Рецензии, статьи, комментарии

«Они поверят любому»

«Они поверят любому»

Письмо учителя литературы

Здравствуйте, Лидия Андреевна! Я прочитала ваши книги «Мы всё еще русские» и «Три власти». Они произвели на меня сильное впечатление. Многое из того, о чем Вы пишете  в Ваших публицистических очерках, заставляет задуматься, многое совпадает с моим мироощущением и мнением моих знакомых, по крайней мере, тех, кто ещё о чем-то размышляет.

  Сквозная мысль вашей книги мне очень близка. Вы верите в русский народ, в его разум, талант, силу, умение отличать хорошее от плохого, здоровое от нездорового. Вы пишете, что надежда на возрождение России связана с русским словом, с русской литературой и традициями.

Но сейчас стало невыносимо трудно преподавать литературу в школе.  Система образования построена у нас так, что «ненужные» предметы (те, которые не требуются для поступления в институт) в принципе можно и не изучать, т.е. не ходить на уроки. Дочь моих знакомых – одиннадцатиклассница – на уроки последний год вообще не ходила: готовилась к ЕГЭ по скайпу с репетиторами. Время, проведенное в школе, считала впустую потраченным. «Лучше бы я тесты по математике решала». Девочка очень умная, набрала хорошие баллы на ЕГЭ. Целеустремлённая, хочет поступать только в столичный вуз, а жить в дальнейшем в Европе. «В России делать нечего» – так сказали ее родители, люди простые, не элита московская. Никакого томления, связанного с любовью к Родине, у девочки нет. Сочинение ее итоговое мне довелось прочитать. Оно такое лакированное, приглаженное, многословное, но неискреннее какое-то, неинтересное.

Мама одного моего ученика, тоже медалиста, отличника, спортсмена, моя коллега, вообще заявила, что не стоит детям голову забивать всякой ерундой. Они и так, мол, перегружены. Пусть изучают только те предметы, которые им нужны для поступления. И вообще  детей в школе нужно учить приспосабливаться в жизни, а не высоким материям. Мальчик ее тоже хорошо сдал ЕГЭ, собирается учиться за границей. 

Видимо, этот перекос связан с тем, что литература и история России у нас в школе и не преподаются толком.  Учителя устали кричать, требовать, чтобы хоть что-то прочитали. Я своему сыну «Капитанскую дочку» перед итоговым сочинением вслух читала, чтобы хоть что-то в памяти осталось. А в «Капитанской дочке» про честь, про верность, про долг, про любовь...

В головах моих учеников образовался вакуум, некая пустота, куда можно вложить что угодно. Они поверят любому. Скажут, что Сталинградской битвы и не было никакой, они и поверят. От этого становится страшно. Речь идёт о лучших детях, отличниках. 

Получается, что наши предметы – это «факультет ненужных вещей». Как же нам их к слову-то приобщить? И сочинение итоговое, вдогонку уходящему поезду введенное нашим Министерством, не помогло. Дети к книгам не бросились. Поезд все-таки ушел.

Мои любимые школьные учителя, учившие меня, которые сейчас на пенсии, грустно шутят: нас сгубила Великая русская литература. Живут они в бедности, не в нищете, но и не в роскоши, ведь всю жизнь старались быть честными и порядочными, как пишут в книгах. Я с ними люблю разговаривать на серьезные темы. Вот и вашу книгу хочу дать им почитать. Многое из того, о чем вы пишете, я слышала и от них.

   Мы, провинциальные учителя,  следим за новинками отечественной литературы. Кое-что покупаем, хотя дорого сейчас книги стоят, обмениваемся мнениями.  Современная литература «заточена» на кинематограф. Писатели пишут так, чтобы потом их удобно было экранизировать, об этом нам и на курсах в ВГУ рассказывали. Вот и маются наши литераторы: нужно, чтобы в книге и идея была, и сюжет позаковыристей, чтобы читатель не уснул. В вашем рассказе говорится о том, что для писателя важнее всего внутренняя жизнь. Да и для читателя тоже. Ваши рассказы из сборника «Три власти» удивительно совпали с моим мироощущением, настроением. Может, в них я нашла то, что так искала в современной прозе: что-нибудь о времени и о себе. В рассказе «Яблоневый сад» так хорошо сказано о том, в чем состоит счастье: воспоминания о близких, окружающая нас природа, творчество, любовь... Очень точно, по-моему. Многие из героев  мне знакомы. Баба Маня, которая писала письмо президенту, напомнила мне мою бабушку, которая имела семь классов образования, но в 90-е нам с мамой, так восторженно относящимся к переменам, говорила: «Я за вашего Ельциного голосовать не буду! Что же он делает, паразит!» А рассказ «По законам Хаммурапи» вообще про меня! 

  Спасибо вам за чудесные произведения, тонкие, душевные, спасибо за героев, таких узнаваемых, современных, спасибо за уважение к читателю, к его внутреннему миру, за угаданное настроение, за высказанную боль, за воплощенное в слове счастье!

Желаю Вам творческих успехов.

Впервые опубликовано в журнале "МОЛОКО", № 7, 2019 год.


Автор: Екатерина Костина
Все публикации