Лидия Сычева: о книгах

Блеск и нищета «земной сестры»

Блеск и нищета «земной сестры»

«В оный день, когда над миром новым / Бог склонял лицо свое, тогда / Солнце останавливали словом, / Словом разрушали города», - писал в 1921 году Николай Гумилев. Эти стихи читатель встретит на страницах поэтической антологии «Круг лета Господня. Времена года. Православные праздники». На Рождество Христово этот четырехтомник президент Дмитрий Медведев получил в подарок от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Антология для семейного чтения стала первым издательским проектом храма Христа Спасителя. Каждый из четырех томов («Осень», «Зима», «Весна», «Лето») включает два раздела - «Времена года» и «Православные праздники». Книги собрания без всяких околичностей можно назвать богатыми или роскошными: альбомный формат, прекрасная бумага и качественная печать - трудно встретить даже один сантиметр белого цвета, все «поле» антологии занимают иллюстрации и оформление. Репродукции картин русских художников воспроизводятся на полный разворот, так что остается только восторженно ахать, вглядываясь в морозную даль «Зимнего пейзажа» Саврасова или в открытость летних волжских просторов кисти Бориса Кустодиева. Увеличенные фрагменты картин служат фоном для стихотворений отечественных авторов, посвященных родине, природе, и среди этих произведений множество классических. Радостное чувство узнавания рождается от знакомого с детства есенинского «Белая береза под моим окном...» или от бодрого пушкинского «Мороз и солнце; день чудесный!».

Каждое время года, запечатленное в поэзии и живописи, естественным образом находит свое продолжение во второй части книги - «Православные праздники». В стихах, таких, как «Моление о чаше» Ивана Никитина или «Молитва» Алексея Плещеева, отражена история отношений человека и Бога, а даты церковного календаря сопровождаются комментариями, в которых изложена суть главных православных торжеств. Художественное оформление этого раздела так же тщательно продумано, как и «природная» часть антологии. Здесь читатель увидит отреставрированные фрагменты Хлудовской и Киевской псалтырей (IX и XIV вв.), а также редкие иконы из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Наконец, приятным дополнением к поэтическому собранию послужит небольшая брошюра «Приложение» с методическими основами красноречия. Автор этого материала - составитель антологии и комментариев Ольга Нерсесова. Актриса, режиссер, сотрудник литературно-драматической редакции Центрального телевидения, в последние годы жизни она преподавала художественное слово в воскресной школе при храме Христа Спасителя. Очевидна педагогическая направленность всего издания, о чем замечает во вступительном слове Святейший Патриарх Алексий II, благословивший проект в 2006 году: «Публикуя антологию русской поэзии, мы надеемся на возрождение традиции семейного чтения, которая послужит не только делу укрепления семьи, но и приобщит молодежь к нравственному опыту прежних поколений, а также будет способствовать формированию православного образа жизни».

И действительно, внешняя, изобразительная красочность собрания столь высока, что «Круг лета Господня» в отсутствие других изданий (или в дополнение к ним) может вполне служить своего рода вариантом «Основ православной культуры». Впрочем, разве не такой же «учебник» - «Лето Господне» и «Богомолье» Ивана Шмелева? Писателя, судя по названию антологии, тоже можно считать одним из авторов идеи и вдохновителей данного собрания.

Сборники такого рода, как бы ни стремился составитель соблюсти объективность в подборе авторов, всегда будут критиковать за «перекос» в сторону творчества того или иного поэта. Научный консультант издания доктор филологических наук Валентин Непомнящий указывает в предисловии к антологии: «Составляющие ее произведения - разного художественного достоинства; среди авторов - и гении, и крупные, и просто хорошие поэты, и рядовые таланты: те, у кого выражение религиозного чувства освещено искрой поэзии». В собрании представлены стихи 94 авторов, начиная с Симеона Полоцкого (XVII век). Очевидно, что за четыре столетия в России легко найти и двести первоклассных поэтических талантов, не прибегая к помощи «рядовых» стихотворцев. У читателя, впрочем, есть возможность в прямом смысле слова перелистать страницы антологии, зайдя на сайт проекта antologia.xxc.ru, где размещен полный список поэтов и художников, вошедших в сборник.

В общем-то нельзя не порадоваться появлению этого богатого и нужного четырехтомника. Проект и продвижение его хорошо продуманы, и первый тираж в 6 тысяч экземпляров, надо полагать, не залежится на складе. И все же трудновыразимое чувство неловкости возникает при чтении сборника. Оно связано не с содержанием антологии, а с той жизнью, которая нас окружает сегодня.

Процитирую стихи, которых нет в собрании. Поэт Николай Тряпкин писал в канун 1994 года: «И все-то песенки мои - / В помойном рвище. / И жду у каждой колеи / Христовой пищи». А вот предсмертный крик Юлии Друниной: «Ухожу, нету сил. / Лишь издали / (Все ж крещеная!) / Помолюсь / За таких вот, как вы, - / За избранных / Удержать над обрывом Русь». А это строки Юрия Кузнецова: «Искусства нет - одни новации. / Обезголосел быт отцов. / Молчите, Тряпкин и Рубцов, / поэты русской резервации».

Дело в том, что, несмотря на появление благочестивых, выполненных с большой любовью к ушедшим авторам книг, вроде «Круга лета Господня», положение поэтов, ныне живущих, особенно если они из «русской резервации», по-прежнему, как и в 90-е годы, напоминает пребывание в «помойном рвище», где они дожидаются подаяния (некоторые в буквальном смысле Христа ради), чтобы издать свои книги. «Поэзия религии небесной сестра земная» - эти слова Василия Жуковского вынесены в эпиграф к антологии. Однако же нынешнее бытие «сестры земной» почти бомжеобразно - наши лучшие современные поэты влачат жалкое существование. Беда даже не в том, что труд литератора теперь ничего не стоит (он был убыточен всегда, кроме нескольких десятилетий советской власти), а в том, что современные писатели, наследующие ту творческую и духовную традицию, которая явлена в богатом четырехтомнике, сегодня не имеют почти никакого шанса быть услышанными, то есть обрести читателя. Высокое слово изгнано из общенационального эфира точно так же, как когда-то из него была изгнана церковь и проповедь. Последствия такой целенаправленной политики в отношении тех, чье служение в том, чтобы «удержать над обрывом Русь», будут ужасны и для национального государства, и для православия.

Понимая важность живого слова, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра учредила Всероссийскую православную литературную премию имени святого благоверного великого князя Александра Невского. В этом году церемония награждения прошла в шестой раз. Это единственная литературная премия, учрежденная монастырем, и денежное ее содержание невелико - оно почти равно стоимости антологии «Круг лета Господня». Но дело не в деньгах: главное - поддержка, прежде всего духовная, которую ощущают служители «сестры земной».

Ныне покойный Николай Дмитриев писал когда-то, глядя на возрождающийся храм Христа Спасителя: «Но, конечно, святыней он станет, / Средоточием вечной любви - / Новый век, встрепенувшись, вспомянет / Тот замес на слезах и крови». Наша новая русская литература тоже замешена на слезах и крови. Дождется ли она своих богатых антологий?! Бог весть...

Источник: Русская народная линия

22.02.2010

Другие статьи, рассказы, эссе Лидии Сычёвой читайте здесь

Книги здесь или здесь

Все публикации