмирал Иван Васильев, руководитель правовой службы Профсоюза работников водного транспорта Андрей Беляев, дирижёр оркестра МГУ им. Невельского (г. Владивосток) Анатолий Якименко, заместитель Председателя Севастопольского городского отделения ДПФ Денис Леготин, заместитель начальника Управления безопасности судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Панкрашкин.

Фото Ирины Ушаковой

Все публикации