Культура, общество, политика

«Медиа» Владимира Гусинского. Часть 2.

«Медиа» Владимира Гусинского. Часть 2.

Часть 1.

Первые международные связи Владимиру Александровичу, тогда еще просто Вове, помог наладить небезызвестный Григорий Лернер, делец, впоследствии коротающий срок в израильской тюрьме. Кстати, у Гусинского на земле обетованной много друзей. Интересно, что он неожиданно чуть ли не для всех, знавших его на протяжении многих лет, в январе 1996 года вдруг вспомнил о своих еврейских корнях, создал и зарегистрировал Российский еврейский конгресс, став президентом РЕК. Зачем это понадобилось? Ведь, по его же собственному заявлению, он «вполне ассимилированный еврей, не знает ни идиша, ни иврита». Ответ на этот вопрос находим в СМИ. Так, нью-йоркская газета «Джуишь сентинель» писала: «РЕК является отделением Всемирного еврейского конгресса и поэтому отныне для Гусинского открыты на Западе те двери, в которые раньше он не осмелился бы даже постучать... С ним придется общаться тем, кто до этого никогда бы и не взглянул в его сторону».

Читаем прессу: «Завтра» № 8, 2001 г.:

«Сама идея создания Российского еврейского конгресса принадлежала отнюдь не Гусинскому. Есть все основания полагать, что она была импортирована из США.

15 мая 1995 года состоялась встреча Черномырдина, бывшего в то время Председателем правительства РФ, с представителями еврейских общественных и религиозных организаций США. Возглавлял американскую делегацию исполнительный вице-директор национальной конференции США по делам советских евреев Марк Стайман. С российской стороны во встрече участвовали председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, главный раввин московской хоральной синагоги Адольф Шаевич и депутат Госдумы от фракции «Выбор России» Алла Гербер.

Судя по всему, именно после данной встречи и началась подготовка к созданию Российского еврейского конгресса (РЕК). Подготовка была сложной и не бесконфликтной — на учредительство РЕК объявилось слишком много претендентов, в том числе ВААД (Конфедерация еврейских общин СНГ), которая представляла Россию на съездах Всемирного еврейского конгресса (ВЕК). Еврейская диаспора России, признав необходимость создания Конгресса, обратилась за содействием к российским бизнесменам еврейской национальности. Вот тогда-то Гусинский и озаботился созданием РЕК.

В декабре 1995 года во время еврейского праздника Ханука в Москве состоялась встреча Гусинского с евреями, работавшими в сфере российского бизнеса. На встрече присутствовали раввин Шаевич, председатель Совета директоров «Альфа-банка» Раппопорт, президент «Ле монти» Гиндельман, председатель Совета директоров «Монтажспецбанка» Ангелевич, председатель совета директоров «Мост-банка» Хаит, представители различных брокерских контор, бизнесмены.

Договоренность была достигнута, и 10 — 11 января 1996 года в конференц-зале гостиницы «Рэдиссон-Славянская» состоялся объединительный съезд Российского еврейского конгресса (РЕК). Как было записано в документах съезда, РЕК создавался с целью объединения светских и религиозных общин российских евреев и привлечения российских бизнесменов для их финансирования. На съезд прибыли делегаты из всех регионов России, приветствия съезду прислали президенты России и США. Съезд лично приветствовали также член правительства Израиля Раф Амиталь и посол Израиля Ализа Шенар.

Одним из основных вопросов съезда был вопрос финансирования российской еврейской общины. «Если ранее оно осуществлялось зарубежными еврейскими организациями, то теперь, — заявил В. Гусинский, — в этом будут активно участвовать российские финансисты и предприниматели еврейской национальности». Большое значение придавалось борьбе с антисемитизмом. В РЕК это направление было поручено Г. Резнику, адвокату, имеющему опыт участия в подобных процессах.

Главным событием форума стали выборы президента РЕК и четырех вице-президентов.

При этом было открыто заявлено, что место президента стоит 1 млн. долларов США, желающие стать вице-президентами должны уплатить взнос в 500 тысяч долларов, а кандидаты в Совет директоров — от 100 до 300 тысяч долларов.

Возглавил РЕК Гусинский. Его заместителями стали президент банка «Российский кредит» Малкин, председатель совета директоров «Альфа-банка» Фридман, председатель совета (директоров) «Мост-банка» Хайт. Исполнительным директором — Александр Осовцов, советник В. Гусинского в «Медиа-Мост»«.

Под руководством Гусинского «еврейский» капитал провел мощную атаку на страховой рынок России. Наибольший интерес для него представлял не самый большой, но очень важный сегмент страхового рынка — обязательное страхование военнослужащих. Работа в этом направлении шла под постоянным контролем израильских спецслужб. Заметного успеха добилась страховая группа «Спасские ворота», во главе с Хайтом, получившая такого клиента, как ФАПСИ, что, возможно, дало израильским спецслужбам выход на кадровый состав этой чрезвычайно важной для безопасности страны службы. Главным координатором «страховой» программы был специалист по «русскому вопросу», бывший советский гражданин, а затем подданный Израиля Якоб Кедми (в недавнем прошлом Яков Казаков), возглавлявший израильскую спецслужбу «Натив», которая первоначально занималась только одной проблемой — организовывала эмиграцию евреев из СССР, впоследствии расширив задачи и полномочия: занялась вопросами экономики России, агентурным проникновением на ее объекты, обеспечивая вывоз капитала и сырьевых ресурсов из нашей страны.

Банки и страховые компании, контролируемые хозяевами РЕКа, четко разделили рынок и не допускали пересечения на нем своих интересов. Так, страховая группа «Спасские ворота» стремилась привлечь к обслуживанию ФСБ РФ. Созданная на деньги «Российского кредита» страховая компания «РК-Гарант» занималась Министерством обороны. Третий же вице-президент РЕКа Фридман со своим «Альфа-банком» боролся за получение в качестве страхового клиента ФПС и ВМФ России.

Хотя лидеры конгресса объявили его заведомо неполитической организацией, сами они, даже при большом желании, вряд ли могли избежать участия в политике. Так, аналитики сразу же отметили усиление влияния на политические процессы в России представителей западных спецслужб (уже в периоды работы объединительного съезда РЕК сотрудники израильского посольства провели несколько закрытых встреч с активистами еврейских общин России).

Как видим, не зов предков позвал Гусинского в РЕК, а довольно прагматические соображения. Кстати, этот шаг очень помог впоследствии олигарху. Во-первых, он наверняка не получил бы гражданства Израиля, если бы не возглавил РЕК. Дело в том, что его фамилия, как писала газета «Совершенно секретно» (№12, 2000 г.) оказалась в списке тех, кто подозревается в незаконном получении израильского паспорта: в аналитическом отчете департамента национальной полиции Израиля утверждается, что Владимир Гусинский» подозревается в получении израильского гражданства с помощью фальшивого брака, но, поскольку данный документ появился уже после избрания Гусинского руководителем РЕК, документу хода не дали.

Второй раз РЕК стал палочкой-выручалочкой для олигарха во время наезда на него Генпрокуратуры, объявления в розыск через Интерпол и испанского заточения на собственной вилле. Тогдашний премьер-министр Израиля Эхуд Барак заявил, что сделает «все возможное, чтобы Гусинский смог оказаться дома, в Израиле». По мнению израильского премьера, российскому магнату следует эмигрировать в Израиль сразу же после снятия ареста в Испании. Барак подчеркнул, что он переговорил по этому вопросу с председателем правительства Испании. Это заявление израильского премьера сыграло свою роль в деле Гусинского, во время его ареста в Испании.

...После избрания президентом конгресса Владимир Гусинский отметил, что антисемитизм как государственная политика на сегодняшний день в России не существует. Однако он (антисемитизм) имеется у некоторых высших должностных лиц, которые до поры его не проявляют.

Откровения В. Гусинского:

«Не думаю, что возглавить такое объединение в России — шаг вызывающий или героический. Ну да, в России есть антисемитизм. Но он есть во всех странах мира, кроме Израиля. И это значит только то, что назрело создание открытого неполитического объединения евреев, у которых есть вполне понятные и совершенно очевидные национальные цели — такие же, как в любой общине. Человек я неверующий, иудейских обрядов не знаю. У меня жена их изучает, ей это интересно. И на иврите, конечно, не говорю. Российское еврейство сегодня — это более трех миллионов человек, которые стесняются назвать себя евреями, потому что их приучили к тому, что это создаст им проблемы. Моя задача теперь сделать так, чтобы человек, который живет в России и боится либо боялся назвать себя евреем, больше так не делал».

За деяниями Гусинского в еврейской общине пристально наблюдал Березовский, стараясь внедриться в РЕК. Гусинский же перекрыл все пути, чтобы не допустить туда соперника. БАБ попытался было расколоть изнутри российскую еврейскую общину, оперевшись на влиятельного амбициозного человека в руководстве РЕК. Но ему не удалось отыскать никого, кто был бы готов предать «Гуся». Тогда БАБ зашел с тыла, с Кремля. Используя своего протеже — руководителя администрации президента Александра Волошина, он решил ограничить зону действий РЕКа сменить главного раввина России Адольфа Шаевича или, во всяком случае, разделить влияние, образовав Федерацию еврейских религиозных общин России (ФЕОР). После учредительного съезда, который состоялся 3 июня 1999 года, руководителей нового формирования во главе с новым главным раввином России Берла Лазара с помпой приняли в Белом доме, подчеркнув лояльность правительства. Но на этом борьба за влияние среди российских евреев Гусинского и Березовского не закончилась, наоборот — обострилась.

Читаем прессу: «Московский комсомолец», 20 июня 2000 г.:

«Федерация еврейских общий России» — так сказать «альтернативная» организация, созданная Борисом Березовским в противовес «Конгрессу еврейских религиозных общин». Президент Конгресса — Владимир Гусинский, он же — вице-президент Всемирного еврейского конгресса. Выбить Гусинского с этой позиции Березовский пытается давно: Всемирный еврейский конгресс — лакомый кусок для нечистоплотного бизнесмена, пытающегося стать влиятельной фигурой в среде международных политиков и финансистов. Однако репутация у Бориса Абрамовича на Западе неважная. Поэтому цели своей он добивается отсюда, из России.

«Федерация» Березовского состоит из хасидов — ортодоксальных евреев крайне экстремистского толка. Их и в Израиле не слишком привечают, поскольку хасиды... не признают государства Израиль. Как следствие — они не платят налоги, а их дети не служат в армии. Сделав ставку на хасидов, Березовский понимал, что без помощи, так сказать, извне ему не обойтись. И помощь пришла…

Главный раввин России был вызван к Волошину, который предложил Шаевичу добровольно уйти в отставку. Шаевич отказался. После чего и собралась эта самая «Федерация», которая избрала Главным раввином России некоего Берла Лазара.

Колоритная личность, между прочим. Американец итальянского происхождения. Итальянец он, в свою очередь, еврейского происхождения. По-русски говорит с трудом, да и российское гражданство получил (в качестве то ли второго, то ли третьего) только-только.

Конечно, никто этого Лазара Главным раввином России не признал и не признает. Разве что г-н Волошин. А иначе, согласитесь, — зачем главе администрации президента требовать у Шаевича согласия на добровольную отставку?..»

Да, поначалу в России никто не признал Лазара главным раввином. И главный раввин Израиля не признал, но и не отвергли напрочь. Таким образом в российской еврейской общине одновременно образовалось два крыла. Часть евреев стала под знаменами Шаевича-Гусинского, другая часть — ходила под Березовским-Лазаром.

Надо заметить, что позиции БАБа поначалу была несколько слабее. На его имидже, во-первых, сказывался тот факт, что он принял крещение и перешел в лоно православной церкви. Среди иудеев эти люди презрительно зовутся выкрестами. А во вторых, Адольф Шаевич русский еврей, всегда лояльный к власти, был избран главным раввином в 1993 г., его поддержало 85 общин традиционного иудаизма в разных регионах России. Заезжий же Берла Лазара — представитель ультраортодоксального движения хасидов, которые ставят целью восстановление первоначальной чистой веры.

БАБ стремился отнять у Гусинского РЕК не только потому, что уже в 1998 году Конгресс имел в России 49 зарегистрированных отделений, имел свои школы, университеты и многомиллионный бюджет. Главное — доступ к еще большим возможностям и еще большим деньгам, сосредоточенным в руках тех, кто верховодит на Уолл-стрит, а стало быть, верховодит в Америке, управляет всем мировым капиталом.

Свидетельство очевидца: Алексей Митрофанов, председатель Комитета по геополитике II Госдумы:

«Поскольку Гусинский тратил немало денег на еврейское движение в России (это были не просто слова и не крыша в виде РЕК — он устраивал и оплачивал еврейские фестивали искусств, он издает в Израиле газеты), то у него есть поддержка в Израиле. Говорили даже, что многие израильские евреи лоббируют Гусинского на пост президента Всемирного Еврейского конгресса — т.е. на главную должность во всемирной еврейской общине, что является совершенно фантастическим прорывом для любого человека из еврейской среды, тем более для выходца из России. Вопрос этот серьезно обсуждался весной 98-го, и если Гусинский станет президентом Всемирного еврейского конгресса, то он, конечно, закроет все свои долги, потому что тогда это будет фигура глобального масштаба. Тогда он станет неприкосновенным и его роль вместе с возможностью влиять здесь на большую политику будет совсем иная — он сам станет распорядителем очень больших денег».

Лидер российской еврейской общины Гусинский проводит политику, писал журнал «Профиль» (№28, 1998 г.), которая предусматривает строительство России как страны со стабильной либеральной экономикой и стабильной вменяемой властью, при этом страны свободной от поиска некоего особого собственного пути, полностью открытой Западу и развивающейся как часть так называемой американской программы построения глобального мира. Последнее, грубо говоря, — это некое высокотехнологичное пространство с наднациональной консолидацией, главным образом, финансов, ресурсов, военной силы и безопасности. Неважно, устраивает кого-то такая Россия или нет, но именно таковы интересы Запада в нашей стране и они не имеют никакого отношения к жалобам национал-патриотов, что мол, Западу нужна слабая и полуразрушенная Россия.

РЕК с самого начала был задуман как своеобразный еврейский центр по координации бизнеса и лоббированию интересов диаспоры, а также для принятия экстренных мер в экстремальных условиях. Эти условия были, скажем, в 1993 году, когда Ельцин расстрелял Белый дом. В те дни Гусинский оказывал президенту РФ всемерную поддержку. Оппозиционные газеты писали даже, что он доставил в Москву из Израиля бейтаровских снайперов, но Гусинский подал на журналистов в суд. Тем не менее вклад «Гуся» в войну Ельцина против депутатов замечен. Вслед за Смоленским Ельцин отметил его державной наградой — орденом Дружбы народов и после разгона Верховного Совета РСФСР Гусинский стал одним из самых могущественных «новых русских евреев».

Тут есть один аспект, о котором особо не принято говорить. Да, прав Гусинский, в России антисемитизма не больше, чем в других странах. Но в России, которая живет очень трудно из-за непродуманных реформ, иные это связывают с наличием во властных и олигархических структурах большого количества евреев. Кстати, этот вопрос подняли не русские, а как раз сами евреи. Много шума наделало, например, письмо писателя Эдуарда Тополя Борису Березовскому «Возлюбите Россию, Борис Абрамович!» Думаю для читателя оно будет небезынтересным.

«Все началось с факса, который я послал Б.А. Березовскому 26 июня 1998 г. В нем было сказано: «Уважаемый Борис Абрамович! По мнению моих издателей, успех моих книг вызван напряженным интересом западного читателя к реальным фигурам, творящим современную российскую историю: Брежневу, Андропову, Горбачеву, Ельцину и их окружению. Сейчас я приступаю к работе над книгой, завершающей панораму России конца двадцатого века, и совершенно очевидно, что лучшего прототипа для главного героя, вовлеченного в захватывающий поток нынешних российских катаклизмов, чем Б. А. Березовский, и лучшей драматургии, чем Ваша феноменальная биография, профессиональный писатель не найдет и даже искать не станет. Надеюсь, Вы понимаете, насколько значимы могут оказаться наши встречи для построения автором образа человека, влияющего на ход русской истории конца двадцатого века...»

Через два дня я был принят Березовским в его «Доме приемов» на Новокузнецкой, 40. В старинном особняке, реставрированном с новорусским размахом и роскошью, вышколенные секретари подавали мне чай, а Борису Абрамовичу Березовскому — телефонные трубки и записки от министров и руководителей администрации президента. В ответ на мою благодарность за аудиенцию в столь напряженное время Б.А. заметил, усмехнувшись:

— Вы же все равно будете писать...

Я понял, что этот прием — вынужденный, и перешел к сути своего визита.

— Борис Абрамович, истинный замысел моей книги вот в чем. На телевидении, как вы знаете, есть программа «Куклы». Там действуют куклы Ельцина, Ястржембского, Черномырдина, Куликова и прочие. Но главный кукловод — за экраном, и его фамилия — Шендерович. А в жизни есть российское правительство — Ельцин, Кириенко, Федоров, Степашин. Но главный кукловод имеет длинную еврейскую фамилию — Березовско-Гусинско-Смоленско-Ходорковский и так далее. То есть впервые за тысячу лет с момента поселения евреев в России мы получили реальную власть в этой стране. Я хочу спросить вас в упор: как вы собираетесь употребить ее? Что собираетесь сделать с этой страной? Уронить ее в хаос нищеты и войн или поднять из грязи? И понимаете ли вы, что такой шанс выпадает раз в тысячу лет? И чувствуете ли свою ответственность перед нашим народом за свои действия?

— Знаете... — затруднился с ответом Б.А. — Мы, конечно, видим, что финансовая власть оказалась в еврейских руках, но с точки зрения исторической ответственности мы на это никогда не смотрели...

— И никогда в своем узком кругу не обсуждали эту тему?

— Нет. Мы просто видели эту непропорциональность и старались выдвинуть во власть сильного финансового олигарха русской национальности. Но из этого ничего не вышло.

— Почему? И вообще, как так получилось, что все или почти все деньги этой страны оказались в еврейских руках? Неужели нет талантливых русских финансистов? Ведь в старой России были недюжинные коммерческие таланты — Морозов, Третьяков...

— Знаете, — сказал Б.А., — конечно, талантливые банкиры есть и среди русских. Но в этой профессии второй главный фактор — наличие воли. Евреи умеют проигрывать и подниматься снова. Это, наверное, наш исторический опыт. Но даже самые талантливые русские — нет, они не держат удар, они после первого проигрыша выпадают из игры навсегда. К сожалению.

— Допустим. Но раз у нас вся финансовая власть, а правительство состоит из полуевреев Кириенко и Чубайса, вы ощущаете всю меру риска, которому вы подвергаете наш народ в случае обвала России в пропасть? Антисемитские погромы могут обратиться в новый Холокост.

— Это исключено, — сказал Б.А. — Знаете, какой сейчас процент антисемитизма в России? Всего восемь процентов! Это проверено научно!

...Борис Абрамович, я не стану сейчас публиковать все содержание двух наших встреч. Не в них дело. А в том, что за два месяца, прошедших со дня нашего знакомства, Россия таки ухнула в финансовую пропасть и стоит сейчас в одном шаге от кошмара социального безумия. А вы — я имею в виду и лично вас, и всех остальных евреев-олигархов — так и не осознали это как еврейскую трагедию. Да, так случилось, что при распаде СССР и развале советского режима вы смогли оказаться ближе всех к пирогу. Талант, еврейская сметливость и сила воли помогли вам не упустить эту удачу и приумножить ее. Но если вы думаете, что это ваша личная заслуга, вы трагически заблуждаетесь! А если полагаете, что просто так, ни за что ни про что избраны Богом стать суперфинансистом и суперолигархом, вы просто тяжко грешите. Да, мы избранники Божьи и мы действительно избранный Им народ, но мы избраны не для личного обогащения, а только для того, чтобы вывести народы мира из язычества и варварства в мир десяти заповедей цивилизации — не убий, не укради, не возжелай жену ближнего своего... И этот процесс еще не закончен, о нет! Посему нам и даны наши таланты, сметливость, быстрота ума и та самая воля, которой вы так гордитесь. Когда каждый из нас окажется там, наверху, Он, Всевышний, не станет спрашивать, что плохого или хорошего мы совершили на земле, Он задаст нам только один вопрос, Он скажет: «Я дал тебе такой талант, а на что ты его употребил? Ты употребил его на приобщение к цивилизации народа, к которому Я тебя послал, к его процветанию и гуманности, или ты воспользовался Моим даром «для того, чтобы набить свой сейф миллиардом долларов и трахнуть миллион красивых женщин?»

И отвечать мы будем соответственно размеру полученного Дара и нашим способам его употребления.

Но мы с вами, конечно, атеисты, Борис Абрамович, и ваши друзья-олигархи тоже. Поэтому загробные кары нам не страшны, мы выше этих пошлых и детских сентенций. Как говорят в народе, не учите меня жить, лучше помогите материально. Так вот, я хочу сказать вам совершенно материально: забудем на минуту о десятках тысяч евреев, которых при первой волне погромов вырежут новые российские черносотенцы, забудем об их детях и матерях. Но даже если, забыв о них, вы успеете улететь из России на своих личных самолетах, вы все равно будете кончеными людьми — вы потеряете доступ к рычагам власти и экономики этой страны, вы станете просто беженцами на иноязычной чужбине. Для вас это, поверьте моему опыту, будет смерти подобно — даже при наличии ваших счетов в швейцарских банках.

И потому тот факт, что ни свой Божий дар, ни свои деньги вы все еще не употребили на благо этой страны и этого народа, — это самоубийству подобно.

А теперь вспомним — все-таки вспомним, Борис Абрамович, обо всех остальных евреях и полуевреях, населяющих эту страну. Знаете, когда в Германии все немецкие деньги оказались в руках еврейских банкиров, думавших лишь о приумножении своих богатств и власти, там появился Гитлер, и кончилось это Холокостом. Новые же русские чернорубашечники и фашисты восходят при вас, сегодня, на тучной ниве российской беды, и если вы хотите знать, чем это кончится, возьмите кинохронику Освенцима и посмотрите в глаза тем детям, которые стоят там за колючей проволокой. А ведь немцы были великой и цивилизованной европейской нацией, ни один их поэт не сказал о них: «Страшен немецкий бунт, бессмысленный и беспощадный». Так неужели вы всерьез верите, что в России сегодня лишь восемь процентов антисемитов? Или вы думаете, что погром — это уже исторический фантом, архаизм и, как вы выразились, «это исключено».

Хрена с два, Борис Абрамович (извините за русский язык)!

В 1953 году я пережил погром в Полтаве — тогда, в период «дела врачей», на полтавском Подоле уже начались настоящие погромы, и мы, несколько еврейских семей в центре города, забаррикадировавшись в квартирах, трое суток не выходили на улицу, а когда вышли, то прочли на своем крыльце: «Жиды, мы вашей кровью крыши мазать будем!» И поэтому я знаю и помню, как это легко начинается: только дай нищему и злому гарантию ненаказуемости, он пойдет жечь, насиловать и грабить везде — и в Полтаве, и в Москве, и в Лос-Анджелесе.

Я родился в Баку, Борис Абрамович, и там же прошла моя юность. И у меня есть друг, он был фантастически богат даже в советское время, то есть тогда, когда вы жили на 120 рэ кандидата наук, а для плотских утех пользовались однокомнатной квартирой своего приятеля. Однажды домашние разбудили моего друга среди ночи, сказали: там пришли какие-то люди, хотят с тобой поговорить. Он встал, оделся и вышел. В прихожей стояли две рыдающие азербайджанки. Они сказали: «Леонид, помогите нам! Наш отец умер, он лежит в морге, в больнице, и врачи собираются его препарировать. Но наш мусульманский закон запрещает это. Мянулюм, умоляем: остановите их, помогите нам получить тело нашего отца неизуродованным!...» Мой друг поехал в больницу, нашел дежурного врача, тот оказался тоже азербайджанцем. И мой друг сказал ему: «Как же ты, азербайджанец, можешь нарушать закон своего народа, как ты можешь допустить, чтобы я, еврей, приехал просить тебя уважать свой мусульманский обычай?!» Конечно, он дал тому врачу взятку и выкупил тело отца тех женщин. Иначе и быть не могло — те женщины знали, к кому они шли за помощью, у моего приятеля была всебакинская репутация благотворителя. Знаете, чем это обернулось? Когда годы спустя в Баку начались армянские погромы, его возлюбленная, армянка, бежала из дома и пряталась в квартире своей бабушки. Он приехал за ней, чтобы вывезти из Баку. Но по дороге в аэропорт она сказала, что хочет в последний раз взглянуть на свой дом. «Он весь разбит, разорен, я уже был там!» — сказал ей Леня. «Все равно. Пожалуйста, я хочу на прощание взглянуть на свой дом...» — и он привез ее к ее дому. Забор был сломан, сад разбит, дом сожжен и разрушен. Она ходила по руинам и собирала уцелевшие семейные фотографии и подстаканники. И в это время во двор ввалилась толпа разъяренных погромщиков — кто-то из соседей сообщил им, что «армянка вернулась». «Ты когда-нибудь видел лица разъяренной толпы? — рассказывал мне Леня. — Они шли прямо на нас, моя невеста стояла у меня за спиной, и я понял, что сейчас мы погибнем. Их было двести человек, в руках — топоры, дубины, обрезки труб. У меня был пистолет, но я понимал, что не успею даже сунуть руку в карман. И вдруг в тот последний момент, когда уже кто-то взмахнул дубиной или топором, вперед выскочил какай-то старик и закричал по-азербайджански: «Стойте! Я знаю этого человека! Этот человек всегда делал нам только добро! Клянусь предками — весь Баку это знает! Он должен уйти отсюда живым!» И, представляешь, они — погромщики! — раздвинулись, они сделали живой коридор, и мы с Адой прошли сквозь эту толпу к моей машине, сели и уехали в аэропорт».

Вы же умный человек, Борис Абрамович, вы уже поняли, почему я рассказал о своем друге. Таким должен быть каждый еврей. Деньги, которые дает нам Бог при феодализме ли, социализме или капитализме, даны не нам, а через нас — тем людям, среди которых мы живем. Только тогда наши прибыли будут приумножаться — по воле Его. И только тогда мы — евреи.

Сегодня народ, среди которого мы живем, в настоящей беде. В стране нищета, хаос, отчаяние, голод, безработица, мародерство чиновников и бандитов. Наши возлюбленные, русские женщины, на панели. Так скиньтесь же, черт возьми, по миллиарду или даже по два, не жидитесь и помогите этой нации на ее кровавом переходе от коммунизма к цивилизации. И скиньтесь не только деньгами — скиньтесь мозгами, талантами, сноровкой, природной и Божьей сметливостью, употребите всю свою силу, волю, власть и богатство на спасение России из пропасти и излечение ее от лагерно-совковой морали и этики. Люди, которых вы спасете, оградят нас и вас от погромов, а матери ваши, ваши еврейские матери, скажут вам тихое «мазул тоф!».

Письмо это взбудоражило общественность. Но характерно — Гусинский и Березовский сделали вид, что их это не касается, а подвластные СМИ практически замолчали письмо, ибо рассуждения Тополя не вписывались ни в идеологию БАБа и «Гуся», ни в идеологию РЕКа.

Продолжение


Автор: Александр Черняк
Все публикации