Лидия Сычева: о книгах

О романе Владимира Пронского «Провинция слёз»

О романе Владимира Пронского «Провинция слёз»

Выступление на вечере в ЦДЛ 15 декабря 2005 года

– Владимир Пронский, как мне кажется, поднялся на главную вершину своей жизни – так значительна эта его работа – роман-трилогия «Провинция слёз».

Что же удивительного, необычного я вижу в этой работе, почему с таким интересом и радостным чувством я читала эту книгу?! Когда видишь сегодня молодых людей, допустим, мужа и жену – спокойных, красивых, сосредоточенных, разумных, у которых в семье лад, ребятёнок симпатичный подрастает, и они живут без крика, без надрыва, без скандала, и их бытиё не только для накопительства, для вещей – то такая семья вызывает удивленно-радостное чувство, даже, наверное, у последнего бомжа – вот как можно, оказывается, жить! С затаённой, с не сразу понятной тайной. А в чём же эта тайна? В непоказной, но очень слиянной, крепкой любви. То есть не надо безумства, миллиона алых роз, белого мерседеса и гранатового браслета. А нужна духовная стойкость, трудолюбие, уважительность, тревога души и забота о завтрашнем дне. Но, положа руку на сердце, разве много мы таких семей видим?! Хочется позавидовать, а некому!..

И в основании этого романа – «Провинция слёз» – я тоже почувствовала, увидела, угадала, узнала изрядно уж подрастраченное нашими писателями качество – любовь к тому, что ты делаешь. Понимаете, многие ведь пишут из «чувства долга», из-за денег, из-за тщеславия, для того чтобы оправдать «направление», к которому они примкнули. Мы уже забыли, что хорошая книга может быть теплым домом, где согреется, передохнет читательская душа. Очень многие книги нас учат, наставляют, одергивают, обижают, а чаще всего – обирают – я имею в виду коммерческую литературу. И дело тут не в том, что мы платим какие-то деньги, покупая книгу. Общение с настоящим писателем, поэтом, делает человека богаче, душу его многоцветней, ярче. И, конечно, «Провинция слёз», особенно первая часть трилогии, написана с большой любовью к человеку, к родной земле, к своему роду.

Мне хочется сказать и об абсолютной органичности романа. У нас многими современными художниками и писателями в силу разных причин уже утрачено чувство исторического времени. Смотришь, допустим, современный кинофильм о Великой Отечественной войне и понимаешь – только по недоразумению у героев нет в окопах мобильных телефонов! Может быть даже, они и были, но уже в процессе монтажа эти кадры «вырезали». То есть сознание художников так устроено, что они не могут даже представить себе иных людей – с другими ценностями, идеалами, воспитанием, с иной генетической крепостью. Вот – подлинная трагедия нашего времени! И мне радостно, что автор «Провинции слёз» оказался равным своей теме, выбранному материалу, свои героям. Это очень важно.

Ну и наконец, о традиционности этой вещи. Литература – это жизнь. Продление жизни, её продолжение, цветение. Человечество всё время в жизни ищет «модернизм». Ну, допустим, вот два молодых человека одного пола заключили брак – это «модернизм» в семейных отношениях. И кто-то их будет осуждать, кто-то защищать, кто-то начнет целую теорию выстраивать – мол, вот он, созидательный путь развития демократии… Но, наверное, очень немногие будут этому браку завидовать. Во всяком случае, хорошая нормальная молодая семья – где мир, лад, ребятишки, у меня лично вызывает больше симпатий. Это очень важно – воспроизводство нормы. Особенно в глубоко ненормальном обществе, в котором мы сегодня живем. Хотя выгоднее  с точки зрения обыденной логики и коммерческих расчетов – разрушение нормы. Но так было всегда – одни бездумно уничтожали лес, другие – упорно его возрождали, не надеясь, по большому счету, увидеть взрослые деревья… В традиционности этого романа я вижу глубокую, спокойную и некричащую религиозность.  

Другие статьи, рассказы, эссе Лидии Сычёвой читайте здесь

Книги здесь или здесь

Все публикации