Лидия Сычева: публицистика

Русская удаль и русская немощь

Русская удаль и русская немощь

Державы бывают континентальные, морские и великие. Но, не будучи морской, держава никогда не станет великой. Это – аксиома. Её хорошо познал Петр Первый, с именем которого связано создание регулярного флота в России. Царь-плотник, царь-корабел построил не только флот, но и могучую империю.

Иной отсчет событий тоже возможен. Падение роли флота в жизни страны ведёт  к дезинтеграции континентальных пространств, кардинально меняет политическую географию. Теряя позиции на морях и океанах, Россия слабеет. Дело не только в том, что у нас в ВМФ остался единственный авианосец. Под чужими флагами ходят рыбопромысловые суда, растут трудности с северным завозом из-за старения речного флота, одно из следствий деиндустриализации – технологическое отставание судостроения. По остаточному принципу финансируется морская наука.

Каков же результат? Стагнация вместо развития. Промышленности, торговли, благосостояния народа и его самоощущения.

Зато стремительно развивается «восьмой флот»: яхты российских нуворишей превосходят роскошью лодки мировых магнатов и шейхов Востока. Но это слабое утешение: рост богатства сырьевиков и высших чиновников не синхронизирован ни с приращением ВВП, ни с качеством жизни народа.

Что же останется от державного величия? Неужто только офшоры, да ночёвки наших министров в дорогих отелях, в номерах ценной более миллиона рублей? А из «маринистики» – воспоминания о полетах за счёт госкомпаний на экзотические острова, вроде Мальдив?

Так что же удивляться, если  на образовательном форуме «Таврида», проходившем в этом году у мыса Меганом близ Судака, молодежи показали спектакль с нетрадиционными отношениями – девушки страстно целуют девушек, юноши – юношей?! «Таврида» – государственная затея, и мы теперь знаем, какое искусство на самом деле этически и эстетически близко высшим чиновникам.

Всё правильно: от осинки не родятся апельсинки! «Таврида» выставила напоказ родовые болезни «праздного класса».

А давно ли:

Среди пестрых кепок и косынок

Я мечтал под скрипы якорей,

Как мне стать защитником и сыном

Родины березовой моей.

Вот такая маринистика у нас была! Ныне же социальные мутанты стремятся стереть у новых поколений даже саму память о национальном искусстве, его смыслах и носителях.

Тем важнее честная работа, противостоящая денационализаци. Системно, концептуально, осмысленно и последовательно её проводят немногие, в том числе  Общероссийское Движение Поддержки Флота.

Организация, возглавляемая Михаилом Ненашевым, – «точка сборки» флотских пассионариев, людей действующих и неравнодушных. Вопрос о работе с властью по продвижению морских проектов – ключевой. Цитаты из доклада Михаила Ненашева на заседании Правления ДПФ, которое прошло 26 июня 2019 года, афористичны:

«Страна без флота – сирота».

«Куда идёт Россия? Это только моряки знают. Остальные обсуждают деньги, тарифы и прочие мелочи».

 «Общественное мнение опрокидывает любые жёсткие конструкции».

«Карликовые персонажи не должны стоять при открытии памятника адмиралу Кузнецову».

 «Когда командные высоты занимают мухоморы, а правда считается экстремизмом, развития не будет».

«Все дороги ведут к морю!»

«150-миллионному народу – всё по плечу».

Жаль, что этими тезисами не вдохновляется Морская коллегия при Правительстве РФ. В последние годы Коллегия «сникла». Фактически расписалась в бессилии, обсуждая проблемы судостроительных и судоремонтных предприятий в Крыму. Нет заказов, нет кооперации, двойные санкции (общероссийские и крымские), стагнация, изоляция и – державный тупик! За пять лет, прошедших после воссоединения Тавриды (историческое название полуострова) с Россией можно же было что-то придумать?! Вот, родила же «креативная мысль» форум «Таврида» с «нетрадиционным искусством»! Непотребство – это у нас запросто. Вместо того, чтобы наладить судостроение в Керчи, Феодосии, Севастополе, общественная энергия умело направляется на разрушение и скандалы, или, в лучшем случае, имитацию бурной чиновничьей деятельности.

Остро был поставлен и вопрос о будущем Московской государственной академии водного транспорта. Грядут очередные слияния и поглощения. Алексей Кравченко (пресс-секретарь Росморречфлота,  советник заместителя Министра транспорта РФ) считает, что будущее МГАВТ, как, впрочем, и Музея флота – туманно. «Кулуарность проходящих процессов вызывает недоумение». Под вопросом и воссоздание в музее комнаты Валентина Пикуля – кабинета писателя с мемориальными вещами и архивом рукописей.

Не лучшие времена переживают и военные моряки – их потеснила «пехота». Все ждут от нового главкома ВМФ Николая Евменова возвращения утраченных позиций, коррекции деяний Анатолия Сердюкова.

Отрицательная селекция кадров флот тоже не миновала – честность и принципиальность карьерным взлётам в новейшей России, скорее, помеха. Разве не так? Достаточно посмотреть на «посадки» в Совете Федерации, Госдуме, среди глав городов, краёв и республик. Оттого и перетекают здоровые силы в общественные структуры – здесь больше свободы.

Говорили и о хорошем. Адмирал Иван Васильев, главный военный инспектор Минобороны России, рассказал о том, сколько сделано в Арктике. Оборудована инфраструктура от Земли Франца-Иосифа до острова Врангеля и Диксона, и далее – до Аляски. Высок престиж морского образования, много делается для оснащения военных училищ. Качественно изменились учения войск. «Движение Поддержки Флота – это колокол. И до многих доходит», – подытожил адмирал.

Активно работает ДПФ в Ульяновской области – на заседании прозвучал доклад председателя регионального отделения Николая Власова. Планов много, в том числе и участие в формировании экипажа для атомного подводного крейсера «Ульяновск», который строится на «Севмаше».

Ярко выступил знаменитый пловец-марафонец из Благовещенска Александр Брылин. На его счету заплывы в студеном Байкале и холодном Енисее, в Беринговом проливе, в прибрежных водах Камчатки, Антарктике. Сейчас Брылин с головой ушёл в подготовку  первого в истории международного заплыва «Сахалин – Хоккайдо». А судьба многократной чемпионки России, мира, Европы по спортивному плаванию в холодной и ледяной Нины Ермиловой вообще укор скептикам и нытикам. До сорока двух лет Нина Иосифовна даже не умела плавать. Теперь она не только мировая знаменитость, но и руководитель клуба пловцов в ледяной воде «Русская удаль» в Красногорске.

Почему же, имея таких выдающихся спортсменов, публика не спешит «поболеть» на состязания по водным видам спорта?!.. Трибуны полупусты. Почему набережные наших городов, как правило, не обустроены, или «украшают» их так, что народ воет (свежий пример – «декорирование» бетонными плитами набережной в Вологде). Почему нет жизни на реках? Почему блокируется борьба с обмелением Волги? Почему в наборе нацпроектов, на которые выделяются гигантские народные деньги, нет ни моря, ни, по большому счёту, суши (развития села, малоэтажной России)?  Почему 90-летие писателя-мариниста Виктора Конецкого широко отправздновало Движение Поддержки Флота во взаимодействии с Росморречфлотом (великолепная литературная гостиная прошла во МГАВТ!), но «не заметили» наши «голубые экраны»?!

Иными словами, почему на концептуальном уровне у нас всё так плохо? При  обилии честных, работящих, болеющих за дело людей на «оперативном» и на «тактическом» уровнях?!..

Предоставим думающему читателю возможность ответить на этот вопрос самостоятельно.

1 июля 2019 года

Но фото: Ялтинский Морской детский центр. Из архива Михаила Ненашева, 11 мая 2019 года.

Книга "Мы всё ещё русские" здесь и здесь

Все публикации