Лидия Сычева: интервью
«Сопротивляться сатанизму!..»
Сегодня в гостях у "Саровской пустыни" впервые за время работы проекта "Журнальная Россия" не обычный, "бумажный", а интернет-журнал. На вопросы нашего корреспондента о том, чем живёт это издание, кто его авторы, каковы литературные и политические приоритеты, отвечает главный редактор литературного интернет-журнала "
- Как и когда возник ваш журнал? Кто стоял у его истоков?
- Первый номер вышел 6 ноября 1998 года, так что в этом году нам 15 лет. Сколько за это время скончалось "бюджетных проектов" в области культуры и СМИ - не перечесть!.. А вот мы - живём. Это, конечно, немного странно, потому что "МОЛОКО" затевалось студентами-заочниками Литинститута, полуголодными, скромно одетыми молодыми людьми, на которых общественное мнение смотрело тогда, как на блаженных: какая литература, какая культура - деньги надо зарабатывать!.. А уж время-то - после дефолта 1998-го года - и вовсе не располагало к "инвестициям". Впрочем, поскольку у нас не было никаких сбережений, мы в кризис ничего не потеряли.
Журнал придумала Наталья Алексютина, прозаик из Санкт-Петербурга. Мы сидели на лекции по истории русской критики, переписывались в тетрадке, чтобы не мешать разговорами преподавателю. У меня сохранились эти записи: "А давайте будем свой журнал издавать!" "А как назовём?" "Молодое око"! "Как-то "одноглазо" получается. Лучше сократим - "МОЛОКО".
Честно говоря, тогда я несерьёзно отнеслась к идее журнала, хотя однокурсники и выбрали меня главным редактором. Думала, что мы выпустим пару номеров, и энтузиазм заглохнет. Всё-таки журнал - дело затратное, деньги нужны.
И впрямь, после 6 или 7 выпуска у нас наступил "редакционный кризис" - обучение в Литинституте подходило к концу, все разъезжались по родным городам и весям. Как обсуждать материалы, верстать, где печатать, распространять?! И тут на выручку пришел Интернет. Мы решительно расстались с бумагой и перешли в сеть. И живём там до сих пор, недавно переехали на новый домен.
Оглядываясь в прошлое, могу уверенно сказать: все люди, которые были у истоков "МОЛОКА", - состоялись. Мария Козлова (Мускевич) - известный тележурналист, Виктор Боченков - ученый, крупнейший специалист по старообрядчеству, Михаил Бондарев - поэт, литературный редактор журнала "Золотая Ока" (Калуга), Юрий Горюхин - главный редактор "Бельских просторов" (Уфа), Наталья Алексютина - литературный критик, собкор "Учительской газеты" в Санкт-Петербурге. Позже в коллектив влились Вячеслав Румянцев, главный редактор портала "Хронос", кандидат исторических наук Артём Ермаков (Иркутск), поэт Василий Попов из Ангарска. Это всё известные, авторитетные люди, прекрасные литераторы. Я рада, что судьба свела меня с ними.
- Какова художественная и политическая идеология журнала? Чем он отличается от других?
- Разумеется, у "МОЛОКА" были веские причины для появления. В 90- е годы в общественном сознании тон задавала философия постмодернизма и соответствующий художественный метод. Традиции русской классической культуры осмеивались и разрушались. Литинститут, особенно дневное отделение, отчасти следовал за этой модой - всегда среди творческих людей находятся конъюнктурщики. Но были и те, кто видел, что весь этот чернушный постмодерн - мусор на потребу дня. Кстати, хорошо финансируемый западными грантами, отечественными олигархами и швыдковским минкультом. Как вы думаете, что могло эти три разные силы объединять?! Наверное, "любовь к России"...
Наша принципиальная позиция была в том, чтобы противиться разрушению и развалу. "Красота, честность и национальная полезность" - на этих принципах строилось "МОЛОКО". Мы сразу заявляли себя "почвенниками" и "консерваторами", впрочем, только по главной, корневой сути, но никак не по форме. Красота невозможна без совершенствования и обновления, без упорядочивания хаоса в гармонию - посему мы не страшились новых стихов и прозы. Да что там, мы ведь и сами были новыми писателями! И потому не боялись новых форм, нового пространства, а наоборот, их использовали. "МОЛОКО" стало первым журналом консервативного (традиционного) направления, появившимся в интернете. Мы стали первым изданием, открывшим свой видеоканал на ютубе - для чего мы специально сняли несколько роликов, сюжетов. С "МОЛОКА" начался проект "Русское поле" - содружество литературных журналов в сети, где представлены, в основном, провинциальные издания. Этот проект, созданный в противовес "Журнальному залу", существует до сих пор, хотя наши финансовые возможности не сопоставимы.
У "МОЛОКА", безусловно, есть своё лицо. Здесь выходят материалы, которые по тем или иным причинам не были опубликованы в других изданиях. Это придаёт нам оригинальность, своеобразие, и потому на отсутствие читателей и писателей мы не жалуемся.
- Назовите авторов, сделавших имя журналу.
- Прежде всего, это члены редколлегии - они стояли у истоков издания, о них я уже сказала. А дальше я могу перечислять всех наших авторов, их, наверное, четыреста или пятьсот человек - каждый из них своим трудом, творчеством, укреплял авторитет "МОЛОКА". Мы им очень признательны: они бескорыстно потрудились во славу русской словесности - в журнале нет гонораров, авторов мы ничем не можем поощрить!..
У нас печатаются люди разных национальностей, вероисповеданий, идеологических убеждений и пр. Но: всех наших авторов, я надеюсь, объединяет общее нравственное чувство - любовь к человеку, к родной стране, к нашей истории. Каждый из нас стремится достичь высот в творчестве и идти по дороге призвания благородным и честным путём. Сила "МОЛОКА" - именно в людях, в авторах.
В журнале публиковались современные классики: Виктор Лихоносов, Валентин Сорокин, Юрий Бондарев.
Мы рады, что предоставили свои интернет-страницы молодым, но очень перспективным прозаикам: Евгению Москвину, Игорю Удачину, Андрею Антипину (Иркутская область), Ульяне Гамаюн ( Днепропетровск), Валерии Кирсановой (Смоленск). В "МОЛОКО" присылают свои произведения Владимир Веретенников из Даугавпилса, Дмитрий Крылов из Вашингтона, Владимир Шапко из Казахстана. Мы, пожалуй, единственное издание, которое систематически печатает обзоры других провинциальных журналов - "Огни Кузбасса" (Кемерово), "Литературный меридиан" (Приморье), "Простор" (Казахстан), "Сибирь" (Иркутск), "Подъем" (Воронеж) и пр., за что огромное спасибо нашему обозревателю Руслане Ляшевой.
В "МОЛОКЕ" блистает своей прозой эссеист "Литгазеты" Валерий Рокотов, "жжёт глаголом" стихотворец Роман Эсс, призывает спасать село владелец личного подсобного хозяйства Денис Сухинин (Тверская область), разбирает козни мировой закулисы публицист и прозаик Геннадий Старостенко (Барнаул)...
А ещё у нас - Елена Пустовойтова, Геннадий Муриков, Дарья Гущина, Вячеслав Лютый, Нина Стручкова, Владимир Пронский, Игорь Шумейко, Екатерина Глушик, Иван Евсеенко, Дмитрий Мещанинов, Виктор Никитин, Татьяна Шабаева, Василий Киляков, Александр Нестругин, Геннадий Литвинцев, Дарья Симонова, Марина Кулакова, Александр Щербаков,
- Каково отношение к журналу (и к авторам и публицистике-литературе вообще) властей? Оказывается ли какая-то поддержка?
- Власти, конечно, нас читают - как только мы про них что-нибудь напишем. Про то, например, как под видом африканской чумы свиней у нас "зачищают" село, или как офшорные капиталисты собираются добывать никель в Черноземье вопреки воле народа.
А вообще-то больших любителей литературы среди властей я не замечала. Они чаще чековые книжки "читают". Ну, и, конечно, "МОЛОКУ" никто никогда ни копейкой не помог. Хотя Минкультуры могло бы, например, ну хотя бы "спасибо" сказать русским писателям. Пока наше государство продвигало за рубеж и в общественное сознание литераторов-говноедов (это самоназвание Владимира Сорокина), презентуя их как "совестей нации", мы всё-таки сопротивлялись этому сатанизму, боролись за то, чтобы наша земля в интеллектуальную пустыню не превратилась. Но у нас считается, что всё хорошее происходит лишь по чиновничьему хотению-велению. К счастью, это не так.
"МОЛОКО" выходит только потому, что члены редколлегии тратят своё личное время на чтение рукописей и отбор, а литераторы - безвозмездно отдают нам свои произведения для публикации. Журнал - благотворительный проект, это наша помощь и осознанное служение родной культуре.
- Каким вам видится будущее "бумажных" журналов?
- Мне не хотелось бы делать прогнозов, поэтому я скажу о настоящем. Посмотрите, что в мире творится: национальное самосознание - уже сегодня роскошь для многих стран, народов, государств. Глобалисты блокируют пути распространения информации, приучают людей к генно-модифицированой культурной "пище". Литературные журналы - важнейший способ "думанья", очевидный путь не утратить себя; они дают обществу картину борьбы идей, форм искусства, образы будущего и прошлого.
Назову ещё несколько литературных изданий, помимо тех, что уже упомянула выше, кои заслуживают, как мне кажется, внимания читающей публики. Это журналы "Алтай" (Барнаул), "Аврора" (Санкт-Петербург), "На русских просторах" (Санкт-Петербург), "Сихотэ-Алинь" (Владивосток), "Странник" (Саранск), "Парус" (Москва), "Север" (Петрозаводск), "Родная Кубань" (Краснодар), "Двина" (Архангельск), "Приокские зори" (Тула), "Голос эпохи" (Москва), "Полдень" (Московская область, Мытищи), "Сибирские огни" (Новосибирск). И, конечно же, жители Сарова хорошо знают журнал "Нижегородская провинция" и его главного редактора Любовь Ковшову. Любовь Петровна - настоящий подвижник и патриот, автор чудесной, трепетной книги "Земную жизнь пройдя до половины". Журнал "Нижегородская провинция" создаётся с большим вкусом и любовью. Для меня было огромной честью напечататься в нём.
Впервые напечатано в газете «Саровская пустынь», № 12, октябрь 2013
Перепечатано в журнале «Литературный меридиан» №11, ноябрь 2013
Литературный интернет-журнал "МОЛОКО": moloko.ruspole.info
Видеоблог на ютубе: www.youtube.com/user/MOLOKOLS
Связь с редакцией: molokols@yandex.ru
Рассказы, эссе, статьи Лидии Сычёвой читайте
Контакты
Карта сайта