Общество, экономика, культура

Как сделать корову счастливой, а жизнь богатой?

Сыр "Бондари"Чем живёт современное российское село, каковы радости и горести его жителей? Чтобы ответить на эти вопросы, мы оправились в Центральное Черноземье - Бондарский район Тамбовской области.

Школа как храм

- Не правда ли, у нас не хуже, чем в Москве? – директор и учителя провели меня по новенькой (открылась 1-го сентября!), сияющей чистотой и светом школе.

Я сказала, что здесь лучше, чем в столице, и не покривила душой: разве можно в Москве в школьное окно увидеть березовую рощу, сверкающий снег, и дальний, ничем не застроенный горизонт?! Нет, такие пейзажи для жителей мегаполисов – недостижимая роскошь. А здесь – в одном окне ожившая картина Грабаря «Февраль», а в другом – чудесный, синекупольный храм Свято-Троицкой церкви. Сельская идиллия!..

Таких школ, как в селе Бондари, на Тамбовщине всего четыре. Редкость, диковинка, стоящая немалых денег - 539 млн. рублей. Зато в просторном, очень светлом трехэтажном здании есть всё для отличной учёбы и отдыха: современные классы с компьютерами, школьные лаборатории, огромный спортзал, где можно заниматься  игровыми видами спорта и гимнастикой, тренажеры для фитнеса,  столовая с собственным пищеблоком, а уж актовый зал… Тут самое время ахнуть: новейшая электронная «начинка», а интерьеры по торжественности оформления не уступят знаменитому Колонному залу Дома Союзов в Москве. Зримое воплощение лозунга: «Всё лучшее – детям!»

Для Бондарей, конечно, школа стала неким эталоном, идеалом, как должна быть устроена жизнь, в том числе и бытовая. Потому что далеко не в каждом доме здесь есть «тёплый туалет», не говоря уж о компьютерах и хрустальных люстрах. Да что там: и ныне существуют семьи, где люди до сих пор живут с земляными или глинобитными полами! Это, конечно, единичные случаи, исключения, и вовсе не всегда родители у таких детей – асоциальные. Нет, они просто бедные, попали в нужду, «трудную жизненную ситуацию», и никак не могут выкарабкаться из безденежья… Об этом мы говорим со школьным социологом – люди этой профессии знают жизнь своих учеников с другой, непарадной стороны.

Но, впрочем, чего же удивляться контрастам нынешнего бытия: отправляясь в Бондари, я навела справки у московских тамбовчан о райцентре. «Богом забытый край» - так охарактеризовали состояние этих мест бывшие земляки. И, в общем-то, эмоциональная оценка близка к реальности: в 2009-м году Бондарский район занял последнее, 23-е место, по динамике развития, зато числился в областных передовиках по показателям детской смертности - 1,8% на тысячу ребятишек. Доля собственных доходов бюджета - 5,3% (21 место).

Вот такая депрессивная статистика… Грустно взирает на окрестности с разрушающегося постамента основатель Советского государства Владимир Ленин, протягивая указующую длань в сторону одного из здешних сёл – Пахотного Угла. Мол, пахать вам тут, товарищи,  и пахать, другого выхода нет! Потому строительство и ввод в рекордно короткие сроки Бондарской средней школы стало, без преувеличения, местным чудом. Кажется даже, что и учителя, и дети до сих пор не свыклись с комфортной средой, в которой они оказались, и пока ещё не освоили все возможности своего большого и тёплого дома. Но, конечно,  учиться и работать в такой школе – радостно. Между прочим, из семидесяти педагогов – тридцать пять - бывшие выпускники. Показатель!

Школа – на 600 мест, сейчас в ней - 541 ученик. Будет ли больше? Бог весть. Разумеется, областная администрация, принимая решение о строительстве новой  школы, руководствовалась вовсе не желанием поразить селян «чудом», а чётким экономическим расчетом – закрепить народ на месте, показать людям, что Бондари будут развиваться. И первый шаг в этом направлении – не ла-ла-ла, мифические «обещания», а вполне осязаемый, весьма дорогой социокультурный объект.

Но есть одно «но»: Бондарская школа не просто одна в районе. Она вообще – единственная. У школы - 13 филиалов, и потому директор, Людмила Березина, фактически руководит всем образованием в районе. Детишек из окрестных сёл на учёбу подвозят на автобусах. Они едут как в базовую школу, так и в филиалы. Понятно, что второго «чуда», а именно, капитального вложения в уцелевшие деревенские «очаги образования», ждать не приходится.

В районе 56 населённых пунктов, и судьба многих из них уже сегодня трагична. Умирает когда-то богатое и крепкое село Митрополье. «Там остались одни старики, которым уже за 70 лет. В селе построили дорогу, провели газ, но молодёжи там нет. Вдруг настанет такой момент, что и Митрополья, и Бондарей не окажется на карте? Этого не должно быть, люди не должны забывать своей родины», - пишет ученица 4 «А» класса Марина Тимофеева в своём открытом письме губернатору области Олегу Бетину. Девочка мечтает стать волшебницей, «и сделать так, чтобы моё родное село процветало».

Ну что ж, пожелаем Марине выполнения её желаний на все 146 %. Но на сегодня, объективно, без чудес, «стягивание» трудоспособного населения к центру района, к Бондарям, к Тамбову, до которого 75 километров, к богатой Москве, неизбежно. Как затормозить эти процессы? И нужно ли?!

Земля и люди

Многие бондарские трудоспособные мужики давно уже махнули рукой на «малую родину» и подались в столицу, пополнив ряды новейшего пролетариата, которому «нечего терять, кроме своих цепей». По оценкам местных жителей, в Москву отправился каждый второй, чтобы уйти в строители, водители или в охранники. Жизнь вдали от семьи, часто – в стеснённых бытовых условиях, иногда с «серыми зарплатами» и безо всякого соцпакета – совсем не сахар. Но не у каждого есть талант индивидуального предпринимателя или удачливого заготовителя грибов и ягод – это ещё один вид местного заработка. Ну а прокормиться выращиванием картофеля или лука – тоже игра в лотерею. Не потому, что экологически чистые продукты тамбовских крестьян не востребованы. Просто каналы сбыта разрушены, рынки заняты, а кадры для продвижения новых идей – отсутствуют.

Обо всём этом мы говорим с Александром Воробьевым – политиком, который возглавил администрацию Бондарского района в июле прошлого года. Случай, прямо скажем, нетипичный – депутат областной думы, координатор Тамбовского отделения ЛДПР, он досрочно сложил свои полномочия и отправился в исполнительную власть -  «поднимать» одну из самых депрессивных территорий. Сегодня Воробьев – единственный беспартийный глава района.

Понятно было бы его решение, если бы политику предложили богатую территорию. «Обмен» же кресла областного депутата на районную «землю» смотрится несколько экзотично. Но только на первый взгляд: результаты практической работы всегда зримы и конкретны.

Воробьев рассказывает, что он начал со знакомства с людьми. «В районе – 13 тыс. 100 человек. Я познакомился, что называется, поздоровался за руку, думаю, что не меньше, чем с восьмью тысячами граждан. Некоторые были недоступны – по объективным причинам, потому что работают вне района. Я проехал в самые глухие сёла, где всего несколько дворов, кое-куда с трудом на «Ниве» пробивался. И, знаете, это было таким потрясением для людей: вот, за столько лет кто-то из начальства к ним прибыл, интересуется их жизнью. Надо было видеть наших бабушек, принаряженных в платочки, с тяжелыми, изработанными руками. Некоторые семьи показывали мне свои огороды – конца и края не видать, и - огромные горы тыкв – прошлый год выдался урожайным».

Спрашиваю: о чем просили нового главу люди? «Вы знаете, никто не требовал чего-то заоблачного, невыполнимого. Народ реально смотрит на жизнь. Конечно, главная проблема у нас – дороги. Это дорогое удовольствие, и многие понимают: властям дешевле переселить несколько семей в райцентр, чем тянуть асфальт в глухой угол. Потому люди просят первоочередное, необходимое, то, без чего не могут прожить: чтобы автолавка раз в неделю была обязательно, чтобы медсестра в деревню регулярно приезжала, чтобы дороги зимой расчищались, потому что в случае чего «скорой» даже по трассе не пробиться… И, понятно, единственный выход, чтобы вдохнуть в район жизнь – это инвестиции. Если пойдут сюда деньги, будут строить предприятия, то появятся и дороги, и рабочие места, и вообще, всё изменится. А наша задача, местной власти, создать условия для инвесторов – устранить бюрократические заборы, всё делать быстро и по закону».

И вот первые результаты: в перспективных планах этого года район лидирует по привлечению внебюджетных средств. Впрочем, с пришлыми людьми не всегда всё складывается гладко. Крупные инвесторы в районе уже есть - большой свиноводческий комплекс строят предприятия «Группы Черкизово» - «Тамбовмясо» и «Тамбовмясопром». Две площадки действуют, завершается строительство третьей. Побывать на этих комплексах мне не удалось. Заочно же можно предположить, что большой бизнес – это и большие проблемы. К такому выводу приходишь, читая заключение прокуратуры района от 28 ноября прошлого года. Вот некоторые строки документа: «…Производственные площадки по выращиванию свиней в с. Куровщино и с. Усово работают в режиме открытого типа. При въезде на территорию свиноводческих ферм отсутствуют дезинфекционные блоки. Допускались нарушения ветеринарно-санитарные правил перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства». Те, кто жили поблизости от свиноферм, дальнейшую «картину маслом» могут дописать сами…

Но вернёмся в Бондари. Александр Воробьев разворачивает на столе карту: в ближайших планах – возведение коттеджного посёлка в районе. Будущие хозяева на 15 сотках смогут построить красивый дом, разбить сад, и вообще «здесь будет настоящая Европа и даже лучше». Район очень нуждается в притоке интеллигенции, прежде всего, во врачах, инженерах и технологах. Учитывая то, что специалистам-медикам, отправляющимся работать в село, по федеральной программе будут выдавать 1 млн. подъемных на жильё, перспектива обретения собственного евродома уже не кажется  заоблачной. Напротив, она вполне реальна. Опять же, современная школа в Бондарях – значимая причина связать жизнь своей семьи с этим селом.

Всё своё, без химии

Рассуждая о трудностях местной жизни, Александр Воробьев, разумеется, не мог миновать проблем сельских производителей. И если над организацией сбыта овощей, картофеля, грибов, ягод ещё надо поломать голову, то, по крайней мере, с молоком у крестьян забот убавилось – из руин и разрухи восстановлен (если не сказать, что отстроен заново) местный сыродельный завод. Это стопроцентно губернаторский проект: чтобы поддержать фермеров, частные и коллективные хозяйства, администрацией области было решено использовать новую схему – молоко закупать по фиксированным ценам, независимо от сезона, а перерабатывать сырье здесь же, на месте. Выгода всем – население занято привычным трудом, завод – работает, покупатели получают настоящий, без «химии», натуральный продукт.

Генеральный директор сыродельного завода Владимир Копылов – потомственный военный. Из армии ушел в 1998 году, и не по своей воле. Теперь, на производстве, у него тоже «танки» - емкости для хранения молока. Как управляющий Копылов отработал уже на двух сыродельных заводах, но реконструировать предприятие ему довелось впервые. Задача оказалась не из лёгких – сначала думали, что достаточно отремонтировать основной корпус и полностью заменить оборудование, но выяснилось, что работ намного больше. И всё равно - вся «модернизация» в Бондарях заняла полгода: от прихода строителей до выпуска первой продукции. Впечатляет! Красивый получился завод – чистый, компактный, с продуманной планировкой цехов, всё оборудование – российское. А ещё этот предприятие областному бюджету обошлось сравнительно дешево – на всё про всё Копылов затратил 115 млн. рублей. Хотя по всем официальным расчётам выходило намного больше - 169 млн. Казалось бы, «пили» себе не спеша и не нервничая, не выбивая у подрядчиков скидок и ломая голову, как сэкономить народные деньги. Но, оказывается, честь офицера – не пустой звук. (Местные жители шутят: Бондари теперь на военном положении. Потому что и Александр Воробьев, который пришёл в район позже Копылова, и часть команды главы – из офицерского сословия.)

А слава марки «Бон-дари» уже шагнула за пределы Тамбовщины – поставки идут в Москву, в Рязанскую, Самарскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Красноярский и Ставропольский край. У сырзавода есть сертификат международного конкурса «Экологически безопасная продукция»: комиссия оценила не только изысканный вкус, но и состав продукции – в ней нет никаких «Е».  Почти половина произведенного на заводе молока уходит детям, в школы области. Под маркой «Бон-дари» выпускают четыре вида сыра (планируется семь), творог, сметану, сливочное масло, кефир. Качество продукции оказалось на такой высоте, что был случай, когда ловкие люди попытались подделать востребованную марку – в киосках Тамбова появился продукт, который ещё только планировали выпускать на заводе.

Гарантия качественной продукции - счастливая и сытая корова. Так получилось, что Копылов – не только гендиректор завода и основатель кооператива «Успех» (специализация - сбор молока у населения), но и руководитель крестьянско-фермерского хозяйства. И мы отправляемся туда, куда указывает скульптура Владимира Ленина – в село Пахотный Угол. Посмотреть, как прижились иностранные технологии на тамбовской земле.

Что бы не делали, получается колхоз

Но сначала о селе Керша. Развалины коровников на его окраине, похоже, следует считать памятником «развитому социализму». Прежние времена уже никогда не вернутся, но люди их всё равно помнят. Главное, что их привлекает в прошлом - справедливое вознаграждение за труд. Дело не в нынешних малых зарплатах сельских жителей - это ничего, нужду можно и потерпеть, если всем миром. Удивительно вот что: разрыв в доходах в несколько раз между жителями одного социума. И не в два-три раза, а в пять-шесть. И это только на районном уровне. А дальше – больше и «выше».

Ни одна социологическая теория такие «контрасты» никогда не сможет людям внятно объяснить. Особенно, когда рядом есть иной пример – социального государства по имени Белоруссия, где на государственном уровне сельское хозяйство и местного производителя крепко поддерживают.

Конечно, кое что делается и у нас. В прошлом году Владимир Копылов получил в аренду четыре фермы, построенные в рамках пилотной программы, реализуемой Минсельхозом. Для тех, кто в не курсе статистики, напомним, что Российская Федерация никак не может выйти к показателям 2000 года, когда число бурёнок в стране составляло 13,1 млн. голов. (В Тамбовской области на 1 января 2012 года поголовье крупного рогатого скота - 29,3 тыс. голов, из них коров - 11,7 тыс. – информация аналитического агентства «Имит»). Понятно, что при таком раскладе и 385 молочных ферм, построенных в стране за три года – радость. В пилотную программу вошло лишь несколько областей и республик, так что тамбовчанам, можно сказать, повезло.

Минувшая зима выдалась с жестокими морозами. Легкие, построенные из металлических конструкций коровники, не всегда спасали от холода. Европейские технологии, опробованные в Пахотном Углу, забуксовали: замёрзала вода в поилках, насмерть пристывал к бетонным полам навоз, а уж о том, чтобы содержать новорождённых телят в отдельных пластиковых домиках, сильно напоминающих собачьи будки, не было и речи – не тот у нас климат. Доильное оборудование было поставлено с гарантией, но вызов мастера всё равно каждый раз приводил к дополнительным и немалым расходам – нужно оплатить приезд специалиста на ферму. Плюс проблема с кормами, их хранением, заготовкой, с ветеринарным и зоотехническим обслуживанием стада, потребность в собственной технике… В общем, любое более-менее масштабное «фермерство» в животноводстве на поверку оказывается ничем иным, как советским «колхозом» - со специалистами разного уровня, инфраструктурой и обязательным выращиванием зерновых культур. Иначе – никак не получается сделать корову счастливой, а хозяйство – прибыльным.

И всё-таки Владимир Копылов уверен: если всё правильно рассчитать, изучить, распланировать, даже в нынешних условиях животноводство может быть рентабельным. Особенно, если решена проблема со сбором и сбытом молока. Здесь, в Бондарском районе, подтвердили экономическую аксиому – только вертикально интегрированные структуры с полными цепочками производства могут быть эффективными. Что ж, честь и хвала бондарским предпринимателям и управленцам.

…Покидая гостеприимную и красивую Тамбовскую землю, отметим очевидное: и в школе, и в администрации района, и на сыродельном заводе, и в фермерском хозяйстве  сельские жители пытаются определиться с системой координат и точкой отсчёта. Пока этих «маяков» два: богатая Москва и отлаженная работа советского хозяйственного и общественного механизма. По большому счету, такая шаткая и разновекторная конструкция присутствует во всех сферах нашей сегодняшней жизни – от культуры и пропаганды до экономики и политики. Что будет дальше? Посмотрим.

Лидия Сычева

Фото Натальи Спасской

Москва – Тамбовская область - Москва 

Источник: Журнал "РФ сегодня", март 2012 года

P.S. От автора: покупайте сыр "Бондари"! Очень вкусный :)))

Все публикации