Культура, общество, политика
Учить всегда, учить везде
Россию, уже не советскую, по-прежнему не любят чужие, недолюбливают недавние ближние, потеряв, очевидно, память. Не любят за силу духовную, за первостепенное место в мировом процессе, как бы этому ни мешали. Завтрашний день России, как никогда, зависит от того, кому окончательно поверит молодёжь – новоиспечённым историкам прозападного толка, экранной доктрине или своим уходящим дедам. Частенько отцы уже сами нуждаются в перевоспитании. О подлой скрытой войне без выстрелов помнит всякий истинный россиянин.
– Мама, я создаю маленькую студию звукозаписи. Напиши текст песни, мы придумаем музыку, споём и запишем вместе с моими друзьями.
– Хорошо. Задай тему.
– Ну, например: я иду под дождём, всюду лужи, но мне хорошо, потому что солнышко у меня внутри… И вот тебе флэшка, на ней есть уже записанная песенка. Послушай.
Я слушаю. В песне много хороших слов. Например: рассвет бывает и на войне, мы родились, чтоб быть счастливыми, береги свой дом, береги свой мир... Кое-что в тексте хочется поправить, чему-то возразить. Но это не главное. На фоне бездарных текстов эстрады – это хорошо. Важно другое. Сын заявил:
– Я рад, что вырвался из дворовой толпы и ушёл от скучных ограниченных инженеров. Ушёл в потрясающую творческую среду молодых музыкантов, поэтов, режиссёров… С ними так здорово! Они творят, они зарабатывают, снимают фильмы о Владивостоке… У нас есть прекрасная молодёжь.
Я, конечно, радуюсь. За молодёжь, за сына Василия. Он взволнован. Но я не могу не спросить:
– А где они ЕСТЬ? Как о них узнать, где их творческие площадки, и почему мы, старшее поколение, ничего не знаем о них, а они не приходят к нам? Ведь ты бы мог пригласить их на студию?
– У них полно собственных творческих планов, им некогда, они и так состоялись, то, что они создают – это прекрасно, это постмодерн, про них есть информация в Интернете, ты отстала от жизни.
– Может, и отстала. Пригласи куда-нибудь. Я хочу с ними познакомиться. Разве это хорошо, что молодёжь существует сама по себе? Похоже, пытается творить искусство ради искусства, новейшую эстетику с проблемами внеполового, вневозрастного индивида, желающего быть просто счастливым, не догадываясь, что счастливым можно быть только вместе со своим народом. Я знаю много творческих людей. Их знает страна. Они потому известны, что сказали о своей Родине. Все великие велики Родиной. Ты сейчас набираешься опыта на незлом общечеловеческом материале – это хорошо. Но потом всё равно захочешь говорить о России. Если герой не имеет пола, возраста, национальности и Родины – лично мне он не интересен. Представь песенный ряд из известных песен: «В траве сидел кузнечик совсем, как огуречик…», «Главней всего погода в доме /А все другое суета…» и вдруг: «Я люблю тебя Россия, дорогая наша Русь. Нерастраченная сила, неразгаданная грусть… Я в берёзовые ситцы нарядил бы белый свет. Я привык тобой гордиться, без тебя мне счастья нет!» Что ты можешь сказать о песнях?
– Первая простая, вторая не нравится, третью не знаю. Не могу сказать, что последняя нравится… Мама, мир прекрасен.
– Как же он прекрасен, если в Африке сейчас умирают дети от голода и от недостатка чистой воды? Если мы работали полгода всей кафедрой за человека, больного раком, чтобы его не уволили…
– Африка сама виновата.
– Тем, что пришли колонизаторы, качали нефть и загрязняли природу, а развивать континент было не в их интересах? На земле достаточно ресурсов, чтобы накормить всех. Но ресурсами владеет горстка жадных.
– Мама, не завидуй… Я пока не могу помочь Африке. Я могу помочь себе и самым близким. Когда смогу – начну помогать Африке. Нужно научиться совмещать успешность и духовность. Современный человек должен научиться это делать. Я очень хочу спать.
– Давай напишем песню о Владивостоке. Ты приходи на студию и объяви о конкурсе песенных текстов, – с надеждой предложила я.
– Давай, – согласился сын. Он действительно устал. Он пытается заработать. У него маленькая дочка, много планов на будущее, он полон жажды жить.
Говорить со своими всегда трудно. Но однажды в дом пришла чужая двадцатилетняя девушка, которая учится на историка. Говорить с ней оказалось ещё сложнее:
– Нам в ДВФУ преподают очень интересно. Учат думать. Нам говорят правду. Например, о том, что в Советском Союзе никогда не было ничего хорошего, ничего своего, он всегда жил взаймы, не было обеспечения рубля золотым запасом…
Конечно, я не смогла молчать. Неужели она не расскажет своим ученикам, что Советский Союз – уникальный опыт человечества по созданию в кратчайшие сроки уникальной цивилизации с неповторимой культурой, неповторимым народом, народом-интернационалистом, коллективистом, творцом, романтиком и патриотом?! Страна, рванувшая из лаптей в ядерные державы, в космос, страна высочайшей духовной культуры.
– Вы какое-то агрессивное поколение. Считаете, что можно интерпретировать только так, как думаете вы, – услышала в ответ.
Завтра она придёт в школу учителем. Не забудьте научить заранее своего сына или внука сопротивляться этому яду…
Можно было бы опустить руки. Но встречали мы и других. Тоже молодых. На той же самой земле.
Я пришла к Владимиру Михайловичу в академию искусств, чтобы обсудить какие-то общие дела. Через полчаса в его кабинете появился Семён.
– Когда поедем ещё? Где надо поиграть?
Ехать он собрался в автопробег, на встречи. Поиграть красивую русскую музыку. Съездил один раз и теперь не может успокоиться. Разучивает новенькое и друзей своих призвал к тому же самому делу – к Дням славянской письменности и культуры.
Семён Голиков – студент музыкального колледжа Дальневосточной академии искусств, один из учеников Владимира Михайловича. Недавно выяснилось – занятия Тыцких по самой непрофильной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» самые посещаемые. Это констатировал ректор, удивлённо разводя руками. Я же нисколько не удивляюсь. Считаю, что академии повезло с таким педагогом и очень не повезло тем вузам и школам, в которых он не работает. Он мог бы вести многие предметы: литературу, русский язык, историю, психологию, политологию… Ему досталась «Безопасность жизнедеятельности». Любой из его уроков непременно является уроком патриотизма. По словам студентов, первый вопрос, который он задал на первом занятии в первой по расписанию группе: какой фактор, угрожающий безопасности жизнедеятельности человека, вы считаете главным? После дискуссии удивил правильным ответом: это сам человек. Возникла новая дискуссия, имеющая более высокий градус. Его студенты встают на занятиях и признаются в том, что стыдятся своего малознания. Он учит их учиться, думать, любить свою Культуру и главное – не быть равнодушными. Они ходят за ним по пятам, ходят за Учителем, за Писателем, за Другом. Иногда появляются в литературной студии. Он очень обеспокоен, будет ли студия иметь продолжение без него. Только Учитель с большой буквы считает своим долгом вырастить достойного, равного по силе ученика.
Примерно год тому назад поэт Иван Шепета пытался организовать молодёжное литературное объединение «Мост». Мост в будущее, с одной стороны, с другой – the most – больше всего. Мы присутствовали на первом заседании. Иван призывал догнать и перегнать кого-то в литературе, стать лучше всех, обещал публикации. Мне показалось – заигрывал с молодёжью. Перегнать всех – нереально, значит бессмысленно. Первое заседание виделось началом конца. Молодёжь оказалась не глупа и не тщеславна. Мост рухнул. Я тогда подумала: какими разными бывают учителя. Владимир Михайлович всегда говорит новичкам: «Соревноваться надо с собой, ты завтрашний должен быть лучше себя сегодняшнего, если ты не идёшь вперёд – значит идёшь назад. В литературе всем хватит места. Про всё уже давно написано, но не написано так, как можете только вы». И это есть правда – правда, приглашающая в полёт...
Недавно я прочитала своё новое стихотворение сыну Даниилу, курсанту третьего курса судоводительского факультета МГУ, который бывает иногда в нашей студии. Сын сразу сказал:
– Мама, это слово у тебя неточное. Владимир Михайлович говорил, что если слово можно заменить без ущерба для стихотворения – значит это слово не окончательное.
Я радостно удивилась чётко усвоенному уроку и, конечно, согласилась. Слово действительно было не окончательным. Усвоил сын и другие уроки. Вернувшись из совместного с Владимиром Михайловичем яхтенного похода, посвящённого двухсотлетию адмирала Г.И. Невельского, написал путевые заметки. Их сразу поставили на сайт Морского государственного университета. Там есть слова: «Мой фундаментальный цинизм, который казался мне надёжным щитом, оказался картонной бумажкой на пути у сметающего чёрствость цунами радости и человеческой любви. Я готов пройти ещё сотни миль, чтобы испытать эти чувства вновь. Душевное тепло – самый энергоёмкий ресурс».
Среди бушующего океана, который почти опрокидывает маленькую десятиместную яхту, человек не может спрятаться даже от самого себя.
Я думаю, Владимир Тыцких вместе с его другом, капитаном яхты «Командор Беринг» Владимиром Гамановым в этом походе окончательно стали для моего сына частью нашей прекрасной Родины, которую невозможно покинуть. Ведь Родина – это не только земля отцов и дедов, но и сильные добрые люди, которые с тобой сегодня.
Из книги «Красная ветка»
Контакты
Карта сайта