Лидия Сычева: о книгах

Невидимый храм

Невидимый храм

Третья книга Михаила Бондарева – третий круг его жизни, вобравший опыт перечувствованного и понятого, третья высота, с которой видишь яснее и определенней:

Родина… Земля моя родная…

Горький прах погибших деревень.

Красные знамёна Первомая

И в саду кудрявая сирень.

Велика Россия, богата землями и городами, талантами и подвижниками! Вот мы приезжаем в Калугу, вот мы идем по уютным улочкам старинного русского города, много чего повидавшего на своём веку – татарское, польское, немецкое нашествия; вот мы стоит на берегу красавицы-Оки, сердцем смыкаясь с открывшимся простором, а вот – любуемся Троицким собором, основательным, чуть приземистым, с изящной, словно плывущей в небе колокольней. Это – мир видимой жизни, преобразованной человеком. Но если вы хотите понять эту землю лучше, читайте поэтов! Ощутите прочность стихотворной кладки невидимого храма  – рифма к рифме, слово к слову. Иногда даже в ущерб изяществу, но всегда – в пользу надежности, определенности и недвусмысленности. Никаких «заменителей» - полиэтилена и пластика, только природные «камень» и «дерево» - настоящие чувства. Горе и радость! Никаких безответственных грёз, но – много обязанности и ответственности перед теми, кто возводил духовные святилища до тебя:

Я снова слышу плач былинный,

Его поёт седой Боян.

Скажи мне ветер,

     друг старинный,

Откуда силы у славян?!

Сорокалетние держат на своих плечах Россию. Это – наше время, наши книги, наша жизнь, наши потери, наши победы. Мы - тягловое поколение, пережившее распад СССР, расстрел Дома Советов в 1993-м, две войны в Чечне, «суверенную демократию» и «честные выборы», телерастление и алкоголизацию, приватизацию и дерусификацию.

По книге стихов Михаила Бондарева, как по ступеням, можно пройти по всем этим тяжелым вехам новейшей истории.

Но сила поэзии – не в сиюминутном отклике. Живым чувством исторического времени дышат эти строки! Михаил Бондарев будто явился к нам из племени боянов, древнеславянских поэтов, «творцов песен», рожденных звать в бой, лечить словом, воодушевлять, «сжимать» целые эпохи в поэтические формулы. В его славянских стихах нет стилизации, «этнографии». Удивительная укоренненность чувства исторического времени, редкая даже в традиционной поэзии - его сильная, природная сторона. Лев Гумилёв писал о том, что мы даже не подозреваем, что среди нас бродят потомки давно исчезнувших народов. Вятичи, поляне, древляне – рядом с нами. И некоторым из них дана счастливая возможность выразить себя в тревожном и тоскующем слове. В лучших стихах Михаила Бондарева есть хорошая амплитуда чувств, как у могучего певца, который берёт и высокие, и низкие ноты, не срывая при этом голос:

Спят курганы, ссутуливши спины,

Их терзают тревожные сны.

Снятся им пепелища, руины,

Черепки разорённой страны.

Спят курганы, и сон их – единый.

Разбуди и тихонько спроси:

«Где сливаются степь Украины

И равнина Великой Руси?»

Близость к древнеславянским истокам, национальная устойчивость, опора на традицию и предшественников – эти качества настолько естественны в поэзии Михаила Бондарева, что иногда кажется: он - из деревенских парней, стопроцентный «почвенник». Это не так: он долго был столичным жителем, да и по рождению калужанин. Но, скитаясь по московским улицам, бродя «переулками Третьего Рима» (сегодня более похожего на Вавилон), не заблудился, пришел к нам поэт – эти несентиментальные путешествия лишь приблизили его к самому себе, настоящему.

Его тема – русское национальное самосознание. Исследуя её, он руководствуется не скептицизмом интеллектуала, а недоверчивостью крестьянина, стремящегося во всём дойти до правды, и лично убедиться в качестве «материала». Отсюда – требовательность к духовным основаниям русской жизни. Потому «Всемогущи славянские боги // И живут они в русских словах». Бондарев поёт гимн Солнцу и видит звезды Коловрата, оглядывается на колесницу Дажьбога и помнит день Перуна. Дохристианские начала живут в нем совершенно естественно, потому что Русь его началась ещё до Крещения:

Сердце слышит, как белые всадники

Рубят саблями алый рассвет.

Им навстречу – червлёные ратники –

Коловрат и монах Пересвет.

Продолжатель дела Коловрата и Пересвета - «краснозвездный советский солдат», потому и жива по сей день Святая Русь! Ну, а Боян, как ему и положено, поёт гимн русским воинам всех времен. В стихах Михаила Бондарева есть непоказная, природная мужественность. Редкое качество для нынешних дней!

Солнце славян, солнце Пушкина и Есенина – «наша кровная с прошлым связь» - освещают стихи Михаила Бондарева. А ещё в книге можно услышать мотивы, свойственные лире Николая Некрасова («Эх, Русь многострадальная, // Всё – кровью, всё – трудом…») и  музе Алексея Кольцова. Близка Бондареву и гусарская лихость Михаила Лермонтова («Я тёзка гениального поэта, // Который смело вышел на дуэль»). Так продолжается русская стихотворная традиция: живой отклик на духовно близкое, созвучие с думами и мыслями великих предшественников, рожденное абсолютно самобытным поэтом.

И тут самое время сказать о творческом содержании, не вошедшем в этот сборник, но тоже характеризующем Михаила Бондарева. Это глубокие и точные статьи о стихах Сергея Есенина, Михаила Лермонтова, Николая Старшинова, Ольги Фокиной, Валентина Сорокина, Виктора Петрова, Александра Щербакова (Красноярск), Юрия Перминова (Омск), Геннадия Комарова (Челябинск), Людмилы Скатовой (Санкт-Петербург), Галины Целищевой (Омск), Владимира Тыцких (Владивосток). Колокольным звоном перекликаются на Руси храмы; так и поэты России говорят друг с другом – прорываясь через информационную мглу электронного века, о которой так точно сказано Михаилом Бондаревым в стихотворении «Биоробот»:

Ты с крестом рядом носишь «мобилу» -

Может, ангелы выйдут на связь,

Или вызовешь тёмную силу

Под луной истерично смеясь.

Бездушная, «электронная» поэзия ныне возносится биороботами как интеллектуальное откровение и образец для подражания. Напротив, всё живое, национально-определенное, кровно связанное с традицией, осмеивается космополитическими пауками как отсталое и несовременное. Что ж, на войне как на войне: бой за национальное самосознание нелегок в любые времена. Поэтический труд требует огромной силы воли, концентрации энергии, напряженной мысли, думанья, и всё – ради чего? Чтобы явить своё, совершенно особое, оригинальное лицо, чтобы твои стихи, как солнце, осветили целый мир русской жизни. И нужно было пройти тяжелый путь, пережить эту сладкую муку – рождение стиха, мучиться соблазном – «жить как все», и всё-таки по слову, по «кирпичику», построить книгу, невидимый «храм», находящийся, безусловно, в Калуге, но рожденный в походах по Третьему Риму.

Точность и человечность поэзии Михаила Бондарева отмечал Владимир Костров. Ещё один выдающийся мастер слова, Владимир Цыбин, говорил о романтическом, ностальгическом, метафорическом содержании его стихов. «Михаил Бондарев очень хорошо чувствует природу, очень хорошо чувствует ушедшее время, очень хорошо чувствует вздох нашей славянской трагедии. У него много гражданской тревоги, -  размышляет Валентин Сорокин. - Нам надо прийти к природе и попросить у неё прощения. Потому что мы её суть, но малая суть. Она мудрее и непобедимее нас. И она бессмертнее нас! И вот об этом он пишет. А в лирике у него язык, идущий от бабушек, с тайной ласковости, которая и внешне показывает себя, и внутренне ещё усиливается. Язык - это деревня! Потому что связь языка, связь храма, связь звона, связь беркута, который кричит – хозяин жизни – всё это едино!»

Подлинная культура требует аристократизма и благородства поведения, высоких душевных качеств. Они-то и отличают воина от убийцы, молитвенника от экстрасенса, поэта от стихоплёта. Любая книга выдвигает своего автора в отдельное от всего общества положение, будто ставит его на подиум или на сцену. Это значимая, но лишь временная остановка – беспокойный путь поэта продолжается:

В путешествии ярче звезда

Ярче звёздочки все до одной.

Я чужие люблю города,

Но всегда возвращаюсь в родной.

Верю, что и в Калуге, и в «Третьем Риме», в Пятигорье и в Константинове, у стен новгородской Софии и у Аргунских перекатов, в Крыму и в Костроме, и ещё во многих-многих русских городах и весях голос поэта Михаила Бондарева не затеряется, будет услышан. Потому что он наш, родной. Русский!

февраль 2013

Другие статьи, рассказы, эссе Лидии Сычёвой читайте здесь

Книги здесь или здесь

Все публикации