Лидия Сычева: интервью

«Мы пишем для народа»

«Мы пишем для народа»

Как литературный журнал «Молоко» обрел в Дзене новую жизнь

Журнал «Молоко», который начал издаваться еще в девяностых, до сих пор жив, и сейчас на канал «Стакан молока» в Яндекс.Дзене подписано около 20 тысяч человек. Мы поговорили с главным редактором журнала Лидией Сычёвой о том, что значит писать для народа, что мешает современному литератору и какие книги нужно читать.

Начало

«Молодое око», позже сокращенное до «Молока», мы с однокурсниками из Литинститута начали издавать еще в 1998 году. Моя проза уже публиковалась в «Новом мире», «Москве» и «Нашем современнике». Однокурсники попросили меня стать главным редактором, и я согласилась, хотя понимала, как много времени и сил займет журнал.

Мы напечатали несколько номеров и поняли, что издавать «Молоко» в бумажном виде у нас нет денег. В двухтысячных мы распространяли его по интернету, публиковались на сайтах «Хронос» и «Русское поле». К слову, «Молоко» стал первым в Сети литературным журналом почвеннического направления.

Писатели-собиратели

Мы всегда были скорее журналом для писателей, нежели для читателей, вели его для себя и публиковали в нем то, что нигде больше не получалось издать. Это так называемый «советский толстый журнал». Мы отошли от советской традиции разве что в том, что решили сопровождать публикации живописными картинами современных художников.

Я иногда сравниваю наш журнал с Третьяковской галереей: в соответствии со своими вкусами мы собираем сокровища русской культуры и показываем народу. Собираем мы их небольшой, скромной командой. Новые авторы практически не появляются. Даже после того, как наш журнал набрал подписчиков в Яндекс.Дзене, я все еще веду его с друзьями из Литинститута и еще парочкой старых знакомых. Впрочем, мы гостеприимны и всегда рады принять талантливых писателей в нашу команду.

Для меня «Молоко» — это тип благотворительности. Наш журнал, мне кажется, меняет и нас самих, и людей вокруг. У нас нет возможности помогать сиротам или строить храмы, но зато есть время, которое мы можем пожертвовать на просвещение читателей.

Лайки и книги

Другие сайты, где мы публикуемся, отличаются от Яндекс.Дзена тем, что не показывают количество просмотров и люди не могут комментировать записи. Я лично противник лайков и комментариев. Грустно, когда автор, которому и без того было сложно выделить время для творчества и собраться с мыслями, переживает еще и по поводу того, что под его постом, скажем, всего шесть комментариев и половина из них отрицательные. Будучи размещенными на той же странице, что и текст, они как бы становятся его частью.

Пусть лучше люди обсуждают книгу в Фейсбуке, критики пишут разгромные статьи, но сам текст не нужно окружать значками и циферками. Для меня книга — это всегда нечто закрытое, автономное, принадлежащее одному человеку. С читателя хватит пометок карандашом.

Изменил ли нас Дзен

То, что мы начали публиковаться в Дзене, с одной стороны, ничего не изменило. Мы всегда придерживались нескольких правил, по которым отбирали тексты: должно быть красиво, честно и национально полезно. Я противник какой бы то ни было ненависти, нецензурной лексики, порнографических сцен в литературе: нас, в конце концов, и дети читать могут. Никакой откровенной графомании редколлегия тоже не принимает. В этом плане журнал «Молоко» остался верен себе.

С другой стороны, случайному читателю, отдыхающему в интернете, нет дела до литературных новостей, дискуссий, разных направлений, поэтому мы не публикуем материалы, предназначенные исключительно для коллег по цеху, — мы пишем для народа. И радует, что мы достигли в этом какого-то успеха: значит, наша редакционная политика имеет право на существование.

В Дзене у нас исключительно литературно-просветительское направление, хотя на других сайтах мы иногда пишем о политике: мы открываем для читателей Дзена неизвестных ранее писателей и вспоминаем знакомых. Иногда разгораются мировоззренческие дискуссии между традиционалистами и либералами, как под заметкой, где мы сравнивали Солженицына и Шукшина. Никого, кто с нами не согласен, мы не блокируем и готовы поддержать беседу с любым человеком: в интернете не так много мест, где можно культурно, миролюбиво пообщаться.

Юному читателю

Когда меня приглашают в вузы на встречи со студентами, я прошу их: ни в коем случае не читайте меня или моих коллег. Ребятам нужно читать классиков, писателей, отобранных временем, потому что они — основа нашей культуры. Не прочитав их, пропускаешь важную ступень в своем развитии. Точно так же, не выучив гаммы, никогда не сможешь сыграть симфонию. Получится разве что греметь однообразные аккорды на гитаре.

Молодость как первый снег — все белым-бело. Нужно, пока можешь, наслаждаться этой чистотой, а не топтать ее с гордым видом, посыпая собянинской солью.

Четыре совета начинающему автору

✅ Старайтесь много читать, но при этом будьте разборчивы. Книга Константина Паустовского «Золотая роза», статья Джека Лондона «О писательской философии жизни», сборник Рэя Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг» — мне кажется, эти произведения будут весьма полезны.

✅ Очень важно, чтобы у вас был образец для подражания среди современников. Для меня такой образец — поэт и руководитель Высших литературных курсов Валентин Сорокин, воодушевляющая личность, идеал литератора и гражданина.

✅ Не надейтесь на память, записывайте! Интересные детали, наброски портретов, диалоги. Писательский блокнот — драгоценный ларец, в трудную минуту он вас выручит.

✅ И главный совет — больше думать! Литератор должен много думать, относиться к жизни и к творчеству серьезно. Литературное дело — тяжелое, но оно может стать главным счастьем жизни.

Подготовил Глеб Кузьминский

Иллюстрации Сони Коршенбойм

Источник: Журнал Яндекс.Дзена


Автор: Глеб Кузьминский
Все публикации